36. Переписка Ивана Грозного и Юхана III.

Aug 25, 2011 12:23

Иван Грозный как мы знаем, был одним из последних Рюриковичей, и чрезвычайно интересно, как он относился к истории возникновения своего рода. От Ивана Грозного нам досталось довольно значительное литературное наследие. (Из Ивана Грозного делают в нашей и зарубежной истории и литературе карикатуру. Последняя карикатура - исторический фильм Лунгина Царь. Соединив известия тенденциозных западных источников о дикой жестокости Ивана Грозного и известные факты о набожности царя, составлении им молитв и т.д. он создал фантастический образ фанатика-царя, параноика, которого в реальности никогда не было. К тому же образ Ивана Грозного перекликается с таким же фантастическим образом "маньяка и параноика" Сталина, который тоже создан западными пропагандистами и ничего общего с реальностью не имеет. Но это лишь плод фантазии самого режиссера. Впрочем, этим страдали многие ученые и деятели культуры, которые внимали всему, что скажут на западе, вместо того, чтобы изучать источники. И сейчас также продолжают с детской доверчивостью, открыв рот, внимать всему что там за бугром придумают.)
Сохранились два послания Ивана Грозного к шведскому королю Юхану III(1568-1592). Сама предыстория этих посланий довольно интригующая, тем более, что здесь не обошлось без женщины, которая оказалась между четырьмя особами царской крови, борющимися за власть, влияние и территории. В 1397 г Швеция по Кальмарской унии входила в состав датского королевства. Но в 1523 г. она обрела независимость, и королем ее был избран Густав Ваза. После него трон перешел к его сыну Эрику XIV,
сводный же брат ЮханIII был заточен. Так как он не имел такой родословной как Иван Грозный, последний отказывался признать его равным себе и считал, что шведский король может общаться с ним только через новгородских посредников. Эрика XIV это задевало и он даже просил польского короля посодействовать. Кроме того, Ливония оставалась спорной территорией, на которую претендовали Россия, Швеция, Дания и Польша. В результате переговоров со Швецией, Иван Грозный соглашался подписать мирный договор и признать равенство с собой Эрика XIV. Взамен тот обещал выдать Ивану Грозному жену своего брата Юхана III Екатерину, которая была сестрой польского короля. Таким образом, Иван Грозный затевал сложную политическую
комбинацию, которая была направлена на подписание мирного договора со Швецией и
одновременно давление на Польшу в вопросе с Ливонией. Разменной картой была
Екатерина. Мирный договор был подписан в Александровской слободе в 1566 г, а для его ратификации в Швецию было отправлено посольство. Оно же должно было ратифицировать договор, получить Екатерину и привезти ее в Россию. Но во время пребывания посольства в Швеции, произошел государственный переворот(29 сентября 1568г). Эрик XIV был свергнут и заточен в тюрьму, а королем стал Юхан
III. Мирный договор понятно, сорвался, более того, Юхан был раздражен за притязания на свою жену, обесчестил послов, бросив их в темницу. Иван Грозный не остался в долгу, Абовский епископ Павел пришедший с посольством был сослан в Муром и сидел там до 1572 г, когда был отпущен в Швецию с условиями мирного договора. Отношения стали портиться. И в 1571-1572 г Иван Грозный двинулся
в северную Ливонию с армией и без труда занял Пайду. Но конфликт только начинал
разгораться, а пока царствующие особы обменивались нелицеприятными посланиями в адрес друг друга. Второе послание было написано Иваном Васильевичем как раз
когда он находился в Пайде(Вейсенштейн) в январе 1573 года. В этом послании в
частности обсуждается вопрос равенства царствующих особ. Иван Грозный в резкой
форме отказывается признать равенство с ним Юхана III, при этом демонстрируя прекрасную осведомленность в истории Швеции и политической ситуации в Европе. Также он пытается оправдаться в истории с женой Юхана III Екатериной и указывает на законные притязания на Ливонию. «А просили мы Катерину, сестру брата своего, для того только, чтобы взяв ее, отдать ее своему брату Сигизмунду-Августу, Божьей милостью королю польскому и Великому князю литовскому, а у него взять за сестру его Катерину свою вотчину, Ливонскую землю, без кровопролития...». При этом он подчеркивал, "как брат твой Ирик оманкою нам хотел дати жену твою Катерину", сказав, "что тебя в животе нет". В это м же послании есть короткий ответ на выпад Юхана III поповоду князя Ярослава Мудрого: «Ты писал на счет нашего царского письма о великом государе самодержце Георгии-Ярославе, это мы потому писали, что с великим государем самодержцем Георгием-Ярославом во многих битвах участвовали варяги, а варяги немцы; и раз они его слушали, значит, были его подданными: но мы об этом только известили, а нам это не нужно».
Для того, чтобы разобраться о чем идет речь, необходимо обратиться к переписке между монархами за 1571-1572 гг., хранящаяся в Государственном архиве Швеции (Sweden Riksarkivet. Muscovitica 671). Переписка показывает , что к Ярославу Мудрому и его варягам Грозный обратился по вполне понятным политическим причинам. В своих притязаниях на Ливонию Иван Грозный сослался на Ярослава Мудрого, который основал Юрьев (Тарту на территории Эстонии) в 1030г. В октябре 1571 г. царь, отвергая предложение короля вести переговоры с Москвой, пишет: "…При великом государе Ярославе Георгии, которои в чюди в свое имя в Вифлянскои земле град Юрьев поставил, и тот тогды самодерствовал в своеи отчне в Великом Новгороде. А не токмо Вифлянская земля и Свеиская послушна была, и заморские немцы на воину с ним хаживали, то в летописцех в старых и в кронокех написано. А за некоторою новгородцов послугю их пожаловал, дал лготу на многие лета…". Довод своего противника, что "в Новегороде королевство или князство особно было, иноб потому тогды и ссылка была", царь отвел тем, что новгородцы от Ярослава "до деда нашего самодержства в той волготе были, а князей имяли от наших прародителей самодерства… ино и тогды было под нашего самодерства властию, а не особное государство".
На слова царя, что Ярославу Мудрому "не токмо Вифлянская земля и Свеиская послушна была", Юхан III 31 июля 1572 г. раздраженно ответил: "А что ты пишешь, что один из твоих предков по имени Ярослав Георгий имел якобы Швецию под своим началом, того в наших книгах нет, то ты сам сочинил по своему велему разуму". Именно эта фраза вынудила Грозного вновь обратиться к личности Ярослава Мудрого в письме от 11 января 1573 г и вставить цитируемый отрывок про варягов.
Из письма следует, что Иван Грозный считал варяг немцами. Но слово «немцы» в 16 веке кроме обозначения германцев имело и более широкое значение, чем сейчас. Оно означало всех иностранцев, разговаривающих на непонятном языке. Под немцами понимали и шведов, и датчан, и англичан. Иногда так и писали «английские немцы» или «шведские немцы». За это и ухватились норманнисты. Интересно, что норманнист
Карамзин, слепо веривший в скандинавское происхождение Рюрика в 1821г, приводя
этот отрывок из переписки просто заменил немцев на шведов: «…В старых летописях упоминается о варягах, которые находились в войске самодержца Ярослава-Георгия: а варяги были шведы, следственно его подданные». В таком виде послание преподносили в качестве аргумента в пользу норманнства варягов эпохи Киевской Руси авторитетные в России и за рубежом ученые А.А. Куник и В. Томсен. Эта подделка Карамзина до сих пор аукается, так как и сейчас он остается авторитетным источником по изучению истории России. Но сам контекст послания Ивана Грозного показывает, что Грозный не использовал слово «немцы» в широком смысле, иначе получался бы смысл, что варяги некие иностранцы. Совершенно очевидно, что здесь Иван Грозный имеет в виду определенный народ. Какой именно, понять можно из свидетельств иностранцев той поры. Саксонец Г. Шлитте, в 1547 г. направленный Грозным для вербовки за границей специалистов (где и был задержан), около 1556 г. сочинил проект царского письма императору Священной Римской империи Карлу V, где от имени русского монарха говорится, что "мы одного корня и происхождения с германцами…" . Д. Флетчер (посол Англии в Москве в 1588-1589 гг.), отмечая, что царь "часто гордился, что предки его не русские", привел слова своего соотечественника, которому Грозный как-то сообщил: "я не русский, предки мои германцы". По свидетельству немца Г. Шульца, очевидца переговоров в июне 1570 г Грозного и герцога Магнуса, царь в присутствии Боярской думы и иностранцев сказал "королю" Ливонии: "…Сам я
германского происхождения и саксонской крови..." . В 1566 г. со слов немца Г.
Писспинга, вернувшегося из России, стало известно мнение царя, что "род его происходит из баварских владетелей, и что имя наших бояр означает баварцев". Карамзин информирует, что "любимцы" Грозного ливонские дворяне И. Таубе и Э. Крузе, в 1569 г. склоняли жителей Ревеля признать власть царя под тем предлогом, что "он любит немцев, сам происходит от дома Баварского...". Из приводимых свидетельств видно, что Грозный имел в виду под «немцами» германцев. Стремление вывести свой род от германцев было продиктовано вполне конкретными политическими задачами. Грозный хотел приравнять свой титул к титулу императора Священно-римской империи. Но для этого нужно было вывести родословную и приемство власти от римских императоров. В 16в были распространены легенды об основании городов императором Августом в балтийском поморье. В частности приобрела хождение легенда об Августе Пруссе, которая должна была «удревнять» родословную русских царей и обеспечивать приемство власти от самого Августа. «Прус же брат … бысть римского кесаря Августа». Эта история перекочевала и на запад. Вот что сообщает «Краткая генеалогия великих князей Московских, извлеченная из их собственных рукописных летописей», изданная в Кельне в 1576г. : «Приде на Русь из немец, из прус, муж честен от рода римска царя Августа кесаря, имя ему князь Рюрик». Чтобы какая-то история или легенда приобрела доверие, она должна опираться на какие-то факты, желательно общеизвестные. Старое варяжское предание нельзя было просто перечеркнуть и написать другое. Написать вместо варягов пруссов было нельзя. Поэтому в летописях 16 в. появляются неуклюжие искусственные добавки «идоша за море к варягом и пруси, иже сице звахуся варязи». Т.е. к варягам добавили пруссов и попытались убедить, что они тоже звались варягами. Но даже в этом отрывке видно, что не заменили варягов на прусов, а рядом с варягами поставили прусов. Этого было достаточно, так как и так все знали, что варяги живут рядом с прусами. Все эти легенды эксплуатировались потому, что было известно, о происхождении Рюрика из Южной Балтики, где как раз
легенды рассказывали о создании городов Августом. В частности славянский город
Волин в устье Одера считался основанным Августом. Это позволяло при небольшом
полете фантазии увязать родословную с самим Августом. Здесь важно то, что если
бы во времена Грозного считали, что Рюрик вышел из Швеции, подобного рода легенды просто не могли бы возникнуть, утрачивалась бы связь между Рюриком и
основанием городов Августом в Южной Балтике.
Но что интересно, несмотря на хождение легенды об Августе Пруссе, ее внесении в летопись и даже издании генеалогии за рубежом, в официальной переписке со шведским двором сам Иван Грозный не рискнул использовать эту легенду. Это и понятно, в официальных документах, где щепетильно выяснялись родословные и значимость титулов ссылаться на сомнительные легенды было нельзя. Несмотря на внесение легенды в летописи и появлении ее в зарубежных источниках, легенда об Августе Пруссе так и не приобрела значение при дворе Ивана Грозного, о чем свидетельствует приписка на полях одной из рукописей 16в рукой царевича Ивана, сына Ивана Грозного: «Списано бысть сие многогрешным Иваном русином, родом от племени варяска, колена Августова».
Во время Ивана Грозного немцы и датчане уже давно оккупировали земли поморских славян. Как таковой Вагрии уже не было. Славянское население смешалось с немцами и онемечилось. Славянские города стали основой Ганзейского торгового союза. Немецкие земли и земли славян-ободритов входили тогда в пределы Священно-римской империи, которая имела преемство, как считалось, от римских императоров. Поэтому Иван Грозный и указывает на немецкое свое происхождение. А это в свою очередь дает ему возможность «породниться» с римскими императорами.
Как видим, в основе легенды об Августе Пруссе, так и в указании Ивана Грозного, что варяги это немцы и что он имеет родство с немцами, лежит представление о том, что варяги выходцы из земель Южной Балтики, а не Швеции. Без этого представления теряют смысл все построения генеалогии русских царей, стремящихся вывести происхождение династии Рюриковичей от римского императора Августа.

Русь, История России, Рюрик, Варяги, Древнерусское государство, Иван Грозный

Previous post Next post
Up