Пришлось мне на досуге, но по делам съездить в город Кызыл. (Столица республики Тыва). Если рассматривать категориями, как добраться из Москвы, то определение "дырка от жопы" вполне подойдет. Это не обвинение тувинцам, это моя характеристика ситуации. Железной дороги - нет, прямых авиарейсов из Москвы нет, а Кызыл все таки столица региона, не самого маленького по своей площади. Но попасть туда самолетом из Москвы можно или рейсом до Абакан или рейсом до Красноярска, а от Красноярска состыковочным рейсом из другого аэропорта до Кызыла. Если лететь до Абакана (столица Хакасии), как я, то потом, еще более четырехсот километров надо добираться до Кызыла на автобусе или попутке. Таксисты в абаканском аэропорту объявили мне ценик 6000 рублей. Благо меня встречали, так что расходов таких, мне нести не пришлось. Тут фото дороги туда и обратно и один мой день в Кызыле.
Здание аэровокзала в Абакане было абсолютно типовым, с такими же типовыми зданиями аэровокзалов, какие я, уже когда то видел, в Хабаровске, Новосибирске, Иркутске или Южно-Сахалинске. Куда деваться, при СССР унификация была повсеместно...
Так, как вылет из Москвы был в два часа ночи, а прилет по Москве в 6-50, выспаться мне толком не пришлось. Поэтому, как только я сел, в машину, то сразу вырубился. Так, что каюсь, фото были сделаны из машины, между моими периодами сна и бодрствования. Первый раз, я проснулся перед перевалом, когда наш водитель остановился на перекус. Точка судя по всему культовая, так как местные "драйверы" и "залетные" дальнобойщики считают своим долгом тут останавливаться, или перед тем, как штурмовать перевалы в Саянских горах, или после того, как с этих перевалов они уже спустились.
Вполне себе приличные шалманы, где народ с удовольствием потребляет шашлычёк и другие "блюда местной кавказской кухни". Слегка перекусив, я сел в машину и снова вырубился. В очередной раз я проснулся на вершине очередного перевала, перед "полкой" - бетонным навесом над дорогой, что защищает её от снежных лавин и заносов, вроде вполне надежная конструкция, которая и зимой и летом должна защищать этот участок дороги от снежных лавин и каменных осыпей.
Недалеко от того места, где заканчивается "полка" на склоне горы стоит часовенка. Она обозначает место, где в 2002 году упал вертолёт с губернатором Красноярского края Александром Лебедем. А меня тем временем везли по трассе М54 (Енисей). Все выше поднимаясь в горы из вполне приличной весны с плюсовыми температурами мы вернулись в зиму, с легкой снежной поземкой и сугробами высотой не меньше двух - трех метров, что высились вдоль дороги.
Посредине пути, между Абаканом и Кызылом, находится, горнолыжный курорт Ергаки, относящийся к Красноярскому краю, и популярный как у самих красноярцев, так и у "хакасов" и "тувинцев", что подтверждается скоплением в этом месте большого количества машин с номерами 24, 19 и 17 регионов.
Надо отдать должное, за весь маршрут, убитые участки дороги, с ямами и колдобинами попадались нам всего два или три раза, в основном это вполне приличный асфальт.
В Кызыле, по отзывам собранным мной в интернете, всего три или четыре гостиницы, меня поселили в этой. Она считается самой приличной. Цена за одноместный номер, 2800 рублей, для столицы региона вроде и не дорого. В областных городах Центральной России, прилично поселится меньше чем за 3000-4000 рублей уже удается с большим трудом.
Перед гостиницей небольшая площадь, на котором стоит непонятный памятник, если судить по композиции, то явно "какой то матери"..
Чуть дальше, высится часовня недавно построенного православного собора. По словам местных, тут вообще мало, именно межконфессиональных конфликтов, так как сами тувинцы частью исповедуют шаманизм, частью буддизм, а часть тувинцев вообще приняла православие.
Буддийские мотивы видны во всех вновь построенных общественных и административных зданиях, которые мне довелось увидеть за те два дня, что я был в Кызыле. Даже некоторые автозаправки оформлены в характерных буддийских мотивах.
Тыва вообще республика мало известная простому российскому обывателю. Ну может некоторые и вспомнят, что нынешний министр обороны и бывший министр МЧС - Сергей Шойгу, выходец из этих мест. А вот российские олигархи типа бывшего сенатора Пугачёва, Олега Дерипаски или Руслана Байсарова, видимо смогли оценить богатства и красоту этих благословенных мест. Так, как глубоко вошли в предприятия добывающие на тувинской земле полезные ископаемые. Пугачев, правда все просрал, но остальные пока держатся. И ведь есть за что, если это никель, кобальт, медь, золото, каменный уголь...
Кызыл, это географический центр Азии, мне даже показали эту точку из окна машины...
А это немножко национальных мотивов, подсмотренных мной в зоне отдыха километрах в двадцати от Кызыла. В таких осовременненых юртах можно и пятидесяти градусные морозы пережить.
На следующий день мой путь через горы и перевалы повторился. После обеда, мы двинулись в обратную дорогу из Кызыла в Абакан.
Вдоль дороги, пока мы ехали по Тыве, все время попадались выпасы коров, и местные "ковбои" верхом на лошадях гордо провожали проносящиеся автомобили. Один раз видел такого ковбоя на верблюде, но не успех сфотографировать.
Пока мы не въехали "глубоко" в горы светило солнце, ну а в горах погода стала меняться через каждые "пять минут".
Температура понизилась и в результате вместо дороги на склонах образовались ледяные катки, на которых фуры тупо шлифовали лед и не могли сдвинутся с места. Временами, что бы разъехаться приходилось и постоять.
На одном из перевалов вблизи от горнолыжного курорта Ергаки. Вырвавшийся "из ледяного плена" снуобордист видимо не выдержал ожидания.
И снова "полка". Вид с другой стороны. Судя по фото, весь снег, что она сегодня сдерживает мог бы оказаться на этой дороге.
Мы не нарушаем традиций. Шалманы, ужин мантами и дальше в путь.
На обратном пути, я увидел, то что проспал по пути в Кызыл. Уже ближе к Абакану, моему взору открылась, воистину столбовая дорога на село Шушинское, то самое, где Ульянов (Ленин) вынашивал коварные планы по свержению царского режима. Там даже где-то мелькнул указатель на аэропорт. Еще ближе к Абакану, мы проехали город Минусинск, по школьной истории известный минусинской ссылкой декабристов и товарища Сталина (он же Джугашвили).
Потом была гостиница в Абакане, утренний подъем и снова местный аэропорт. такси от гостиницы до аэропорта стоило всего 100 рублей. цена порадовала. Регистрация и посадка прошли без осложнений, так что до свидания Абакан, и здравствуй Москва.