АЛЕКСАНДР АСМОЛОВ: ВМЕСТО МИДЛ-КЛАССА В РОССИИ ФОРМИРУЕТСЯ БЫДЛ-КЛАСС Нужна ли толеранстность в России?
Александр Асмолов сегодня, вероятно, самый известный российский психолог, заведующий кафедрой психологии личности психологического факультета МГУ. После его лекций студенты встают и провожают профессора аплодисментами, это я свидетельствую как очевидец. Ныне Асмолов еще и руководитель правительственной научной федеральной программы по толерантности - то есть уважению и терпимости, посвященной едва ли не самой животрепещущей проблеме современной России.
- Александр Григорьевич, в начале перестройки возникло ощущение, что в стране очень много сильных и ярких личностей, а теперь кажется, что они все куда-то делись. Кто поведет нас, маленьких людей, в светлое завтра?
- Для меня термины «маленький человек», «обыкновенный человек» неприемлемы. Каждый человек - личность. И для каждой личности всегда наступает момент выбора, когда надо перешагнуть через те или иные препятствия, стать «поверх барьеров» и принять свое уникальное решение. Каким будет это решение, не знает никто. Индивидуальность непредсказуема. И тут никакая «яркая и сильная личность» вам не поможет, выбор придется делать самостоятельно.
- Предположим, я как личность хочу хороший дом, хорошую семью, работу и… чтобы меня никто не трогал, чтобы не было никаких социальных потрясений.
- Это нормальные человеческие желания, но ведь на этом вы не остановитесь. Допустим, будет у вас квартира-машина-дача, а дальше что? В так называемых благополучных странах очень высок процент наркомании, самоубийств, потому что людей без стремлений не существует. Хорошо, если на смену вещественным придут морально-этические искания. Но наша беда в том, что в России вместо мидл-класса формируется быдл-класс, который враждебно относится к образованию, избегает культуры, главной формулой жизни считает поговорку «после меня хоть потоп», то есть предельно эгоистичен.
- Но людям приходится выживать, а выживает, как известно, сильнейший.
- Самое ужасное с нами произойдет тогда, когда мы примем формулу выживания вместо формулы жизни, достойной не только в материальном отношении, но и богатой духовно. Если быдл-класс (а он уже существует) сформируется в России как большинство, то мы получим общество прагматичных циников, которые обслуживают только свои нужды и потребности, а само общество станет полуослепшим и несчастным.
- Почему?
- Потому что если мы пойдем по пути быдлкласса и вместо стремления «быть многим» у нас будет мечта «обладать многим», то рано или поздно возникнет исторический бумеранг. Когда потребитель растит ребенка-потребителя, то обязательно возникнет поколенческий конфликт: я его кормлю, а он на меня плюет - родители старые, почему нужно за ними ухаживать? Собственные дети пожрут своих родителей! Вообще нормальная семья - великая вещь. Ведь она построена по законам толерантности: жена разрешает мужу быть другим, отличным от нее, а к попытке ребенка идти своим путем относятся с уважением.
- Вы можете назвать страну, где быдл-класс - большинство?
- Там, где начинают преобладать националистические движения, фанатизм, где по желанию лидера люди готовы совершать необдуманные действия, - там преобладает быдл-класс. В этом смысле состояние иракского общества очень напоминает то, в котором еще недавно были мы.
- Многие были тогда счастливы.
- Многие счастливы, когда им дают похлебку по утрам. Есть формула: снизьте уровень притязаний до нуля, и у ваших ног будет весь мир.
- Чем вы объясните нелюбовь (это еще мягко говоря) наших сограждан к демократам первой волны? Ведь они изменили историю страны, сделали наше общество открытым.
- Я не хочу отделять себя от демократов первой волны и всегда говорил, что главная наша ошибка была в том, что экономические реформы, рассчитанные масштабно, не учитывали мотивы людей в больших и малых социальных группах, что вызвало сопротивление тех, чья психология сформировалась в доперестроечные времена. Проще говоря, не было идеологии, которая, я считаю, тесно связана с психологией.
- А что вы скажете о поколении, которое сформировалось за последние 15 лет?
- Я горжусь тем, что, будучи в начале 90-х заместителем министра образования, мне с коллегами удалось воплотить идею вариативности и выбора в образовании в реальность. От унитарной системы мы перешли к развивающему, личностно-порождающему образованию. Поэтому я надеюсь, что те, кто окончил школу в постсоветской стране, понимают, что нет такой цели, ради которой можно предать мать или отца, что они - свободные люди и сами отвечают за свой выбор в жизни. Появляется культура индивидуальностей, которые связаны если не бережными, то хотя бы толерантными отношениями друг с другом. Они понимают, что можно жить, не раздражаясь на тех, кто не похож на большинство, кто выглядит и действует иначе. Человек может не любить другого человека, но должен понимать, что образ жизни «другого», пусть он и не нравится, тоже имеет право на существование. Кстати, в толерантном или гражданском обществе люди не сбиваются в стадо, потому что это общество не толп, а личностей.
- Я готова толерантно относиться к другим, пока они не задевают меня. Вот самый простой пример: на рынке торговцы, как теперь говорят, сплошь лица кавказской национальности, кричат, говорят непристойности, пристают… Может быть, для них это норма поведения, но я-то с ней мириться не хочу.
- Но вы же понимаете: это происходит не от того, что торговец - плохой человек (кстати, пьяные любой, в том числе славянской, национальности тоже кричат, ругаются и пристают), а потому что он сформировался в другом жизненном укладе. И здесь на первый план должна выйти ключевая фигура ХХI века - фигура переговорщика, который в системе диалога объяснит «другим», что им для их же блага лучше изменить свое поведение.
- Есть ли потребность в такого рода переговорщиках у государственных деятелей?
- Да. Современная политика и экономика успешны потому, что они - политика и экономика переговорщиков и договоренностей. Современные лидеры-прагматики должны научиться жить в мире открытых систем. Поэтому глобализацию, которую некоторые фанатичные режимы хотели бы по бен-ладеновски уничтожить, отменить нельзя. Перед нами - миссия социального конструирования открытого толерантного общества. Именно культура толерантности - будущее для всех цивилизованных стран.
ДОСЬЕ «ВМ»
Асмолов Александр Григорьевич родился 22 февраля 1949 года в Москве. Окончил психологический факультет МГУ. Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, член президиума Российского общества психологов. Тема докторской диссертации- «Историко-эволюционный подход в психологии личности». Область научных интересов: общая психология, психология личности, политическая психология, практическая психология образования и этнопсихология. Автор более 300 научных работ.
Автор: Светлана АВЕРБУХ