«Броненосец Потёмкин» - великое слово в мировом кинематографе

Mar 05, 2017 13:11



Кто ещё не видел фильм Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин», настоятельно советую посмотреть. Это те первые шаги мирового кинематографа, с которых и начался путь этого необычайного вида искусства. Вдвойне важно его увидеть, потому что эти шаги сделаны нашим народом. Посмотрите эту версию фильма, там очень хорошее музыкальное сопровождение: Броненосец Потёмкин

В этой статья я поделюсь своими впечатлениями об этом фильме, чем же он меня восхитил.

Первым впечатляющим моментом в фильме был момент, когда вдруг из сопровождающей музыки выплетается хорошо известная «Дубинушка» в красивой обработке с переходом на скрипку. Это последняя сцена первой части, когда матрос, моя тарелку для офицеров натыкается на надпись: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». В этой сцене невольно вспоминаются почему-то именно эти строчки из «Дубинушки»: «Но настала пора и поднялся народ, разогнул он согбенную спину, и стряхнул с плеч долой тяжкий гнёт вековой, на врагов своих поднял дубину», после которых вступает скрипка и своей партией царапает прямо по сердцу.


Очень колоритно показан корабельный священник. Не пожалел Эйзенштейн средств в демонстрации отношения революции к реакционной церкви. При первом появлении священника складывается устойчивое впечатление, будто сущий дьявол вышел из коптящего ада дымовой трубы броненосца. Да, тут нельзя не согласиться с тем, что Эйзенштейн «мастер потрясений».


Безусловно самым волнующим моментом является сцена с расстрелом бунтовщиков, когда до последнего момента режиссёр держит внимание, оттягивая развязку.


Второй момент, когда катрина оживает благодаря песне - это конец второй части провожают на берег погибшего Вакулинчука. Музыка поёт молчаливой командой «Вы жертвою пали в борьбе роковой, любви беззаветной к народу, Вы отдали всё, что могли за него. За жизнь, его честь и свободу».




И народ слышит его жертву. Весь город Одесса поднимается отдать дань памяти погибшему матросу. Тут та же музыка передаёт великую скорбь народа о погибшем матросе.


Удивительно, как люди относятся к гибели незнакомого матроса. Народ настолько чувствует отражения своих страданий в каждом угнетённом, что они становятся его собственными, и простая надпись «Из-за ложки борща» трогает всех до глубины души. Ну почти всех - буржуев видно сразу по их довольным расслабленным лицам.
Народ всё идёт и идёт. Скорбь об утрате перерастает в митинг, на который сходится весь город. Грандиозные кадры.




В ходе митинга начинает отчётливо звучать «Варшавянка» со словами «На бой кровавый, святой и правый марш, марш вперед, рабочий народ». И народ всё идёт и идёт.






Злоба в народе закипает и вскоре он решается на активные действия и десятки или сотни яхточек отправляется к броненосцу, чтобы поддержать его команду. Народ на берегу также поддерживает поднятое на корабле красное знамя революции.


По истине революционное решение раскрасить вручную красное знамя на чёрно-белой плёнке! Даже представить себе не могу, какое впечатление было у зрителей от увиденного.

И, наконец, знаменитая «Одесская лестница». О ней уже столько сказано столькими кинокритиками, что что-то добавить к этому практически невозможно. По тому, как была снята четвёртая часть учатся поколения кинемотографистов, это для них, как говорится «библия».


В заключительной части фильма, где показан подъём на корабле по боевой тревоге, очень было интересно наблюдать, как пробуждается броненосец. Он начинает ощущаться, как огромное существо из металла, для пробуждения и разогрева которого, требуется колоссальная энергия человеческой воли. И, конечно, разгоняющаяся музыка здесь дополняет нужное впечатление.

Конец, конечно же позитивный, - революционный дух победил не только на Потёмкине, но и среди матросов адмиральской эскадры, что олицетворяет по-настоящему всенародную поддержку революции.

Эйзенштейн, Броненосец Потемкин, немое кино, революция 1905

Previous post Next post
Up