Итак, по просьбам читателей, более подробный рассказ о нашем маршруте к озеру Сейдозеро. Предыдущая часть была
здесь. Как я уже писал, из Москвы до станции Оленегорск, мы доехали дёшево и сердито - на обычном поезде Москва-Мурманск в плацкартном вагоне. Для интересующихся деталями - билет в один конец стоит 2200руб. Доехали весело, в вагоне встретили двух молодых и нетрезвых геологов, направлявшихся примерно в том же направлении, но уже чуть дальше. Геологи пили спирт, рассказывали туристическо-геологические байки, попеременно падали отоспаться и вставали вновь затем, чтобы опять выпить спирту из канистры, рассказать новую байку и упасть спать заново. В итоге к выходу из вагона на станции Оленегорск (ехать примерно 1,5 суток) один из них, похмелившись Жигулями, идти мог, а второй мог лишь временами, собравшись с духом. Когда он не очень успешно с ним собирался, его качало и носило с надетым здоровенным рюкзаком, как осенний листик, по всей привокзальной площади станции Оленегорск.
Мы дошли до местной автостанции, разузнали подробности про расписание автобуса до пос.Ревда и взяли билеты. Ехать там примерно 75 км (билет 150руб). Довольно скоро приехал наш автобус и через полтора часа мы уже закупались в Ревде краковской колбасой и карельским бальзамом (вкуснейшая вещь, распробованная ещё в Северной Карелии, рекомендую). Тут же мы поймали такси (250р с нас, а реально так и 150), на котором проехали 8 км до рудника Карнасутра у подножия гор Ловозёрские тундры.
Рудник в советское время был градообразующим предприятием для Ревды, но сейчас он несколько зачах, хотя ещё как-то работает. Нам нужно было пройти через территорию рудника, углубиться на перевал и, пройдя по нему примерно 15 км, выйти к северо-западному берегу озера Сейдозеро. По прочитанным маршрутам и отзывам, перевал нам предстоял не особо сложный, разве что длинный. Но, учитывая, что большую часть его (при ходьбе к озеру) занимает спуск, вроде бы сложностей ничто не предвещало. Единственное, что настораживало, так это то, что несмотря на отзывы о небольшой сложности, было известно, что там время от времени гибли люди. В основном, в более холодное время года, но не только. По хорошему нам надо было зарегистрироваться в Ревдинском пункте МЧС у автостанции, но мы так быстро её проскочили, что вспомнили об этом уже не перевале, откуда возвращаться обратно было уже малореально.
Существовал ещё вариант пройти не по перевалу, а по вершинам гор (горы там с плоскими верхушками, примерно 700-1000м высотой), но этот вариант представлялся намного более опасным, так как на горах, особенно на северной части Сейдозера, иногда бушуют сильные грозы с ураганными ветрами, летом может пойти снег и там совершенно нет воды. Да и возможность свалиться с горы в пропасть в густом тумане вполне реальна. Сложность этих гор не в большой высоте, как в Гималаях, а в том, что они находятся за Полярным кругом. Соответственно на высоте всего лишь 500м уже находится малорослая тундровая растительность, а на высоте 800м появляются снежники.
Немного забегая вперёд, покажу вам схему нашего маршрута. Здесь не видно самого Оленегорска, но там никаких сложностей доехать до Ревды нет. А вот что касается основной пешей и водной части маршрута, его здесь видно хорошо:
А теперь фотографии по порядку:
Нетрезвые геологи в местом пазике Оленегорск- Ревда. Тот, что слева не рассчитал силы, допив утром остаток из канистры спирта:
Проходная рудника Карнасурта:
Дима
hoochecoocheman готовится к переходу. Вот наш скарб:
Отсюда начинаются Ловозерские тундры:
Местный круговой поезд на руднике. Очень напомнил вагонетки из Кин-дза-дза (мало того, что местность тоже этот фильм напоминала):
Провода под напряжением. Спиннинг, который ехал в рюкзаке у меня за спиной, при проходе по путям пришлось вытащить, чтобы не стать горелым троллейбусом:
Подходим к началу перевала:
Везде во мху текут ручьи с чистейшей и прозрачнейшей водой. И очень вкусной, кстати:
Вода выглядывает повсюду:
Мостик через ручей:
Никакая Perrier рядом не лежала:
Вид с перевала назад на рудник:
Основные трудности на перевале заключались в том, что мы постоянно теряли тропу в каменных россыпях. Да и прыгать по камням было довольно затруднительно с полным рюкзаком + фоторюкзаком спереди + штативом. Идти было тяжело, особенно учитывая вечернее количество пива в поезде. Кроме того, ещё и припекало солнце. Постоянно останавливались и отдыхали. В итоге, могу сказать сразу, переход от рудника до озера занял у нас примерно 14 часов. Обычно народ проскакивает там за полдня-день, насколько я слышал, но, думаю, мы поставили рекорд по продолжительности. Основная проблема была в том, что добирались до озера мы уже по таёжным тропам в густых сумерках, а спиннинг, который висел под рюкзаком у меня на спине, цеплялся за все ветки на тропе. Вышли в час дня, пришли к озеру в три ночи, убитые переходом вусмерть.
Перевал:
А ведь эти горы - одни из самых древних на Земле. Кольское поднятие насчитывает около 350 млн.лет. Вот примерно с этого времени (и до выхода с Сейдозера) у меня появляется настойчивое ощущение взгляда в спину (хотя очень возможно, что я просто так себя настроил):
Неожиданно на перевале мы встречаем прыгающего по камням директора этого заказника Ивана Вдовина:
Человек этот нам понравился, видно, что болеет за дело, не случайный. Правда на месте на слишком понравились некотрые моменты в организации функционирования заказника, но, возможно, это и не его вина.
Указатели направления на перевале - маленькие горки из камней, сейды и вот такой камень, похожий на яйцо:
Наконец-то мы поднимаемся на вершину перевала, откуда начинается спуск вниз и открывается более интересный вид на Ловозёрские тундры:
Сейд на перевале:
Тут мы уже начали почаще останавливаться на фотографирование:
Фото Д.Назаренко
Тундра под ногами выглядела очень интересно:
Виды вокруг были замечательные:
Продолжение
здесь