На следующий день после посещения Кутуб Минара я решил почувствовать контраст и сменить тишину известной достопримечательности на шум и гам восточного базара. Поэтому поехал в Чандни-Чоук - самый большой рынок в Дели и один из главных в Индии, где можно купить без преувеличения все, что угодно.
Маленькое объявление! Сейчас я организую вторую часть моего мотопутешествия. На этот раз 8000 километров по 12 Филиппинским островам. Каждый из вас может поддержать мой новый проект любым взносом на Planeta.ru и получить эксклюзивные подарки: от открыток и футболок до фотоальбомов и фото с вашим именем на вершине Филиппинского вулкана. Посмотрите пожалуйста описание проекта здесь -
http://start.planeta.ru/campaigns/2469 Спасибо!
Продолжаем пост
Я ехал из района Карол-Багх на моторикше. Водитель честно сказал, что до самого рынка не довезет и высадит меня там, где начинается мертвая пробка на подступах к базару. Это звучало угрожающе и по-военному, но меня не смущало, так как я как раз хотел гулять и фотографировать.
Получилось так, что я вышел в районе Садар базара, который находится на другой стороне железной дороги от Чандни-Чоука. Оказалось, что он еще безумнее, чем место, куда я направлялся.
На подступах к Садару, начинает резко усиливаться звук. Как будто кто-то начинает прибавлять громкость на пульте от телека. Базарный суетной шум и крики торговцев начинают заглушать все остальные звуки. Потом вы проходите через полицейские заграждения, которые закрывают доступ машин к торговым улицам. Но вместо автомобильных пробок вы видите пробки из людей.
Адаптировав зрение и слух под происходящее вокруг, бросается в глаза то, что основное средство перевозки грузов - голова человека.
Потом видишь заботу о покупателях в виде рукомойников с дополнительной антибактериальной защитой в виде местных святых.
Также сразу отмечаешь про себя то, что здесь только небольшой процент людей говорит по-английски. Удивительно, всего пару километров на юг и там все говорят на английском, здесь же иногда сложно объяснить что тебе нужно. Но такое положение вещей можно понять. На Чандни съезжаются покупатели и торговцы со всех регионов Индии, многим из которых английский в повседневной жизни совсем не требуется. Плюс в том, что тебе никто не пытается что-то навязчиво продать.
На улице, где я проходил, торгуют всякими украшениями и канцтоварами. Здесь сразу видно разницу между европейским и азиатским мышлением. Если мы хотим открыть магазин, то наверное сделаем это там, где меньше всего конкурентов. В Индии и других странах Азии, все открывают магазины рядом с конкурентами. То есть обычное дело - улица, где все магазины торгуют ровно одним и тем же по одним и тем же ценам. Логика здесь в том, что рынки поделены на районы по определенным видам товаров. Каждая улица специализирована. И если покупатель захочет приобрести чайник, он поедет на улицу, где продают чайники. А если вы откроете магазин чайников на улице специй, то покупателей у вас попросту не будет.
Любые улицы сопровождают десятки продавцов экзотического фаст-фуда и всяческих лакомств. Логика еще проще. Захочет, например мистер Виджай Сингх из района Низамуддин купить мишуру для своей гостиной, приедет на Садар, заодно и поест. Нужно ли говорить о том, что там в ряд стоят продавцы одной и той же еды?
Пройдя Садар базар, я повернул на мост, проходящий над железной дорогой. Все было забито палатками с товарами и понять, что ты находишься на мосту было сложно. Сразу после моста начинается сам Чандни-Чоук, а точнее его часть, где торгуют продуктами - фуд маркет.
От запахов фуд-маркета я сразу захотел есть и начал безответственно пожирать все, что видел на телегах продавцов. Обычно на телеге стоит газовая горелка, над ней сковорода, а там на масле жариться всякая неизвестная обывателю еда. Я съел несколько непонятных блюда из картошки, потом закусил двумя острыми самосами и запил это все лайм-содой. Я объелся, и этот обед стоил мне, страшно сказать - около 15 рублей.
У торговцев тоже узкая специализация. Телега, которая торгует едой, никогда не будет продавать напитки. Понятно, что после того, как вы наедитесь острой едой, вам захочется пить. И европейское мышление говорит вам: «Почему бы не продавать еще и воду, а может делать соки или ласси?». Но азиатское мышление считает по-другому - для каждого продукта есть свой продавец. Есть здесь и экономический смысл. Таким образом огромное население этой страны дает возможность друг другу заработать.
Не перестаю убеждаться в том, что самая вкусная еда в Азии - на улице. В Индии, Вьетнаме, Камбодже, Тайланде совсем не обязательно идти в ресторан, чтобы вкусно поесть. Обычно как раз наоборот - еда из ресторанов не такая вкусная как уличная. И отравится вы можете скорее в ресторане, чем от еды, приготовленной на телеге и это объясняется двумя вещами. Во-первых, уличные повара - супер профессионалы, потому что всю жизнь занимаются тем, что готовят одно и тоже блюдо. Часто даже не в первом поколении. Во-вторых, уличная еда делается для своих и местные, в отличие от уехавших на следующий день туристов, могут навалять тебе за то, что ты делаешь некачественные блюда.
На фуд-маркете торгуют специями, орехами, бобами и всякими неизвестными штуками. Есть даже мечта Андрея Аршавина - самодельные чипсы в огромных коробках.
Здесь уже поспокойнее, чем на Садаре. И улица пошире, и людей поменьше. Громкость окружающей среды заметно снижается, можно уже дышать полной грудью.
Но самое спокойное место в этой бурлящей хьюман-масала - мечеть Фатехпури, от которой начинается главная улица Чандни, проходящая мимо мечети Джама Масджид и заканчивающаяся у самого Ред Форта.
Фатехпури - островок спокойствия. Она спас меня от усталости и дал возможность понаблюдать за правоверными мусульманами и поговорить с исламским мудрецом. Находясь в мечети, понимаешь, что ислам - мирная и чистая религия, а тонны информации, выливающиеся по СМИ, цель которых сделать из этой религии врага, не более чем грязь, которую каждый человек вправе впускать в свой мозг или нет.
После мечети начинается совсем другой рынок. Это тысячи маленьких улочек и еще более мелких переулков, в которых также по закону жанра торгуют только одним видом товаров. Блуждая по ним, я вышел в часть рынка, где все продают главную женскую одежду - сари. По сути - это просто кусок ткани, но индийские женщины умеют им правильно обмотаться, в результате чего получается красота.
Сари бывают совершенно разных цветов, разного материала, простые и вышитые золотом. Сари носили во все времена, но сейчас, как я понимают, происходит конфликт поколений и часть молодежи больших городов отдает предпочтение привычной нам манере одеваться.
Но самое интересное - это переулки. Рынок был построен в 17 веке и постоянно перестраивался. Все эти наслоившееся столетия можно увидеть в переулках. Абсолютно удивительные ощущения. После шумного восточного базара, ты оказываешься в абсолютной тишине. Мимо неожиданно может пробежать смеющийся ребенок, пролететь птица, шум крыльев которой - самое громкое, что есть в тот момент. Заворачивая в резкие повороты, ты понимаешь, что если за следующим окажется живой Ганеша или Шива, то тебя это не удивит и в таком окружении он будет гармоничен.
Путешествуя по Индии ты часто попадаешь в такие места, которые кажутся какими-то нереальными, по-индийски волшебными. Как будто, ты читаешь книгу индийских сказок, с тобой в виде главного героя. Находясь там, ты перестаешь замечать все вокруг, и отчетливо видишь самого себя в отражении этих стен, красок, перепутанных проводов и кусочка неба. Переулки Чандни Чоук - одно из таких мест.
Завтрашний пост будет про тибетскую деревню Мажну Ка Тила и главную площадь Индии. Не переключайтесь!
Мотопутешествие по Индии «12 цветов»:
1.
Верхний пост со всей информацией о проекте2.
Идея, название, логотип, поиск партнеров и подготовка3.
Первые дни в Дели: покупка мотоцикла, Карол-Бах, метро и Кутаб минар4.
Дели: большой пост про Кутуб Минар Следите за путешествием в социальных сетях, информация там появляется гораздо быстрее.
Страница путешествия Вконтакте -
vk.com/12coloursСообщество Facebook -
facebook.com/12coloursТвиттер проекта -
twitter.com/alexanderyork Финансовые и бартерные партнеры проекта:
Кибермаркет электроники
Юлмарт - один из ведущих игроков розничного рынка бытовой техники и компьютеров в Санкт-Петербурге, Москве и других городах. Обеспечивает «12 цветов» компьютерной и фото-техникой.
Мобильный оператор
МТС. Без комментариев, его и так все знают. Обеспечивает проект связью и интернетом.
Бюро переводов
ТрансЕвропа - творческая мастерская, которая оказывает широкий спектр переводческих и сопутствующих услуг. Финансовый партнер проекта.
Компания
GoPro-Rent предоставляет в аренду знаменитую экшн-камеру Go Pro. Мне он предоставил ее бесплатно, чтобы делать дорожное видео с мотоцикла и вы видели путешествие от первого лица.
Система управления сайтом
Amiro CMS, которая является самым быстрым движком в рунете и наиболее оптимизированной для SEO. Финансовый партер проекта.
Агентство альтернативных путешествий
отдЫх со смЫслом. Именно так, с буквой "Ы". Это уникальная компания, которая организует необычные туры для активного отдыха, духовного развития, понимания себя и мира вокруг, в целом, всего того, что нужно для полноценной жизни. Финансовый партнер проекта.
Информационные партнеры:
Крупнейшее русскоязычное туристическое сообщество
Turbina.ru с постоянно обновляющейся лентой фотографий и впечатлений со всего мира. Специальный раздел сайта о путешествии
здесь.
Агентство гражданской журналистики
Ridus.ru. Один из лучших информационных сайтов Рунета по версии разных премий. Огромный проект с более чем 1,5 миллионной посещаемостью. Сюжет о «12 цветах»
здесь.
Туристический портал
Traveltipz.ru, в котором можно сконструировать свое собственное путешествие: прочитать отзывы о странах и городах, найти отели, купить билеты и найти еще много полезных функций на одном сайте. Мой блог на Traveltipz
здесь.
Живая энциклопедия путешественника
Тонкости туризма. Туда каждый день добавляют что-то новое настоящие профи туризма, которые знают все о своих направлениях и щедро делятся личным опытом. Раздел о путешествии
здесь.
Главный и лучший русский форум о 84 субъекте Российской Федерации штате Гоа -
Ogoa.ru. Там есть ответы на буквально все вопросы, которые могут возникнуть у человека, задумавшего поехать в этот рай.
Цветная газета о путешествиях
Нева Инфо от турфирмы «Нева». Издается тиражом 100 тысяч экземпляров. Мое интервью о «12 цветах»
здесь.