С печалью о брате-Герострате

Apr 09, 2012 19:42

Как известно, недавно лидеры российского баптистского союза приняли письмо, призывающее не допускать разделений по вопросам кальвинизма/арминианства. В ответ на это широко известный в узких кругах Геннадий Гололоб опубликовал свое обращение, в котором содержится призыв бойкотировать решение братьев, не прекращая святого джихада против кальвинистской ереси. Я поинтересовался мнением Виктора Семеновича Рягузова о воззвании Гололоба. Свое отношение он выразил в нижеследующем письме.

(Примеч.: Герострат - грек из Эфеса. Чтобы обессмертить свое имя, в 356 г. до н.э. сжег храм Артемиды Эфесской.)

С ПЕЧАЛЬЮ О БРАТЕ-ГЕРОСТРАТЕ…
Для многих людей Геннадий Гололоб является авторитетным автором, экспертом в богословии, страстным апологетом арминианства. Я читал некоторые его произведения, восхищался его эрудицией и способностью убеждать людей. Однако его призывы в комментариях на письмо РС ЕХБ о сотериологических разномыслиях меня очень опечалили. На мой взгляд, они несут два зла.

Во-первых, призывы к неповиновению пастырям провоцируют грех разделения. Апостол Павел предупреждал: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» (Рим. 16:17). Проживая в Украине и не будучи членом российского братства, Геннадий бросает в него через интернет факел разделения: «Призываю народ Божий к опротестованию такого решения и отказу в повиновении в пользу мнения о недопустимости проповеди с кафедры кальвинистского учения и позволении проповеди арминианского, что полностью соответствует официально признанному вероисповеданию РС ЕХБ».

Я понимаю, ломать - не строить, душа не болит. У Гололоба не может болеть душа за братство, которое он не создавал. Я понимаю, он воспитывался системой Совета церквей, где устроение разделений в народе Божьем (конечно, только истины ради!) считается делом святым. В той среде устранили важнейший баптистский принцип о свободе совести. Сошлюсь на С.В. Санникова: «Перемещение на второй план принципа свободы совести и выведение его из состава семи [баптистских принципов] также симптоматично в среде СЦ ЕХБ, где постепенно все более и более стала доминировать не свобода, а строгая вертикаль власти. Именно эту централизацию власти обличал Г.П. Винс в конфликте с Г.К. Крючковым в 1991 году».

Я понимаю (но не разделяю!) неслыханную богословскую смелость брата Геннадия. Мне доводилось читать его высказывания, в которых он допускает возможность отпадения от Бога… даже в раю! Он настолько крепко поверил в свободу воли человека, что ни Божья сила, ни подобие Христу, ни пребывание рядом с Ним на троне славы, ни отсутствие дьявола-искусителя, ни видение страшного озера огненного не могут гарантировать отпадения человека, свободного в своей воле!

Я готов многое понять в его писаниях, но только не опасные призывы к неповиновению пастырям церкви! Я примеряю их к своей общине, где тружусь более тридцати лет, и прихожу в ужас при мысли об объявлении междоусобной войны святых! Ее первыми жертвами станут слабые верующие и молодежь, и Гололоб берет на себя ответственность за их гибель, прекрасно зная, что сказал Христос о жерновном камне для соблазнителя!

Можно было бы понять ревность брата, если бы вопросы об условности/безусловности избрания и сохранения спасения относились к категории важнейших! По ним были, есть и будут разномыслия. Их нужно обсуждать в кругу специалистов-богословов, но не устраивать из-за них войны.

Письмо руководителей РС ЕХБ было вызвано тем, что стал фактом неодинаковый взгляд на вопросы избрания и спасения в церквах нашего братства, стала фактом борьба своих против своих в этих вопросах, сопровождающаяся разделениями, отлучениями и изгнаниями несогласных. Все, что могли сделать вышестоящие братья, - это остудить горячие головы призывом не выносить на кафедру спорные вопросы, учить тому, с чем согласно церковное руководство. Они указывали на второстепенную значимость дебатируемых вопросов. И это правильно! Многие беды происходят из-за возведения второстепенных вопросов в ранг главных.

К кому обратил свой призыв Гололоб - к богословам? К руководителям объединений? К пастырям? Они были бы компетентны решать такие непростые вопросы. Однако нет, этот призыв направлен к народу, не знающему толком сути разномыслий, не владеющему достаточными навыками в исследовании Писания. Метод обращения к народу использовали иудеи в борьбе против Христа и апостолов: «Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить» (Матф. 27:20). «…Возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим». (Деян. 14:19). Богословский уровень в нашем братстве, к сожалению, невысок, и, бросая в него факел разделения, Геннадий рассчитывал на возбуждение страсти «стояния за истину». Вот реальный пример богословского уровня: в одной церкви некая сибирская бабушка спрашивает другую: «Ты баптистка или калинистка? Я - калинистка!» Таких «просвещенных» людей подталкивает к бунту брат Гололоб!

Апостольский же способ разрешения теологических проблем иной: «Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к апостолам и пресвитерам в Иерусалим» (Деян. 15:2). Именно второй способ был применен в РС ЕХБ, однако «поборник истины» его напрочь отметает! Ему бы поговорить со служителям Союза по душам, выяснить положение дел в нем, а потом уж вещать на весь мир об его уклонении. Но получается по Высоцкому: «Все не так, ребята!»

По поводу чего раздается призыв к противлению? Призыв обоснован несколькими причинами. Все они ничтожны, как прах земной, но Гололоб пытается устранить их странным способом - огнем, как если бы кто пожелал избавиться от муравьев в доме, устроив в нем пожар.

Первая причина беспокойства: «…является ли Божья благодать принудительной или нет?» Русские баптисты верят в убеждающую Божью благодать, которая устрашает грешника адской погибелью, открывает ему глаза на драгоценную жертву Спасителя и дает дар покаяния, возрождения, оправдания, усыновления и продолжает работу освящения над ним, пока не введет его в вечную жизнь. Именно о действии такой убеждающей благодати молятся наши церкви, и только ею спасается человек!

Сила убеждающей благодати иногда достигала впечатляющего значения и становилась похожей на добровольно-принудительную. Имею в виду явление Христа Савлу или уверование темничного стража. Если бы человеческая воля была неприкасаемой для Бога, Он не имел бы права голосом с неба, ослеплением очей принуждать Савла стать христианином, а землетрясением и апостольским призывом «не делать зла» приводить к вере темничного стража. Однако Бог не всегда действует по богословским схемам. Бывало, Он использовал мощные средства морального давления, которые нам и не снились: «…ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников [вере], словом и делом, силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика» (Рим. 15:18-19). А как насчет этих крутых мер, «ущемляющих» свободную волю согрешающих христиан: «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор. 11:32)? Бог есть Бог, и Он имеет право, в отличие от нас, на моральное и физическое «насилие», которое мы называем правосудием. Устраивать разделение из-за различной оценки действия благодати никак не продиктовано мудростью, сходящей свыше!

Вторая причина беспокойства: сребролюбие руководства РС ЕХБ. Гололоб обнаружил заказной характер примирительного письма служителей РС ЕХБ и знает, кто заказал это письмо, - кальвинистские спонсоры. А «кальвинизм подрывает устои братства, пытаясь завоевать себе право на существование в наших церквах, а вернее купить его». Мировые спецслужбы оценили бы розыскные способности Гололоба, если бы не очевидный факт: у союза ЕХБ западных спонсоров практически нет. Помогать России слишком дорого, и они инвестируют деньги в Африку, Мексику, где за 20 долларов в месяц можно содержать миссионера и за 1000 у.е. построить церковное здание. Союз выживает за счет пожертвований своих церквей и за счет сданных в аренду площадей в офисном здании. Не верите - обратитесь в финансовый комитет совета союза, и они дадут вам посмотреть статьи доходов и расходов.

В-третьих, Геннадий опасается, что сотериологические изменения в вероучении неизбежно приведут к созданию новой деноминации. Я думаю, это опасение навеяно советцерковским прошлым, где разделения происходили по любым поводам. Нам нет смысла отказываться от нашей славной истории, она нам хорошая наука! История не учит, что баптистское братство было от начала традиционно арминианским. Примерно восемьдесят лет оно исповедовало, по сути, кальвинистские доктрины о благодатном избрании ко спасению и стойкости святых. И лишь при слиянии с прохановскими последователями, которым Сталин доверил возглавить ВСЕХБ, евангельские христиане получили от баптистов название, а баптисты от евангельских христиан - арминианские взгляды. В несколько размытом вероучении, принятом в 1985 году, сотериологические вопросы освещены без особой детализации. ВСЕХБ понимало, что детализация может привести к перепалкам. Так что говорить о традиционном арминианстве нашего братства - явное преувеличение.

Во-вторых, призывы к неповиновению ударили по авторитету Геннадия как учителя и христианина. По убеждениям он арминианин, а по методам - инквизитор. С таким человеком сложно общаться. Из-за этого не лежит душа читать его книги. Ведь духовность автора - решающий аргумент для изучения его трудов. Ее-то в выступлении брата Геннадия я не обнаружил, как, впрочем, и в его взаимоотношениях с оппонентами, которым он безжалостно приклеивает ярлыки лицемеров, ловкачей. Такие эпитеты не укрепляют взаимоотношения. Томас Ватсон писал: «Благодать производит приятный характер, она превращает львиноподобную ярость в нежность ягненка. Что же мы можем сказать о производящих разделения? Разве Господь является их Отцом? Первое разделение на небесах совершил дьявол, поэтому они его могут назвать своим отцом. На своем щите таковые могут водрузить раздвоенное копыто, для них самая приятная музыка - они объединяются, чтобы разделять».

Если бы брат Геннадий был настоящим баптистом, он никогда не вмешивался бы в деятельность других церквей и не подстрекал бы их членов к бунту, ибо один из основных баптистских принципов - самостоятельность поместной церкви в решении всех вопросов и подотчетность Христу. К глубокому сожалению, своим поступком Геннадий напомнил ту фальшивую мать, которая кричала солдату царя Соломона: «Руби этого ребенка, пусть ни мне, ни ей (биологической матери) он не достанется!» А вот настоящая мать поступила по-другому: «Отдайте ей, пусть дитя живет!» Если бы для Геннадия РС ЕХБ был родным, он бы остерегся его разрушать!

Пример южных баптистов в США показывает, что в одной деноминации хорошо уживаются и кальвинисты, и арминиане - было бы взаимное уважение друг ко другу. Важнейшие вопросы, которые нужно понимать одинаково и которые следует всеми силами отстаивать, - это авторитет Писания, рождение свыше, святая жизнь и единство Церкви. А к прочим вопросам применимо правило: «…кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет. Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить» (Фил. 3:15-16).

богословие, публицистика

Previous post Next post
Up