Тематическая кинорулетка. Отвага на каждый день (Kazdy den odvahu, 1964)

Nov 16, 2016 15:22

Шестой раунд. И первый после перезагрузки - голосование было запущено заново. Победила, что неудивительно, чехословацкая новая волна, революционный пир шестидесятых годов прошлого века. В комментариях под постом-приглашением в игру было заметно оживление и общее положительное настроение: ну, в этот раз гульнём, фильмы-то сплошь хорошие! Однако я резко почувствовал себя лишним на этом празднике жизни. Во-первых, Милош Форман - один из моих трёх любимых режиссёров, я очень люблю его фильмы и уважаю его всей душой. Но его творчество в шестидесятые годы, доамериканский период, мне импонирует менее всего. И, как несложно догадаться, каждый из его фильмов в эти годы - заметная веха "новой волны". Во-вторых, познакомившись со статьями об этой славной киноэпохе, я выудил главную мысль - кроме поднятия уровня кинематографа в стране в общем, перед режиссёрами не стояло никаких целей. Кто во что горазд. Поэтому и параллели между фильмами проводить бессмысленно. В-третьих, всё закончилось быстро и не сказать, чтобы удачно. Уровень кинематографа вернулся к исходному, а деятели в большинстве своём взяли паузу, либо вообще покинули страну. Всё вместе составило в моём разуме сюжет скорее для драмы, чем для сказки, пусть даже с печальным концом. Вернуть мою веру должен был фильм Эвальда Шорма "Отвага на каждый день".

Главный герой - обычный, но довольно перспективный, рабочий по имени Ярда, чувствует себя "сбитым лётчиком". Имея красивую девушку, хорошую работу с вероятностью скорого повышения, верных друзей и даже нескольких людей в подчинении, всё повествование он находится в состоянии абсолютной, тотальной меланхолии. Со всеми ругается, препирается, лезет в драку, а когда понимает, что неправ - резко смолкает и смотрит вдаль. Увы, но как в Ярде, так и во всех, кто его окружает, кроется главный минус фильма - осознанный отказ режиссёра от развития персонажей. В пиковый момент, когда Ярда понимает, что жизнь летит к чертям - он изменяет своей женщине с женой коллеги по работе. В пиковый момент, когда девушка Ярды понимает, что жизнь с этим человеком представляет собой сплошную рутину - она бежит в свою комнату и плачет. Общая же сюжетная канва остаётся прежней - всё хорошо, всё как-нибудь устроится. А фильм, тем временем, всё дробится и дробится на эпизоды. В какой-то момент становится совершенно непонятно, где тут завязка, где кульминация и к чему вообще это всё может привести - будто набор короткометражек смотришь. Вот Ярда и его подчинённые. Не слушаются бригадира. Революция? Вот о Ярде приехали делать сюжет в газету. Журналист признаётся, что будет врать, потому что ничего больше делать не умеет. Революция? Вот Ярда в ответ на незатейливый фокус в цирке забегает в гримёрку и избивает фокусника, слыша в ответ только: "Грубиян!". И здесь революция? Всё происходящее может обернуться в чёткую форму только если вспомнить, что в первые минуты фильма режиссёр представляет нам главного героя как эдакого рубаху-парня, который и поработать не прочь, и развлечься. Но развлечься по-умному: послушать лекцию на рабочие темы, посмотреть фильм о них же, организовать кружок самодеятельности. Беда же в том, что его никто не хочет поддержать, а одного человека, как тот самый прут из веника, сломать очень легко. Вы назовёте дальнейшие мини-революции в душах каждого персонажа психологическим анализом, я же назову это попыткой сделать хорошее кино из ничего под лозунгом: "Все снимают - и я сниму". Попытка получилась неудачной.

И, возвращаясь к стартовому абзацу, ситуацию могли бы спасти визуальное пиршество или какие-нибудь тонкие художественные находки, но откуда им взяться, когда у всей "волны" нет определённой цели. Ладно, что фильм чёрно-белый (хотя вспомнив "Мариенбад" в голове сразу смена устоев), но снят он и правда безыскусно и совсем по-простому. Запомнился, по большому счёту, только один эпизод. Точнее серия эпизодов, в которых каждый герой задумывается о том, что же такое счастье. Для кого-то - бочонок пива и девчонка с круглой попкой, для кого-то - "жить по-человечески", для кого-то - убить кошку, что мешает спать, для кого-то - сделать всё, чтоб эта кошка была жива. И только Ярда всё нарезает по улицам круги, печально смотря себе под ноги и ничего не понимая. Если бы Шорм к каждому психологическому пласту подходил так аккуратно - фильм бы мог получиться выдающимся. А так - просто нарезка из обычных жизней обычных чешских людей. Сделать из этого запоминающееся кино только сыграв на контрастах, скарапулив самоанализ да вставив умных цитаток в финал, не выйдет. А глобальный вывод - веру мне не вернули. Извините, если кого задел.

Оценка: 5 из 10.
Previous post Next post
Up