Каждое поколение чем-то отличается от других. Для каждого поколения есть нечто, определившее его, создавшее его идеалы, скрепляющее его воедино. Нечто, о чём почти любой представитель этого поколения, если, конечно, он искренен, не сможет говорить без глубокого чувства. Мне 37 лет, и я принадлежу к поколению, которое принято называть поколением X - последнему поколению, которое ещё можно назвать советским. Пионеры, так никогда и не ставшие комсомольцами... И сегодня я хочу поговорить о культурном феномене, который, по большому счёту, создал нас как поколение и каждого из нас как человека.
Вы, конечно же, догадались, хотя бы по приведённой перед текстом фотографии, о каком культурном феномене я говорю - речь идёт о фильме «Гостья из будущего». Сейчас, тридцать лет спустя, кажется даже немного странным - чем нас, тогдашних, так «зацепил» этот фильм? Вроде бы ничего такого - были фильмы более зрелищные, с более интересным сюжетом, более глубокие… Ну да, есть, конечно, замечательная песня «Прекрасное далёко», но ведь не она же одна сделала фильм тем, чем он для нас стал? В каком-то смысле это как первая любовь: «я гляжу ей вслед, ничего в ней нет, а я всё гляжу, глаз не отвожу». Загадка...
Мне кажется, дело тут вот в чём. Нам пришлось расти в эпоху, когда прежние идеалы были… нет, ещё не отменены, но уже девальвированы, обесценены. Героика революции, Великой Отечественной - всё это было прошлым, причём прошлым, всё более подвергавшимся сомнению и переоценке. А мы были детьми, и нам нужен был ориентир в жизни, нужен был идеал. Ну не с тогдашних же взрослых нам было брать пример - растерянных, озлобленных, разуверившихся, озабоченных своими мелкими частными проблемками и в упор не желавшими замечать главное? Кстати, в «Гостье из будущего» они во многом показаны именно такими - потому мы ему и поверили. Разве думали мы тогда, что и сами будем однажды ничуть не лучше их…
А ещё мы поверили в идеал, который нам предъявил этот фильм. Идеал звали Алиса Селезнёва, и мы влюбились в неё сразу же и на всю жизнь. Нет, не в актрису Наталью Гусеву, а именно в её героиню, и даже не в неё саму, а в то, какой она была: умной, смелой, прямой, честной, самоотверженной, бескорыстной. Она была такой настоящей - без малейшего следа фальши. Она не была «заезжена» мертвящей официальщиной, она ни к чему не призывала - она просто была сама собой, и именно такими хотели быть мы. Она стала для нас образом будущего - того, в котором мы хотели жить. Именно она, а не бесплатное мороженое, Космозоо с динозаврами или летающие кабинки. На это мы вообще не обратили внимания: будущим для нас была именно Алиса. Это было обещание, это был тот самый «голос из прекрасного далёко», который мы услышали. Дух и душа нашего поколения. По сути, мы влюбились не в девочку Алису - мы влюбились в будущее, которое должно, обязано было быть лучше настоящего, в будущее, на пороге которого мы стояли! Где оно теперь, то будщее нашей детской мечты?
Потом… было много всего. Много плохого. Дверь в светлое будущее закрылась, и мы остались одни. Была ли в том наша вина? Отчасти, да, хотя основная часть вины - не на нас. Была ли это наша беда? Без сомнения. Вспомним, сколькие из нашего поколения не смогли пережить эту потерю - они кончали с собой, спивались, сходили с ума… Другие, большинство из нас, как-то приспособились к новой жизни. Правда, для этого нам пришлось кое-что с собой сделать. Что-то невыносимо мерзкое. Новая реальность отнюдь не поощряла честности и прямоты, бескорыстия и самоотверженности, объявляя всё это уделом «лохов». Не выношу, кстати, этого мерзкого словечка… Мы клялись стать чище и добрее, а кем стали? Нам пришлось предать наш детский идеал, а значит, по большому счёту, и самих себя. Выбор был именно такой - предательство или смерть, немедленная или отсроченная. Осознанно или нет, мы свой выбор сделали, как и те, мёртвые.
Так кто же мы в итоге? Поколение, влюблённое в будущее, или поколение предателей? Видимо, и то, и другое. Мы влюбились в будущее и предали нашу любовь. Но, однажды став предателем, вовсе не обязательно им оставаться. Даже самый страшный грех можно искупить - другое дело, что лёгким это не будет. Но всё же где очень-очень глубоко, под всеми масками, что мы выдумали для себя, чтобы казаться «своими» в том аду, что разверзся после того, как будущего не стало, в каждом из нас по-прежнему жив маленький мальчик или девочка, влюблённый в прекрасное, светлое будущее и мечтающий о нём. И… поколение тех, тогдашних «взрослых» уже уходит. Теперь этот мир - наш, и нам определять, каким он будет.
Вот только каким нам? Нам - сегодняшним, или нам - тем, настоящим? Каким будет далёко, которое создадим мы - прекрасным, как наша мечта, или ужасным, как наше предательство? Это решать нам. Но сегодня… сегодня мы ещё можем вспомнить, кто мы и откуда. Возвращение к себе, когда ты ушёл от себя так далеко - это, наверно, самое сложное. Но всё же это и есть начало искупления. Да и для чего, в сущности, живёт человек, если не для того, чтобы воплощать в реальность свою мечту? Нашу мечту? Так давайте же вернёмся к нашему чистому истоку, ибо пришло время вновь начинать наш путь - ведь все эти тридцать лет мы шли не туда. И если мы сумеем это сделать, быть может, однажды мы всё же встретим её - девочку из будущего, именно такую, какой мы её помним. И она скажет: «Здравствуй, дед. Спасибо тебе, спасибо вам всем за мой мир - светлый и прекрасный мир, созданный вами!»
А для начала… давайте просто послушаем и вспомним. Вспомним главное - о времени и о себе.
Click to view