Книга Дэниела Джеймса Сигела. Daniel J. Seigel, M.D.
Siegel, D. (2010). Mindsight. New York: Bantam
Глава 9. “Осмысление нашей жизни. Привязанность и Мозг Рассказывающий Истории” Продолжение pp. 171-173. Текст Seigel, перевод мой.
Продолжние.
Начало здесь:
http://alexey5351.livejournal.com/176155.htmlhttp://alexey5351.livejournal.com/176642.html Создание связной истории жизни.
Почему родители делают то, что они делают? Когда исследователи задались этим вопросом, они выдвинули гипотезу - скорее всего ту же, что и многие из нас выдвинули бы на их месте - что опыт родителей во время их собственного детства предсказывает как они будут вести себя со своими детьми. Это высказывание звучит похожим на правду, но выяснилось, что это не совсем верно.
Когда я впервые узнал о том, что же именно нашли исследователи, это изменило мою жизнь и мое понимание жизни сознания. Самый лучший фактор для предсказания стиля привязанности ребенка - это не то, что происходило с его или ее родителями, когда они были детьми, а то, как они осмысли и поняли свое детство. Выяснилось, что если просто задавать определенные простые автобиографические вопросы, мы можем узнать, как люди поняли свое прошлое - как их сознание организовало их воспоминания о прошлом чтобы понять кто они есть в настоящем. То как мы думаем о своем прошлом, наше понимание того - почему люди действовали так, как они действовали, понимание влияния тех событий на наше развитие от детства и подросткового возраста к взрослому состоянию - все это компоненты истории нашей жизни. Ответы, которые дают люди на эти фундаментальные вопросы также показывают, как этот внутренний нарратив - именно тот нарратив, который люди рассказывают себе сами - может ограничивать их в настоящем и может привести к тому, что они передают своим детям то же болезненное наследство, которое затемнило их собственное детство. Если, например, у вашего родителя было тяжелое детство и он не смог найти в том что произошло какой-то смысл, то он или она с большой вероятностью передадут эту жестокость вам, а у вас, в свою очередь, будет риск передать это своим собственным детям. Тем не менее, исследователи нашли, что у тех родителей, у которых было тяжелое детство, но они смогли найти какой-то смысл в произошедшем, были дети с безопасным стилем привязанности. Этим родителям удалось остановить передачу из поколения в поколение небезопасного стиля привязанности [подобное осмысление может происходить в терапии; остановить цикл передачи небезопасного стиля привязанности из поколения в поколение - один из основных позитивных эффектов индивидуальной терапии на жизнь всей семьи; условно эту цель в терапии можно назвать - найти мир со своим прошлым, принять его - прим. АТ]
Меня взбудоражили эти идеи, но у меня все же были вопросы: “Что же это на самом деле означает “найти смысл”? Как мы можем этого достичь, и что происходит в мозгу в этом процессе?”
Ключ к тому, чтобы найти смысл - это то, что исследователи назвали “жизненным нарративом” - это то, как мы облекаем свой жизненный рассказ в слова, чтобы поведать об этом другому человеку. Выяснилось, что то, как взрослый человек рассказывает о своей жизни, говорит о нем или о ней очень много. Например, люди с безопасным стилем привязанности как правило признавали и позитивные и негативные аспекты того, что произошло в семье, и они могли увидеть, как этот опыт в прошлом повлиял на их последующее развитие. Они могли связно рассказать о своем прошлом и о том, как они стали такими как они есть во взрослом возрасте. Наоборот, люди, у которых было сложное детство, часто рассказывали о нем бессвязным образом. (Ниже я расскажу какие именно виды бессвязного рассказа встречаются.) Исключением были люди подобные Ребекке. Глядя на факты о том, что случилось с ними в детстве, было бы логично ожидать от них избегающего, амбивалентного, или расстроенного стиля привязанности в детские годы и бессвязного жизненного рассказа во взрослом возрасте. Но у них были отношения с человеком, который был искренне настроен на них - родственник, сосед, учитель, терапевт - и что-то в этих отношениях помогло им создать внутреннее ощущение целостности, дать им пространство для рефлексии о своей прошлой жизни, что позволило им найти смысл в произошедшем. У них случилось то, что исследователи называют “заработанным безопасным” [earned secure - прим. AT] жизненным нарративом. У подобного нарратива есть определенный профиль и мы можем описать его свойства. Но что еще более важно, подобно Ребекке мы можем изменить нашу жизнь путем построения “связного” рассказа, даже если поначалу его не было.
Это настолько важный момент, что я его повторю: “Когда речь заходит о стиле привязанности наших детей к нам, наличие трудностей в детстве менее важно, чем то, получилось ли у нас каким-то образом найти смысл в прошлом опыте, который так сильно на нас повлиял.” [На мой взгляд исключением из этой фразы стоит считать случаи откровенной травмы, они не могут никак быть менее важными, чем осмысление ее. Осмыслить травму мало и скорее всего не получится по самым разным причинам, травмой нужно заниматься в терапии специально. Кроме того, людям с расстроенным стилем привязанности сложно осмыслять прошлый опыт в принципе по причине дефицита ментализации, этот дефицит необходимо восполнять в терапии - прим. АТ].
Осмысление - это источник силы и устойчивости. За те двадцать пять лет, что я работаю терапевтом, я тоже пришел к убеждению, что осмысление ключевым образом влияет на наше благосостояние и возможность быть счастливыми.
_
Источник:
Siegel, D. (2010). Mindsight. New York: Bantam
Глава 9. “Осмысление нашей жизни. Привязанность и Мозг Рассказывающий Истории”
Часть 3 pp. 171-173