Лето в разгаре, районы зеленеют - самое время идти «в поля». Первый в этом году материал - о самом морском районе Владивостока. Море не только омывает Эгершельд со всех его трех сторон. Оно здесь буквально в каждом здании и в каждом сквере, на каждом шагу - от названий элитных домов до названий скверов: Капитанский район, Портовый городок, Сквер Юнг и сквер капитана Анны Щетининой, Морской университет и Шкотовский створ маяков… Что уж говорить о пляжах, стоянках маломерных судов и, конечно, никогда не спящем торговом порте.
Шкота - большой, Эгершельд - маленький
Весь район находится на полуострове, названном именем капитана первого ранга и командира корвета «Америка» Николая Яковлевича Шкота. Однако горожане по уже сложившейся привычке вытесняют из народной памяти имя прославленного моряка и заменяют его именем капитана второго ранга и картографа Густава Христофоровича Эгершельда. Хотя на картах фамилией этого человека, описавшего и обмерившего всю бухту Золотой Рог, назван только мыс с самой высокой точкой района - сопкой Крестовой.
О том, что Эгершельд - район с большой историей, морским характером, своими легендами и героями,
VL.ru рассказала экскурсовод Наталья Паленая. Вместе с корреспондентами она прогулялась по полуострову Шкота.
Рассказ об этом необычном районе стоит начать со второй половины XIX века, когда моряки, прибывшие на дикие земли побережья Южно-Уссурийского края, оценили стратегически выгодное положение полуостровов, прикрывавших с востока и запада пост на берегу бухты Золотой Рог. Военные укрепления появились тогда именно на полуостровах Голдобина и Шкота.
Первые десятилетия истории города на территории района Эгершельд находились только военные. Укрепления, которые на рубеже XIX-XX веков строились для защиты входа в бухту Золотой Рог и отражения атак со стороны Амурского залива, теперь стали «объектами культурного наследия федерального значения».
Владивостокская крепость представлена здесь Токаревской мортирной береговой батареей, береговыми противодесантными полукапонирами, пороховыми погребами, Саперной и Тигровой береговыми батареями. О военных укреплениях Эгершельда поговаривают разное: подземелья здесь устроены так, что, если определенные их части взорвать, весь полуостров уйдет под воду. Или о том, что с Эгершельда есть подводный тоннель на остров Русский.
Кроме дотов, дзотов и береговых батарей военные оставили городу одноэтажные кирпичные казармы и версты дорог, которые впоследствии стали улицами жилых районов. Одна из самых интересных казарм - это здание современной художественной школы № 1. Здесь была организована первая в городе радиотелеграфная станция, затем, в 1917 году, размещалась типография, выпускавшая первые номера газеты «Красное знамя», позже здесь работал первый эгершельдский райком ВЛКСМ, а затем первая широковещательная радиостанция.
Первыми гражданскими, появившимися на полуострове, стали переселенцы, прибывавшие во Владивосток морем. В деревянных бараках пересыльного пункта в районе нынешней железнодорожной больницы они концентрировались, чтобы потом разъехаться по разным районам Приморья.
Облик полуострова стал меняться после императорской петиции 1896 года о строительстве коммерческого флота. Мелководное побережье бухты стали углублять, ставить причальные стенки. Так начинался современный ВМТП. За свою историю он не раз получал «толчок» от государства - в начале XX века, в 60-е годы. Новый генплан также предусматривает расширение его площадей.
С развитием порта стали строиться и жилые дома для портовиков и моряков. За Казанским мостом вырос целый микрорайон - двух-трех этажных домиков, по тем временам роскошных, со всеми коммунальными благами. После Великой Отечественной на полуострове появилось еще насколько кварталов - на этот раз массивных «сталинок» с квартирами для капитанов гражданского флота.
А вот масштабное возведение «Большого Владивостока» после принятия генплана 1960 года «пощадило» Эгершельд. В то время, когда на Второй Речке и Луговой как под копирку штамповались кварталы пятиэтажных «временных» хрущевок, здесь было слишком много портовых и складских помещений и слишком мало места для масштабного строительства.
Эгершельд все это время был районом моряков и рыбаков, капитанов, юнг и курсантов. Именно моряки торгового флота во времена «оттепели» занесли сюда «вирус» свободы, который затем охватил весь город. Именно моряки стали первыми бизнесменами, первыми распространителями зарубежной музыки, законодателями моды и главными добытчиками всего самого дефицитного. Именно здесь, на Эгершельде, открылся валютный магазин для моряков «Альбатрос».
И именно в их - моряков - доме культуры во второй половине 80-х годов нашел пристанище владивостокский рок-клуб. По средам в стенах ДКМа встречались, общались, решали насущные вопросы местные любители тяжелой музыки. Здесь зародились первые коллективы - «Рваные вены», «Дионис», «Атлас», «Депеша», «Туманный стон», «Абстракцион», «Седьмой прохожий», «Листья травы» и, конечно, «Мумий Тролль». На рубеже советского и «нового» времени владивостокские команды наощупь осваивали эту андерграундную музыку, и им было с кого брать пример. В конце 80-х в ДКМ отгремели первые во Владивостоке концерты групп «Чайф» и «Телевизор». А легендарная «Алиса» с «доктором Кинчевым» во главе в течение недели давала по два концерта в день и собирала битком набитые ревущей толпой залы.
Но это было только начало «золотого века» владивостокской рок-музыки, и тем, кто протаптывал эту тропу, приходилось нелегко. Когда владивостокский рок-клуб выдворили из ДКМа, городская рок-тусовка оказалась на улице. Отдельные группы собирались в гаражах района, а общие собрания проводили под козырьком приморского главпочтамта (у «БигБэна») - рядом с привокзальной площадью.
Есть у Эгершельда и еще одна сторона жизни - тихая и неприметная. На полуострове находятся несколько заброшенных кладбищ. Первые захоронения появились на Эгершельде в начале прошлого столетия вокруг Храма Казанской божьей матери. Здесь был похоронен и Владимир Клавдиевич Арсеньев. В 1953 году жилым микрорайонам стало тесно в таком соседстве и кладбище закрыли. Могилу исследователя перенесли на Морское кладбище, о других захоронениях позаботились родственники усопших, но далеко не обо всех. Несмотря на это, уже в 1958 году на месте старого кладбища открылся кинотеатр «Вымпел». Настали новые времена, бывшие советские граждане вновь потянулись к религии - развлекательное заведение стало храмом. А в 2003 году на его территории был открыт мемориал в память о тех, чьи могилы не были перенесены.
Еще одно дореволюционное кладбище расположилось почти на самой оконечности полуострова, на склоне, обращенном к Амурскому заливу. Там и сейчас в густой траве можно найти надгробные плиты на остатках могил.
Экскурсовод Наталья Паленая рассказала нам и о массе других интересных мест полуострова. Это и дом первой в городе матери-героини Раисы Полутис, воспитавшей 11 детей, и скульптура трех китов из 300-летнего американского вяза, а также связанная с ней история операции спасения у берегов Аляски, и первый в России цельносварной мост (Казанский), который уже больше 80 лет не требует капитального ремонта, и пожарная каланча сразу за этим мостом - бывшее место сбора первых революционных маевок, и гора Крестовая, на которую когда-то планировали водрузить 30-метрового Ильича, и, наконец, самая-самая конечная точка Транссибирской магистрали - место, где рельсы буквально упираются в море…
Современность: «Эгер» элитный
Современный Эгершельд, в народе «Эгер», - район Владивостока, претендующий на респектабельность, по цене жилья - второй после Центра.
Больше всего предложений здесь на продажу одно- и двухкомнатных квартир. Средняя стоимость квадрата в однушке на Эгершельде - порядка 100 тысяч рублей, в двухкомнатной квартире - около 70-ти, трехкомнатной - 60-ти.
Общая площадь жилых квадратных метров района - больше 800 тысяч, и с каждым годом она все увеличивается. Как и средняя этажность зданий. Сейчас эта цифра, по данным специалистов, - 5,3 этажа, но строительство элитных жилых комплексов «тянет» ее все выше и выше.
Есть и неприглядная сторона района, роднящая его с остальными частями города - рядом с новенькими многоэтажками соседствуют двухэтажные бараки, деревянные аварийные постройки без коммунальных услуг и полуразвалившиеся избушки.
По словам жителей района, уплотнение застройки создает дополнительную нагрузку на узкие дороги района. Общая протяженность улично-дорожной сети Эгершельда - 36,5 км, из них городские магистрали - 12 км, остальное - районные улочки и проезды.
При этом протяженность маршрута общественного транспорта по территории района - всего 6 км. Здесь ходят автобусы № 59, 60, 61, 62, 81. Казалось бы, жители элитного района мало зависят от общественного транспорта, однако и с парковками для личных авто здесь не все гладко. По данным на 2011 год, на территории полуострова смогут найти пристанище только 5 тысяч автомобилей - и это почти на 40 тысяч местного населения. Как результат - частые пробки на Верхнепортовой, Нижнепортовой и Посьетской и забитые машинами придомовые территории. Осложняют ситуацию большегрузы, курсирующие в порт и из порта по главной улице района.
Несмотря на то, что уровень пробок местные жители оценивают как «терпимый», некоторые противники даже краткосрочного стояния прибегают к хитростям - при наличии пропуска можно проехать по территории порта. Говорят, оформить его - не проблема.
Климат в самом морском районе города - самый морской. Зимой здесь со всех сторон дуют ледяные ветра, а летом - гуляют туманы, если их не разгоняет морской бриз. К услугам обитателей района летний отдых на трех пляжах, круглогодичная рыбалка на корюшку и кальмара, романтические прогулки на барже с маяка на о. Русский.
Будущее светлое… но верится с трудом
Заглянуть в будущее полуострова Шкота нам помог проект планировки района из генерального плана развития Владивостока. В ближайшее время его хотят скорректировать, однако сейчас в нем можно найти много интересной информации по дальнейшему развитию района Эгершельд.
Так, архитекторами Владивостока предусмотрено строительство и достройка здесь жилых комплексов «Атлантис - 2» (Тигровая, 16А), «Аквамарин» (Арсеньева, 2), «Мыс Купера» (Авраменко, 2), 9-этажного административно-жилого комплекса на Станюковича, 54Б, группы высотных жилых домов на Леонова, 33, многоэтажек на Леонова, 43, Крыгина, 68, Станюковича, 48. Не забудут и о малоэтажном жилом строительстве (до 4 этажей) на Самарской, 8А и Сипягина, 30, а также террасных таунхаусах в районе Чернышевского.
На заседаниях градсовета между тем обсуждаются все новые проекты строительства небоскребов на полуострове. Архитекторы просят «акцентов». Таким образом, проект 23-этажного жилого дома на Верхнепортовой, 41 превратился в проект 51-этажного гиганта.
На минувшем градостроительном совете появились желающие сделать проект развития полуострова всего за 3 миллиона рублей. По их задумке Эгершельд должен стать чем-то средним между Гонконгом, Нью-Йорком и Сингапуром. Подробности…
Проблему дорог и пробок архитекторы тоже готовы решить легко и просто - до 2025 года построить мосты на Чуркин и зачем-то на о. Елены. Не говоря уже о том, что в генплане масса проектов других путепроводов и развязок: через железнодорожные пути от Нижнепортовой до Верхнепортовой, между Нижнепортовой и Корабельной набережной; развязок на некой «проектируемой магистральной улице общегородского значения» с Токаревской Кошкой и Казанской улицей.
Предусмотрено появление и новых улиц: от Станюковича до пер. Красноармейский (продление), от Авраменко до Верхнепортовой, от Сипягина и Керчинской до еще не существующей магистральной улицы общегородского значения, от Саратовской до Крыгина, от Леонова до Крыгина, от Полевой до Ялтинской, от Верхнепортовой до моста на о. Елена с пересечением с Казанской в разных уровнях.
Все подробности грандиозных планов развития полуострова Шкота можно узнать на
сайте мэрии.
Проблему парковочных мест в районе генплан также с легкой руки решает на раз. Ни много ни мало 95 этажей многоуровневых гаражей-стоянок в общей сложности на 8095 мест должны появиться на Эгершельде в ближайшие 9 лет, а также муниципальная 7-этажная парковка на 237 машин по адресу Верхнепортовая, 6.
К слову, на полуострове также должны появиться такие загадочные объекты, как 4-этажная «крытая автостоянка с залами для оздоровительных тренажеров и офисными кабинетами» на Ялтинской, 18 и 10-этажная «многоярусная парковка с офисными помещениями» на Крыгина, 31.
Чтобы жители эгершельдских небоскребов могли спокойно рожать детей, в районе построят еще семь детских садов на 1210 мест с небольшими скверами и школу на 1000 мест, расширят и благоустроят школы № 13 и № 6. А еще здесь появится поликлиника на 800 посещений в сутки. Уместиться на территории полуострова должны также три физкультурно-спортивных центра, ресторан с видовой площадкой, клуб на 223 посетителя, библиотека со 120 тысячами единиц хранения и 15 новых зеленых зон отдыха в придачу.
Не забыли проектировщики и о пище духовной. На Крестовой сопке должен вырасти православный храм. Будет развиваться и морское «лицо» Эгершельда - согласно генплану должны появиться четыре новые стоянки маломерных судов, предусмотрено развитие Владивостокского морского порта.
По расчетам специалистов благодаря этим позитивным изменениям численность населения Эгершельда к 2025 году вырастет с 39,6 до 48,4 тысяч человек.
Конечно, проект планировки полуострова, как и весь генплан города, - документ «живой», в него могут вноситься корректировки. Какие обещания городские власти осилят, а какие останутся только на бумаге - узнаем уже через девять лет. Стоит отметить, что, например, далеко не все пункты генплана 1989 года удалось осуществились. К слову, уже в документе 25-летней давности существовал проект моста на остров Елена, который в сложные перестроечные времена так и не был реализован.
А пока Эгершельд живет насыщенной жизнью - растет и развивается Морской университет, увеличивает грузооборот Торговый порт, к морскому и железнодорожному вокзалу спешат поезда и океанические лайнеры, в Fesco-Hall, как в старые добрые времена, выступают «Машина времени» и ВИА «Синяя птица». На пляжах Эгершельда отдыхают горожане, а между островом Русский и Токаревской кошкой курсируют баржи.
Здесь массово строятся элитные жилые комплексы с видом на море, стоимость метра в которых может достигать 150 тысяч за квадрат черновой отделки. Обитатели «золотых» квартир и личных таунхаусов оставляют свой маломерный водный транспорт на трех стоянках-маринах: на маяке, при МГУ им. Г.И. Невельского и в яхт-клубе «7 футов». Посвященное им ежегодное Vladivostok Boat Show стало главным событием культурной жизни района. Подробности…
«Ветрозависимые»
Однако эгершельдцы уверены: своя яхта - не роскошь, а средство передвижения. Один из таких убежденных мореходов и прирожденный яхтсмен 32-летний Василий живет на Эгершельде уже 15 лет. «Вася-яхтсмен» (как зовут парня друзья и знакомые) без преувеличения все свободное время проводит в море. На вопрос: «Кто и когда научил его управлять парусным судном», ответить не смог. «Это как в детстве - сначала пускаешь кораблики в лужах, потом строишь с друзьями плот. Дальше оказываешься на борту парусной лодки… Когда живешь в двух шагах от моря, связываешь с ним свою жизнь, все приходит само по себе. Как будто это всегда было со мной», - подметил «Вася-яхтсмен».
По аналогии с корабликом и плотом, первым «кораблем» Василия была гребная лодка «тузик», потом дважды - двухместный швертбот «Кадет», на смену которому пришла одна из самых любимых яхтсменами парусная лодка - скоростной и вместительный швертбот «Финн». Затем - грациозная килевая яхта «тройка». Потом снова давняя любовь - «Финн». Сегодня морские прогулки и рейсы на острова Вася совершает на серьезной 24-футовой яхте типа «Нефрит». Но и с любимым «Финном» не расстается:
«"Финн" - это для души, тонкое ощущение паруса. Можно как следует погонять, если выходишь в море один при хорошем ветре. Нас здесь много таких. Мы в каком-то смысле маньяки, ветрозависимые».
P.S.:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Спасибо за внимание!)
Репортажи по теме:
Снеговая падь Луговая Вторая речка
Тихая БАМ
Новости Владивостока на VL.ru -Использование фотоматериала разрешается только при моем личном согласии.
-Если вы используете фотографии в некоммерческих целях не забывайте ставить активную ссылку на мой журнал.
-Все снимки, размещенные в этом журнале, моего авторства, если не написано обратное.
-Текстовое описание объектов использовано из открытых источников
alexhitrovЯ в социальных сетях. Добавляйтесь!)