Из грязи за облака: как забраться на Бермамыт

Feb 03, 2021 11:00

На плато Бермамыт в Карачаево-Черкесии я хотел попасть уже давно. Облизывался, рассматривая фотки друзей-фотографов, которые уже побывали там по несколько раз. Читал отчёты джипперов, забирающихся на гору на внедорожниках. Смотрел видосы с подробным описанием маршрута. И мечтал о джипе с большими колёсами, чтобы тоже однажды туда самостоятельно заехать. Но добрая фея джип так и не принесла :(  Отчаявшись, я решил рискнуть и забраться на плато на своём маленьком, но крепком Outlander'е. Поставил колёса побольше с буквами «AT» на боковине, как у взрослых дядей, набрал компанию попутчиков и поехал на Кавказ. Совершенно не представляя, что меня ожидает на это непростом пути...




Ближайший к плато крупный город - Кисловодск. Именно оттуда совершается большинство однодневных экскурсий на Бермамыт. Из Ульяновска до Кисловодска добрались за пару дней и остановились на съёмной квартире. Курорты Минеральных Вод встретили обильной водой с неба - лило так, что день был чернее ночи. И это жутко напрягало, потому что ехать на Бермамыт по раскисшей дороге не советовали даже бывалые местные джипперы. Операция «Взятие плато Бермамыт» оказалась под угрозой срыва...

Но на следующий день утром выглянуло солнце и в душе затеплилась надежда на благоприятный исход нашего предприятия. Не спеша закупились на пару дней продуктами, заодно выжидая, когда ветер и солнце сделают своё дело с пролившейся  на землю водищей. И ближе к обеду выехали по направлению к Учкекену.

На плато Бермамыт ведёт бесчисленное количество дорог. Каждый выбирает себе свою: по размеру колёс, клиренсу и степени отмороженности. Самая лайтовая дорога ведёт как раз из черкесского села Учкекен. Она очень хорошо описана и зафотодокументирована. Даже есть полные видео маршрута! Конечно же, я выбрал именно её - ни больших 33-х колёс, ни клиренса в 25 см у  меня не было. Разве только лёгкая степень отмороженности, чтобы сунуться в чернозём после 3-х дней проливных дождей..

На въезде в Карачаево-Черкесию нас остановили на блокпосту. Стандартная процедура беглого осмотра и знакомства с нашими планами. Узнав цель нашей поездки, добродушный с виду полицейский выкатил глаза и спросил:

- НА ЭТОМ????!!!

Наивно улыбаясь, я ответил:

- Ага :)

Полицейский не стал нас отговаривать и просто посоветовал взять у кого-нибудь в Учкекене номер телефона, чтобы за нами могли приехать и выдернуть. Он не особо переживал за нас, полагая, что сильно далеко мы не заедем. Для меня его слова прозвучали как вызов... ШТОШ

Из Учкекена до площадки на плато всего каких-то 35 километров по грунтовым дорогам. Мы выехали на неё из села примерно в 12 часов, рассчитывая добраться до места часа за 3 и успеть к закату. Немного стравил давление в шинах, чтобы не так сильно трясло на ухабах. Пока ничего страшного - отличный накатанный грейдер.



Смущало только одно - полное отсутствие встречных и попутных машин... Это немного нервирует, когда ты в одиночку заезжаешь на неподготовленной машине в какие-то незнакомые дебри, где нет связи.



Но контрольные точки дороги я уже хорошо знал по отчётам, и это успокаивало.  Через полчаса доехали до одной из них - указатель поворота на колею из чернозёма и две больших лужи, возле которых пасутся кони.



Там же находятся и менгиры - вертикальные глыбы, установленные тут людьми в незапамятные времена. В этом месте с грейдера нужно свернуть направо, на чёрную разбитую колею. Что мы и сделали. Но, как оказалось, слишком рано...



Было видно, что колея слишком глубокая и малоезженная. Аут постоянно сносило, разворачивало, в паре мест пришлось даже немного побуксовать. А потом мы оказались у довольно крутого подъёма, куда точно бы не поднялись по этой чёрной жиже... Я расстроился, попав в такой переплёт в самом начале пути. Стоял и уже мысленно мирился с фактом, что на Бермамыт мы не попадём. Как вдруг с горы начал спускаться трактор и темно-синяя Шнива. Я решил дождаться их и спросить про альтернативные пути на Бермамыт.

В Шниве сидел молодой местный парень, который сразу сказал нам, что мы тут не проедем и дальше будет еще только хуже. Нам нужно было ехать по грейдеру чуть дальше и поворачивать на вторую колею, а не на первую, сразу после луж. И предложил ехать за ним, чтобы показать это место. Жизнь начала налаживаться!



Еле выбравшись из этой каши, мы снова оказались на грейдере и поехали за бодрой Шнивой. Метров через 800 мы увидели еще одну отворотку, более лайтовую и укатанную. Мы поблагодарили парня на Шниве, узнали, что его зовут Расул, что он местный и каждый день разъезжает тут по пастбищам. И потом он внезапно предложил... проводить нас прямо до плато! И найти нам более подходящую для низкой машины дорогу, потому что обычно на Бермамыт ездят на чём-то более проходимом. Понимая, что Расул наш единственный шанс попасть по раскисшим тропам на гору, я согласился. Даже готов был ему заплатить, если он попросит.

Расулу нужно было уладить пару дел, поэтому он отправил нас вперёд одних, обещая нагнать через 15 минут. Встретились мы у горы, на которую я и потратил все эти 15 минут :) Аут ни в какую не хотел забираться по скользкому грунту и по мокрой траве. Пару раз я скатился задом вниз уже почти с самой вершины, заблаговременно высадив своих пассажирок :) В салоне воняло палёным сцеплением, колеса визжали на траве, движок ревел на 6-7 тыс оборотах. Ситуация осложнялась забитым катализатором, который я выбил  уже после этой поездки, чтобы он не душил мотор. С третьей или четвёртой попытки, хорошо разогнавшись, мне удалось влететь наверх!



Через несколько метров вдали показалась и старая ЛЭП, которая является здесь главным ориентиром - нужно всегда ехать рядом с ней.

Но главные сложности были еще впереди...  Самым сложным местом этой дороги на плато считается Алебастровый перевал. Уже одно только название обещает приключения владельцам низких автомобилей с псевдополным приводом, как мой Аут. Навстречу с перевала спускались полноценные внедорожники, водители которых с ухмылкой и сочувствием поглядывали на меня свысока из-за опущенных стёкол. Но я воспринимал эти взгляды как вызов...

К тому же, у нас был личный проводник на Шниве!



Перед подъёмом на Алебастровую чернозём закончился и дорога превратилась в какое-то месиво из кусков мела и крупных булыжников. Здесь можно было запросто диагонально вывеситься или сесть на камни.



Расул на Шниве искал объезды сложных мест, показывая нам маршрут. Так мы и продвигались метр за метром к финальному участку подъёма.



И тут мы увидели еще более отмороженных туристов, пытающихся прорваться на Бермамыт на ... новеньком Мерсе! Его клиренс был еще меньше нашего, а водителю на вид было от силы лет 20 :) И было видно, что он плохо представлял, куда едет. Расул решил взять с собой и его. Так нас стало трое :)



Около 14 часов мы добрались практически до самого перевала. Оставалось только заехать по прямой на гору и съехать с неё. Парень на Мерсе решил взять этот участок с разгона - благо, что его новая машина очень хорошо тянула. Мне такой трюк показался рискованным - скатываться обратно в облака мне ой, как не хотелось. Поэтому я выбрал более пологий, но очень каменистый маршрут, и без пассажиров с лёгкостью его преодолел. Вот фото с точки после перевала, где я остановился, чтобы дождаться моих попутчиц. Фото обычно не передаёт угла наклона, но здесь как раз другой случай - его отлично видно. Прямой путь, который выбрал парень на Мерсе, видно - он проходит через самую макушку Алебастровой горы. Я же съехал левее, где столб и каменистая дорога.



Здесь можно было немного выдохнуть - самое сложно место маршрута успешно преодолено!  Дальше было не без сложностей, но гораздо проще. Расул показал разведал нам наиболее лайтовый путь, и через полчаса мы заехали на гору. Еще 3 километра по накатанной колее и мы на месте!



Я не могу передать текстом своего восторга, когда я вылез из-за руля и впервые ступил на землю плато Бермамыт! МЫ ЭТО СДЕЛАЛИ!  Конечно же, благодаря нашему проводнику Расулу, который отказался брать какие-либо деньги за свою услугу. В очередной раз я узнал, что такое кавказское гостеприимство. Расул, спасибо тебе большое, Друг! Вдруг ты когда-нибудь прочитаешь эти строки.



А Outlander в очередной раз доказал, что имеет право называться внедорожником :)



Думаю, большую роль тут сыграли новые AT-шки с боковыми грунтозацепами, которые я поставил перед выездом. Они отлично гребли всю дорогу, а нестандартный размер поднял машину на целый сантиметр! В горах это имеет большое значение.



Настало время наслаждаться отличной погодой и сумасшедшими видами, открывающимися с плато.



Мы разбили лагерь, приготовили обед и отправились осматривать плато Бермамыт...



А вот что было дальше, вы узнаете в следующей части...

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!

Видос!

image Click to view



А вот еще интесное из этой поездки:
1. Заброшенный посёлок Поляна (Эльбрусский) и серебряный рудник
2. Автобокс DIAMOND: испытание Кавказом

---
Автор фото и текста: Алексей Мараховец
Использование (полный перенос на другой ресурс, перепечатка) текста и фотографий статьи без согласия автора запрещено!  Любые фотографии моего авторства из этой статьи можно купить - обращайтесь, контакты в верхнем посте.

Бермамыт, Кавказ, Карачаево-Черкесия

Previous post Next post
Up