Новости школьной реформы: О раздвоении языка и импортозамещении

Sep 20, 2015 09:43

...улица корчится безъязыкая -
ей нечем кричать и разговаривать.
В. Маяковский


Тут недавно министр Ливанов решил раздвоить язык школьникам, причем не простой русский язык, а заграничный. Оно, конечно, дело хорошее - языки знать. Особенно в том случае, если есть чего сказать и есть чего за рубежом позаимствовать хорошего. А как тут не заимствовать, коли в то время, пока тираны угнетают свободных людей, геев, демократических журналистов и беженцев ИГИЛ, в цивилизации создали шотландский виски и айфон.  Если в создании шотландского виски иностранный язык крайне необходим при дегустации сего очень вкусного и питательного плода западной цивилизации и испытания вкусового блаженства, то тем более  сей язык необходим айпадовладельцам для вознесения необходимых славословий в адрес преосвященного Джобса - великого изобретателя круглых углов.
     Так что Ливанов все делает правильно. Если не думать о том, как Русской державе занять и удержать свое место в мире, место достойное и обеспечивающее развитие наших граждан.  Иначе вопросы языкознания сразу же приобретают несколько иное значение. Недаром этими вопросами занимался тот, от имени которого  отнимается язык и холодеет нутро каждого живущего не по лжи.

      Возьмем, например, такой язык техники, как чертеж. С изучением этого языка в школе покончено, как с мрачным наследием тоталитарного прошлого. Квалифицированный потребитель не должен отвлекаться на попытки узнать - как сделан товар и каким образом сделать сходный товар или улучшить то, что дают. Эти отвлечения мешают потреблению. Тем более, что не только школьники, но и академики всякого уровня помалкивают, что язык чертежей, созданный выдающимся французским патриотом, революционером, математиком и технологом Гаспаром Монжем на базе циркуля и линейки  Евклида и других титанов геометрии, теперь нуждается в важных дополнениях. Эти важные дополнения связаны с тем, что произошел переворот  в средствах отображения механизмов и машин, в средствах измерения, в способах и средствах производства деталей. Современные сверхточные измерительные машины далеки от того, чтобы представлять детали в форме совокупности плоскостей, поверхностей вращения и граней. Для них, как и для быстрых и точных 3Д сканеров, любое тело - есть совокупность точек.
Что-то схожее с привычным людям представлением в виде плоских чертежей или объемных моделей получается в результате расчетов искуственного интеллекта. Для того, чтобы интерпретировать эти результаты измерений, нужен опытный человек. В настоящий момент таких людей очень мало - меньше, чем уже установленной измерительной техники. В то же время прослеживается тенденция у цивилизованных стран - внедрять как можно больше измерительной техники как можно ближе к рабочему месту, на котором и создаются плоды западной цивилизации. Для этого обучаются кадры, создаются системы быстрой обработки результатов измерений. Конец приходит не только циркулю и линейке Евклида, но штангенциркулю и калибрам Уильяма Тейлора. Когда погрешности изготовления и измерения стремительно уменьшаются, появляется возможность придать машинам новые свойства точности, бесшумности, скорости и надежности.  В судьбе машины критичными являются несколько наиболее нагруженных деталей и их сопряжений. Поверхности этих сопряжений есть предмет тщательного изучения и разработки современными средствами измерений. Для того, чтобы отображать результаты этих исследований, западной цивилизацией разработаны важные добавления к языку чертежа. Рельеф поверхности теперь изучается и с точки зрения волнистости, и с зрения дефектов поверхности. Для этого вновь разработаны на Западе специальные стандарты.  Во времена СЭВ была предпринята попытка разработки подобного стандарта. Но теперь СЭВ нет и тоталитарный  стандарт канул в небытие.
 Итак, к циркулю и линейке со времен Евклида  ныне добавились координатные измерительные машины,3Д сканеры, профилографы, системы САПР и станки ЧПУ. В практике бурно развивается геометрия облаков точек, геометрия вытянутых вырезов и бобышек, в том числе и из эскизов, содержащих NURBS, сопряжений поверхностей тел вращения и плоскостей по радиусу, многомерная геометрия траекторий (следов) инструмента и геометрия отображений таковых тракторий в совокупность дискретных многомерных перемещений. Цель такого развития - сокращение времени на проектирование и изготовление уникальных машин и механизмов в соответствии с потребностями рынка на индивидуализацию. Это позволит в единичном образце достичь немецкого качества по китайской цене. И этому надо учить выпускников ПТУ и ВУЗов..

Можно долго сетовать на то, что академикам, защищающим исключительно права геев и сдачу помещений в аренду, вывоз разработок и коллекций СССР за рубеж, такой геометрией заниматься некогда.  Можно горевать, что гранты Запада для таких учёных гораздо значительней, чем потребность в подготовке кадров отечественной промышленности. А можно иначе. Открытий этих специалистов, чающих представить миру стрелку овцелографа, не ждут цеха заводов. Пусть этих  академиков ждут в Жан-Жаке и трактире Матрешка на Брайтон-Бич.  Обойдемся без сопливых. И без них можно организовать такие перемены в образовании, которые позволят учащимся эффективно использовать всю мощь современной техники, и силой своего, а не импортного разума, доминировать в современном производстве. Когда задачу ставит жизнь, это движет науку быстрей, чем сто университетов, как утверждал классик.

А жизнь требует, чтобы один и тот же сотрудник завода мог сделать, например, профиль и чертеж инструмента для нарезки шлицов DIN 5480 вала в САПР, построил траектории движения инструмента станков ЧПУ, перевел траектории в G и М коды программ конкретных станков, отладил работу этих станков, создал методики выполнения измерений для 3Д сканера и КИМ с лазерным щупом для контроля фрезы и получаемого в результате обработки вала. Для этого сотрудник завода должен знать геометрию 21 века - язык  техники завтрашнего дня.

Previous post Next post
Up