Когда
atner обнаружил
интересный железнодорожный уголок, никто ещё не думал, что скоро хозяева будут столь любезны, что
пригласят на экскурсию и на чай.
Ну а я с детства люблю поезда и всё, что с ними связано. Помнится, неоднократно приходил к другу на игрушечную железную дорогу, разложенную по всему залу. В советские времена это было практически чудо!
На дорожках, особенно разветвляющихся тропинках, было очень занимательно представлять себя машинистом паровоза или водителем троллейбуса (ведь он так же привязан к своим проводам, как и поезд с трамваем - к рельсам). И я постоянно приглядывался к троллейбусным проводам (за неимением в Чебоксарах трамвая), и знал наизусть все стрелки на троллейбусных линиях.
В других же городах лучшим развлечением для меня было прокатиться в трамвае - по рельсам!
А также с упоением решать сортировочные задачи из занимательных математических книг.
Поэтому энтузиазм от предстоящей экскурсии трудно было переоценить.
Процедуру катания на тепловозе можно было предвидеть заранее, она напрашивалась с очевидной надеждой и предвкушением:
Катание на локомотиве (
neochapay на мостике)
А вот общее содержание блог-тура я ожидал совсем другим.
Прежде всего, анонсирована была РЖД. Без конкретизаций. Поэтому, учитывая всё происходящее в политике и окружающей жизни, очевидно предполагалась пиар-акция для поднятия репутации РЖД, подмоченной
скандалами с пригородным поездом (
ещё тут) и с
блокированием мест при покупке билетов от промежуточных станций.
Ответы на часть вопросов я таки услышал, но в кулуарах.
А смысл мероприятия оказался совсем другим. Просто праздничным (канун дня железнодорожника).
Во-первых, нас пригласила совершенно другая организация, не та, которая занимается пассажирскими перевозками.
Как и в энергетике, каждый кусок железной дороги теперь принадлежит разным хозяевам. Которые хозяйствуют на нём соответственно своим аппетитам и монопольным тарифным возможностям. Настолько, что теперь часто бывает выгоднее возить даже крупногабаритные грузы по автодорогам, что есть очевидный бред с точки зрения физики (эффективность по затратам топлива) и с точки зрения экологии окружающей среды.
Впрочем, сейчас большегрузы почти сравнялись с вагонами по объёму и грузоподъёмности. Но легче дышать от этого не становится...
Так вот, пригласили нас на
ОЖДХ (Объединённое железнодорожное хозяйство).
Перечень видов их деятельности
обширен.
Театр начинается с вывески Первейшая услуга - погрузочно-разгрузочные работы:
Работы, к счастью, пока достаточно:
Вид на путепровод Наша экскурсия начналась с открытой площадки, на которой размещены замеченные Этнером
макеты:
Блогеры отправляются на экскурсию Позже, в мастерских, познакомились мы и с одним из создателей этих моделей. Большое спасибо ему! Благодаря таким людям преображается пространство, жить и работать становится легче и интереснее!
z_alexey, как всегда, с фотоаппаратом :)
Наш "экскурсовод" - заместитель директора - великолепно рассказывал обо всём и отвечал на наши каверзные вопросы:
Слева направо: неизвестный мне товарищ,
atner,
makalval, зам.директора ОЖДХ,
celt_tv,
neochapay,
olyaoryalo Затем, в ожидании "прогулочного" локомотива, блогеры разбрелись по территории, изучая всё подряд и самостоятельно:
Блогеры осваивают промышленный пейзаж (на дальнем плане
aofedorov)
Но и нас тоже изучали, надо полагать, внимательно:
За блогерами ведётся видеонаблюдение Вообще хозяйство ОЖДХ отличается от других предприятий тем, что вокруг всей территории невозможно поставить забор.
Поэтому они по мере возможности
преобразуют пыльное промышленное пространство так, чтобы работникам и проходящим мимо гражданам дышалось хоть чуточку, но полегче:
Зелёный уголок
Три дерева - ель, берёза и яблоня
Блогеры пробуют местные яблоки (
atner фотографирует
neochapay)
Местный фонтан Я долго недоумевал, что символизирует орёл, напоминающий о Кавказских минеральных водах. Оказывается, ничего. Просто образец скульптуры из камня - ОЖДХ и камнем занимается.
Ещё часть зелёного уголка Связь с маневровыми локомотивами осуществляется по радио:
Радиосвязь ОЖДХ
Наконец-то прибывает наш локомотив! И начинается долгожданное знакомство с тепловозом!
В путь!
Машинист Что делает машинист двумя своими руками?
Автомобильная ассоциация жестоко вас обманет.
Скажете, что он держит руль левой рукой? А это вовсе не руль!
А что под правой рукой машиниста, красное такое?
Зная, что руль - это не руль, вспомнил про управление катером. Там справа - рычаг газа. И снова ошибся!
Красная рукоятка с фиксатором - тормоз.
Вернёмся к "рулю". Это, как ни странно, скорее "газ" - регулятор тяги. Поскольку локомотив и сам тяжёлый, и вагоны за собой тащит, регулирование тяги должно быть точным, плавным и стабильным, поэтому регулятор в форме руля, а не педали или, скажем, самолётной рукоятки...
Точно и эффективно регулировать тягу помогает режимная карта:
Режимная карта локомотива А вот что видит машинист этого тепловоза:
Вид в лобовое стекло Если учесть, что рулить здесь в принципе не приходится, то вроде бы достаточно и этого. Но всё равно танк или, скажем, БТР вспоминается... Клаустрофобия, вид в узкую смотровую щель...
Ещё один вид с другой стороны
Вид из заднего окна локомотива А вот то, что не только заменяет руль, но и вообще снимает с машиниста заботу о выборе пути:
ж/д стрелка Итак, выбор железного пути невелик... и железно предопределён... И в эзотерике, кстати, железная дорога уподобляется жёсткой карме. Поэтому во сне опоздать на поезд - очень хороший знак :) Ну а в режиме бодрствования опаздывать на поезд, конечно, неприятно. Да и не нужно :)
Проходя по территории, мы знакомились с различным оборудованием:
Молот для дробления подмёрзших сыпучих грузов
Кручение колеса
Транспорт разный, светофор похож :) Далее нас ожидали ремонтные мастерские, во дворе которых готовится новая монументально-архитектурная форма -
стела со скульптурой стропальщика, как наиболее общего образа работника ОЖДХ:
Скоро воздвигнется монумент При осмотре мастерской
внушительный обрезок скульптурной детали вызвал неподдельный блогерский интерес
neochapay:
neochapay Ещё один вид услуг ОЖДХ - ремонт тепловозов:
Локомотив на ремонте (в дверях -
pismadljaliz, фотографирует
aofedorov)
Оказывается, как и у автомобилей, у них тоже существует регламент технического осмотра - периодически специальным оборудованием проверяется прочность рамы. Если всё в порядке, то остальные детали легко заменить, а сам локомотив может работать пятьдесят лет и более...
Помещение для отдыха Вот такая вот забота о работниках :)
Великолепная столовая (как я понял, с собственной пекарней) позволила нам в почти домашней обстановке провести праздничный "круглый стол":
Здесь мы услышали (в том числе друг от друга) много интересных вещей, например, о том, что:
- в ещё советских планах значилась железная дорога на Киров, проложенная через нашу ГЭС, но теперь таких планов уже нет;
- значительная часть железной дороги промышленной зоны (Гремячево) принадлежит Дельману;
- троллейбусные управления Чебоксар и Новочебоксарска в последние годы получают в среднем по два новых троллейбуса в МЕСЯЦ; и для удобной разгрузки троллейбусов с грузовых вагонов пришлось сделать специальную торцевую платформу;
- кулуарная информация: политика РЖД в том, чтобы в ближайшее время убрать все плацкартные вагоны, оставив только купейные...
Но всё это не главное. Самое важное, что есть такие предприятия, с которыми приятно знакомиться, и которые работают не только для прибыли, не только для клиентов, но и для окружающих людей!
P.S. В блогосфере замечены также отчёты (в хронологическом порядке):
-
pismadljaliz:
ОЖДХ - стабильное предприятие с открытой территорией образцового содержания;
-
makalval:
ОЖДХ - ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА;
-
aofedorov:
Блог-тур в Объединенное железнодорожное хозяйство;
-
atner:
Мой небольшой фотоотчёт с ОЖДХ-
z_alexey:
Экскурсия на ОЖДХ и музей под открытым небом;
-
olyaoryalo:
Что еще можно делать на железной дороге.
P.P.S. На закуску предлагаю решить задачу из великолепного сборника "
Твоё свободное время":
Подобные задач работники ОЖДХ решают каждый день!
P.P.P.S. Всех с днём железнодорожника! Ура! :)