Наконец-то дошли руки написать про транспорт в Дублине.
Напишу я про автобусы и трамваи.
Кроме них, здесь есть, как и везде, такси, на которых не езжу; пригородные электрички, которые отличаются от наших тем, что они дороже, новее, другие поезда и тут не принято прыгать, как на Тимирязевской.
Иду с работы вдоль Гранд Канала.
Станция расположена на мосту. Вид в обе стороны.
Противоположная остановка и вид со станции на гранд канал.
На каждой станции есть карта ее окрестностей. LUAS - это название местного трамвая. В переводе с ирландского означает "скорость". Непонятно, зачем трамваю название. Пригородная электричка, кстати, называется DART (Dublin Area Rapid Transit) vader. Видимо, в языке Шекспира не придумали слово "электричка". В кремниевой долине называется аналогично: BART (Bay Area ...) simpson.
Указаны часы работы в зависимости от дня недели и интервалы в зависимости от времени дня, разные виды билетов (там есть обычные, разные проездные/комбо, и т. д.)
Автомат для покупки билетов. Можно даже оплатить банковской карточкой. По отзывам русских переселенцев, любая оплата банковской карточкой влечет за собой комиссию в 20 центов. Короче, банки тут жлобские.
Также, указано направление движения трамвая с этой платформы: Sandyford и Brides Glen - станции "из центра". Но я так далеко не езжу, до моей станции едет любой трамвай.
Но билеты я не покупаю. В Дублине можно почти в любом продуктовом супермаркете купить пополняемую транспортную карту под названием leapcard. При покупку надо на нее кинуть сразу сколько-нибудь денег, которые сразу будут на балансе.То есть сама карточка получается бесплатная. Пополнить можно также в любом магазине или в автомате для покупки билетов (на фото выше). Пополнение в магазине почти всегда бесплатно (т.е. все деньги идут на баланс), через терминал еще не пробовал.
Пополнить можно на 5, 10, 20, 30, 40, 50 евро.
Если пополнять на 5 евро, то заплатить придется 5.50, в остальных случаях по номиналу. Но учитывая стоимость проезда, пополнять на 5 евро никакого смысла нет.
Вот стенд с названием и терминал для активации/деактивации липкарды. Такой стенд есть на каждой станции. Терминалов по два на каждой платформе (на обоих ее краях).
При посадке в трамвай липкарду надо активировать, т.е. приложить к терминалу. На местном языке это называется "Touch on".
Терминал показывает баланс до списания денег и списывает с запасом. На самом деле моя поездка дешевле, деньги вернут, когда я приложу карту к такому же терминалу на конечной станции.
Пора бы уже сесть в трамвай.
Трамваи здесь семисекционные, рельсы бесшовные. Высота трамвая от земли сантиметров 20-25. В него спокойно закатывают детские коляски и заезжают моторизированные инвалидные коляски (посмотрите на высоту перрона на первых фотографиях - он находится на уровне пола трамвая!).
Также можно заметить, что колеса по разные стороны трамвая приводятся в движение назависимо - они не расположены на одной физической оси. По центру находится сквозной проход на уровне пола по всей длине трамвая.
Внутри трамвая.
Вид из окна.
Схема станций (с разных сторон трамвая на разных языках - ирландском и английском. Эта - ирландская). Слева конечная станция в центре города, St. Stephen's green. Через одну от нее станция Charlemont, на ней сажусь я и еду домой до Dundrum. Соответственно, по утрам еду из Dundrum до Charlemont; по выходным - до самого центра, т.к. оттуда ближе до офиса с экскурсиями. Две центральные станции составляют отдельную зону - мне туда из Dundrum ехать на 30 центов дороже, чем до Charlemont. По рабочим дням маршрут Charlemont <-> Dundrum - это целиком одна зона.
Еще интерьер трамвая.
Часть сидений - откидные. Надпись: "Воздержитесь от использования этих сидений в час пик". Интересно, сколько дополнительных стоячих мест они обеспечивают? Кажется, одно-два, не больше. С другой стороны, в эти места удобно ставить коляски, т.к. они здесь упираются в поручни и не укатываются.
Чтобы выйти, нужно нажать кнопку - только тогда дверь откроется. Чтобы войти, кстати, тоже - снаружи такая же. Это непривычно, первую неделю тормозил несколько секунд перед дверью. Также, надпись напоминает, что карточку нужно деактивировать, когда вышел.
Станция Dundrum, на которой я выхожу. Буква "u" в словах вроде Dublin, Dubdrum, Bushmills произносится местными жителями не как "у" и не как "a", а как что-то среднее между "хер пойми как" и "никак". Попробуйте, используя английское произношение, сказать "dbl[i]n", "dndrm", "bshml[i]ls". Буква "i" чуть-чуть читается, буква "u" почти не читается. Точнее, вместо нее получается короткий очень херовый звук неопределенной природы.
Надо не забыть деактивировать карточку, о чем напоминала нам надпись на двери при выходе из трамвая: Touch off. Это удобная система, особенно при возвращении домой в пятницу вечером: можно при необходимости выйти на промежуточной станции и подождать следующего трамвая.
Возвращается 0.85. Значит, в одну сторону мне ехать с работы стоит 1.45.
Если ехать до центра, то 1.75.
Кстати, когда еду Charlemont -> Dundrum (домой в пригород), то сначала снимается 2.30, потом возвращается 0.85. Если еду из Dundrum в сторону центра, то снимается 2.10 и на Charlemont возвращают 0.65. Если доехать до центра, то там вернут 0.35. Странно, ведь в таком случае это максимально возможная поездка.
(внимательные заметили, что балансы до и после поездки не согласованы. Фотографии делались в разные дни).
На каждой станции есть табло с временем до ближайших трамвая. Показывает правдиво. Недавно воскресным ранним утром был нежданчик в виде "15 минут ожидания". Обычно они ходят чаще.
Это тоже платформа Dundrum, только днем.
Ах да, конечно же, сам трамвай.
Дополнительно про липкарду еще можно сказать, что на ней есть с обратной стороны полезный номер. Можно создать аккаунт на соответствующем сайте, зарегистрировать там карту с этим номером и смотреть - когда и сколько денег списывали (обновление информации не сразу, но менее суток). Поездки на трамваях там представлены прямо двумя записями "-2.30" и "+0.85", т.е. показываются прямо транзакции. Также, регистрация карты на сайте позволяет решить проблему потери карты.
Также тут есть автобусы. С автобусом так: прикладываешь карточку, говоришь водителю остановку назначения, он списывает сколько нужно. Липкардой дешевле: мне от дома до центра города это стоит 2.15, а если наличными, то 2.60.
Оплата наличными сделана интересно: монеты кидаются в вертикальный прозрачный "карман", так что водитель может просто посмотреть и сосчитать. Если правильно, то он сбрасывает деньги и дает билет. Сдачу не дает, бумажки не принимает. Говорят, это все для того, чтобы водителей не грабили.
Автобус:
Все автобусы сине-желтые (неполитика), двухэтажные. Судя по надписи внутри, вместимость около 80 человек. Наверху потолок низкий, чуть ниже моего роста. Ехать стоя на верхней палубе запрещено. Думаю, единственная проблема, которая не позволяет использовать такие автобусы в России - троллейбусные и не только провода.
Для автобусов есть специальное мобильное приложение: Dublin Bus. Можно ввести название остановки и узнать, через сколько минут подойдет автобус. Время показывает правдивое, нужно лишь указать номер остановки или ее адрес. Кстати, ночью, когда пишу пост, "реалтайм инфо" что-то не работает, хм...
Само приложение вызывает вопросы в некоторых аспектах. Например, остановки по разные стороны дороги называются по-разному и имеют разные, порой никак не связанные номера (например, остановки у моего дома - это 1052/Barton Road, Beaumont ave и 1048/Barton Road, Meadow Grove, т.е. мне еще повезло). В центре с этим хуже, т.к. остановки называются просто по названию ближайших улиц.
Или вот: приложение умеет искать остановку по номеру - это хорошо. Умеет искать по номеру маршрута. Тут так: надо выбрать номер автобуса и направление и он на карте покажет список остановок, можно посмотреть адреса и номера. Я в первый день знал, что мимо меня ездит 14й автобус, но с направлением было смутно: написано "Towards Beaumont" и "Towards Dundrum Luas". Это сейчас я знаю, что первый - это от меня в центр, а второй - из центра домой. Он еще едет вокруг района, поэтому не сразу понятно какую остановку смотреть.
Еще умеет искать по адресу. Только с оговоркой: по адресу остановки. А тем временем юскейс-то обычно такой, что мне известен адрес назначения и я хочу туда добраться.
Поиск ближайшей остановки рядом:
Тут опять же, надо знать, в каком направлении нужна остановка. Не хватает функции "найти ближайшую остановку к такому-то городскому адресу" - приходится руками карту вертеть.
Есть планировщик маршрута, но он, опять же, требует знания адресов или номеров остановок.
Есть калькулятор стоимости, который требует сначала указать номер автобуса, потом направление, а потом из списка найти остановки по номеру/адресу. Из favorites подцеплять их этот калькулятор не умеет.
Бонусом две фотографии. Первая - светофорная кнопка. Тут они сделаны хорошо и герметично (погода диктует требования), большинство сенсорные, но есть и обычные, в целом - по городу много разных вариаций. Почти все с лампочками и сигналами.
Особенность - даже на маленьких Т-образных перекрестках иногда делают светофор, а зеленый пешеходам горит сразу по всем направлениям (и всем машинам в это время красный). Как следствие - ждать надо долго, потому народ не парится и просто так бегает.
Вторая - урна. Говорят, популярные блоггеры - фанаты мусорных контейнеров. Пусть здесь тоже будет.