В опере Римского-Корсакова «Садко» часть, начинающаяся словами «Уж ты Сад-Садко, пригожий молодЕц», написана крайне экзотическим размером - одиннадцать четвертей. Однако хор никак не мог справиться с таким необычным размером на репетициях. Тут заезжего итальянского дирижера осенило, и он придумал «тренинг» на 11 четвертей. Это тренинг звучал так:
«Римский-Корсаков совсем с ума сошел». Как раз 11 слогов, 11 четвертей. Хор моментально запел, проблема была решена. Дирижёр этим облегчил жизнь не только своему хору, но и многим поколениям российских певцов и музыкантов, которые с тех пор разучивают произведения размера 11/4 с помощью этой фразы.
Однажды случилось так, что Карузо пришел в банк без удостоверяющего личность документа. Поскольку дело не терпело отлагательств, знаменитому клиенту банка пришлось спеть кассиру арию из «Тоски». Выслушав известного певца, кассир согласился, что его исполнение удостоверяет личность получателя и выдал деньги. После, Карузо, рассказывая эту историю, признавался, что никогда еще так не старался петь.
Николай I не любил композитора Глинку. И так сильно, что приказал заменять гауптвахту для провинившихся офицеров
посещением оперы «Руслан и Людмила» Музыка оперы ему настолько не понравилась, что он повелел в качестве наказания проштрафившимся столичным офицерам выбирать между гауптвахтой и прослушиванием музыки Глинки. Так император дополнительно выразил свое неудовольствие творчеством композитора. Таковы были нравы, увы. Слава Богу, что самого композитора Николай не отправил на гауптвахту.
ПАУКИ СЛУШАЮТ МУЗЫКУ? Если в помещении, в котором живут пауки, заиграть на скрипке, насекомые тут же выползают из убежищ. Но не думайте, что они ценители прекрасной музыки. Дело в том, что звук заставляет нити паутины колебаться, а для пауков это сигнал о добыче, за которой они сразу вылезают.
А знаете ли вы, что один из самых знаменитых австрийских композиторов, Вольфганг Амадей Моцарт, был похоронен в
общей могиле, и место его захоронения до сих пор точно неизвестно. Моцарт скончался в возрасте 35 лет от
неустановленной болезни и был похоронен, как часто говорится в могиле для бедных, якобы потому, что он был очень
беден и не мог позволить себе индивидуальный склеп. Однако это неверно: Моцарт был похоронен так же, как и все люди его общественного и финансового положения в те времена в Вене. Ведь в соответствии с реформами императора Иосифа II массовые захоронения были правилом, и только очень богатые люди могли позволить себе семейный склеп, а
индивидуальные могилы были в ту пору явлением фактически неизвестным или из ряда вон выходящим.
В середине XIX века австрийцы начали устраивать пышные похороны, и им показалось, что с Моцартом вышло как-то
неправильно. Обстоятельство, что никто точно не знает, где похоронен композитор, даже приобрело скандальный оттенок.
Оплошность была исправлена в 1859 году, когда на месте предполагаемого захоронения на Кладбище Святого Марка в Вене был возведен памятник Моцарту.
Существует правда версия из разряда «теорий мирового заговора», связывающая захоронение композитора в общей могиле с невозможностью в дальнейшем опознать труп и провести его эксгумацию, - разумеется, чтобы скрыть отравление. Но никаких веских доказательств подобной теории не существует.
<
Поразительные факты из мира музыки Часть 1 Поразительные факты из мира музыки Часть 2 Юбилейный вечер Ирины Богачевой Записи о театре. "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"