За фотоаппарат я берусь, как вы заметили, нечасто, обычно либо по служебной необходимости, либо когда "пробивает". В Усолье "пробило" основательно. С чем связано это? Контраст. Слово фотографическое, и в последний раз серьезно "пробило" меня на фотографирование в Соловках почти 10 лет назад, где многочасовой закат дает такой контраст, что не фотографировать в принципе невозможно.
Здесь другой контраст. На другом берегу Камы жёсткий индастриал Березников, лезущий в кадр помимо воли фотографа, на этом - великолепная архитектура 17-19 веков. И еще контраст тщательно отреставрированных зданий с руинами. И остатки богатого когда-то города, оставленные людьми: подгоняемый водами Камского водохранилища город ушел со своей исторической территории на материк, а здесь остался лишь музей, да с десяток полузаброшенных построек в сохранившейся сетке улиц.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Усо́лье - город (с 1940) в России, административный центр Усольского района Пермского края. Имеет статус городского поселения.
Население 5,4 тыс.чел (2008).
Усолье расположено на правом берегу реки Камы напротив города Березники, в 183 км от Перми.
Город соединён с Березниками автодорожным мостом, построенным в 1981 г.
Усолье было основано в 1606 году, как центр солеваренной промышленности на месте слободы Новое Усолье. До конца XVIII века, Новое Усолье было главным селением Строгановых на Каме. В 1895 году насчитывалось 40 соляных скважин.
На территории современного города Усолье находится уникальный историко-архитектурный памятник.
В 1606 году Никитой Григорьевичем Строгановым, в непосредственном соседстве с Орлом-городком был основан новый соляной промысел, называвшийся в то время Новым Усольем или Никитинским Усольем.
В 1619 году после смерти Никиты Строганова слобода Новое Усолье перешла по наследству к его двоюродным братьям - Андрею и Петру Семеновичам Строгановым - и сделалось одним из лучших строгановсих промыслов.
В скором времени Усолье начало занимать видное место в обширном Пермском крае, являясь важнейшим солеваренным, культурным и религиозным центром, перевалочным и торговым пунктом. Хотя в тоже время в Усолье существовало и ряд сложных проблем. Это прежде всего ежегодные паводки. Еще одним страшным бедствием для Усолья были пожары. Летописи сохранили описания только самых больших опустошительных пожаров, обычно их упоминается шесть или семь. Опустошительные пожары бушевали в Усолье в 1737, 1753, 1768, 1775 годах. Также более скупо отражена статистика эпидемий, хотя например в 1847 году эпидемия холеры унесла почти половину населения Усолья.
Но всякий раз село вновь оживало и отстраивалось.
Масштабные мероприятия по реконструкции и строительству Нового Усолья связаны с именем «именитого» человека Григория Дмитриевича.
Г.Д. Строганов в начале XVIII века задумал преобразовать Новое Усолье, свою лучшую и любимую вотчину, в большой город-промысел, порт, центр Пермской вотчины могущественной династии. Но тот период был периодом реформ Петра I и заботой о новой столице государства был продиктован Высочайший Указ 1714 года о повсеместном запрещении каменного строительства: кирпич и камень требовался на строительство Петербурга. Тем не менее, Строгановы избежали этого запрета. Сам Григорий Строганов был близок к Петру I и являлся его сподвижником, нередко писал ему письма, не стесняясь высказывать свое мнение в них. Будучи в Воронеже Г.Д. Строганов подарил Петру I два хорошо оснащенных военных фрегата и два военных судна Петр I получил в дар от Строганова во время их совместного посещения Архангельской корабельной верфи. Григорий Строганов из своей вотчины послал и большое количество мастеровых на строительство российской столицы.
И вот в первой трети XVIII века на усольском берегу появляется великолепный каменный ансамбль.
Сам Г.Д. Строганов так и не увидел этого ансамбля, он умер в 1715 году, а дело строительства осуществил его сын Сергей Григорьевич, получивший в 1722 году титул барона (в честь этого в 1724 году «иждивением» С. Г. Строганова в непосредственной близости от каменной часовне Спаса Убруса была заложена монументальная Спасо-Преображенская церковь). Одновременно братья Строгановы начали и строительство собственного каменного дома в Новом Усолье.
В целом, в первой половине XVIII века, на самом высоком месте поселка, не раз затапливавшегося в сильные разливы, вырос крупный, стилистически единый архитектурный ансамбль, великолепие которого зримо подчеркивало могущество и богатство крупнейших русских промышленников и землевладельцев первой половины XVIII века - Строгановых.
Расположенное на большой водной дороге, связывавшей Поволжье и центр России с северными областями и Сибирью, Новое Усолье с самого начала сделалось средоточением торговли и перевалочным пунктом. Площадь и берег реки у собора обрастали лавками, торговыми рядами. Торговые ряды были выстроены и в самом центре Усолья.
В течение XVIII в. облик Усолья мало менялся. Каменные здания почти больше не возводились. От этого времени была построена одна только церковь Владимирской Божьей Матери в рубежской Слободе, построенная в 1757 году, украшает северную окраину старого города.
В 1747 - 1749 гг. был учинен раздел жалованных Строгановым земель. В 1787 году Главное Правление Пермскими вотчинами Строгановых было перенесено в село Ильинское. А в Новом Усолье управление промыслами, которые теперь принадлежали пяти владельцам - Строгановым, Голицыным, Абамелек-Лазаревой, Шуваловым, Бутеро-Родали - осуществлялось через управляющих в выстроенных ими резиденциях-усадьбах. Все владельческие усадьбы находились в центре посадской части села, неподалеку от собора. Владельческие дома имелись и в расположенных поблизости Низовой, Рубежской частях или слободах.
В 1753 г. появляются правильные прямые улицы и переулки, но окончательной корректировке планировка села подверглась лишь к концу XVIII века. Разработкой планировки населенных пунктов России занимались специально созданные государственные органы. Начало XIX века характеризуется внедрением нового архитектурного направления - классицизма. Этот интереснейший период коснулся не только нововведений в области жилого строительства, но и затронул все виды архитектурной практики. Так, например, появляются первые 7 каменных варниц в Дедюхине, построенные по проекту И.И. Свиязева. Это были принципиально новые варницы «по белому» с двумя чренами, сложной системой вентиляции, светлые и просторные. По проекту И.И. Свиязева также была осуществлена перестройка Преображенской церкви в с. Пыскор.
После окончания Отечественной войны 1812 года наблюдается расцвет культуры, победоносных идей в архитектуре, которое выразилось появлением общественных зданий нового типа, построенных по индивидуальным проектам. В Усолье это два замечательных комплекса: Усадьба Голицыных (1815- 1818) и ансамбль Никольской церкви (1813- 1820).
Отсюда и из wiki