Проблема Иуды

Feb 21, 2018 23:23

Христос говорит: «горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше (καλον) было бы этому человеку не родиться» (Мф. 26:24). Однако очевидно, что рождаться или не рождаться - не зависит от самого человека. А вот от Бога - зависит. Т.е. получается, что если бы Бог лишил Иуду жизни еще в материнской утробе, тому было бы в конечном счете лучше. Бог же этого не сделал, хотя «кто разумеет делать добро (καλον) и не делает, тому грех» (Иак. 4:17).

Понятно, что Бог по определению грешить не может. Поэтому вопрос прозвучит так: почему для одних всемилостивый Господь, «который хочет, чтобы все люди спаслись» (1 Тим. 2:4), вечные мучения предотвращает или хотя бы смягчает, а для других - наоборот, попускает или даже, не переставая попускать, усиливает? Иуда здесь, разумеется, лишь частный случай - просто наиболее яркий.

Этот вопрос очень легко разрешается в рамках доктрины двойного предопределения, где просто задается другая аксиоматика. Например, в комментарии на 1 Тим. 2:4 Кальвин, воспроизводя мысль Августина, утверждает, что «речь здесь идет о разновидностях людей, а не о конкретных личностях». Ну, т. е. Бог желает спасения не всем человеческим индивидуумам вообще, а только некоторым - предопределенным к спасению. Предопределенных же к погибели Он как хочет, так и наказывает.

Я лично доктрину двойного предопределения не уважаю, хотя не могу не признать за ней определенной объясняющей силы. Вопрос в другом - можно ли дать хоть какой-то положительное решение проблемы, оставаясь на позициях православия?

сотериология

Previous post Next post
Up