Как я уже обещал в предыдущих частях рассказа о путешествии за Полярный круг (
Часть 1. Город воинской славы Североморск Часть 2. Полярный), мы отправляемся дальше на север.
Следующая остановка - город
Гаджиево. Город и
пункт базирования российских атомных подводных лодок. База была открыта в 1956 году и служила портом приписки для дизельных подводных лодок. С 1963 года в Гаджиево стали также базироваться атомные подводные лодки, в том числе затонувшая в 1986 году К-219. Изначально город назывался поселком Ягельная Губа. Потом он был переименован и стал носить имя Героя Советского Союза Магомеда Имагуттиновича Гаджиева, погибшего в Великую Отечественную войну. В 1981 г. он был переименован в ЗАТО Скалистый. А в 1999 снова стал Гаджиево.
В 1995 году на базе чуть не произошла ядерная авария. Мне рассказывали про этот выброс. но все обошлось. Было небольшое превышение по фону и всё. Обошлось.
Этот рассказ будет коротким. Не потому, что писать неохота. А потому, что рассказать мне об этом городе практически нечего.
Чем дальше в глубинку Кольского полуострова, тем сильнее ощущается заброшенность военных городков...
Располагается он в бухте Ягельная, довольно глубоко врезавшейся в берег Кольского полуострова. В самом городе мне не пришлось побывать - минуя его на личном транспорте въезжали на закрытую территорию части и растворялись в работе. На КПП у меня традиционно изымался фотоаппарат, поэтому супер-интересных фотографий не будет :)
Дорога до Гаджиева была каждый раз долгой и сложной. На пароме, как до Полярного, туда уже не доедешь. Единственный путь - крюк через Мурманск. А если учесть каждодневные снежные заносы на дорогах... Одним словом, на дорогу тратилось 1,5-2 часа в один конец.
Это был первый город, где я увидел что такое заброшенные дома - результат упадка флота в 90е годы. В принципе, упадок продолжается и поныне, что бы нам там не говорили по телевизору...
Да, когда-то тут процветала жизнь. До тех пор, пока страна не рухнула. И тогда целые семьи потянулись прочь, в поисках лучшей жизни. А вот дома остались. Пустые, с черными безжизненными глазницами.
Где-то на первых этажах остались еще магазины. Но в целом дома в аварийном состоянии. Да, возможно ещё и эта причина - кто-то просто переехал в другой дом. Более новый. Вообще, из разговора с местными жителями я понял, что население не такое уж и маленькое. Несколько детских садов, (включая домашнего типа), школы... Люди живут, трудятся во благо Флота. И не за большие деньги - 20-30 т.р. в среднем. Героические они люди.
Как-то услышал такую байку. При приеме в одно специальное силовое подразделение кандидаты проходили собеседование (после остальных многочисленных испытаний), где им задавался один вопрос: "Что заставляет вас искать работу именно в этой сфере?" Давали варианты ответа: "1 - Люблю эту работу", "2 - Хорошая зарплата", "3 - Любовь к Родине".
Те, кто выбирал первый ответ - отсеивались. Эту работу могут любить только садисты.
Те, кто выбирал второй ответ - отсеивались. Эту зарплату нельзя назвать хорошей и человек просто лгал.
Оставался единственно правильный ответ - любовь к родине.
Похоже, многими тут это и руководит. Иначе уехали бы давно. Другого объяснения я не нахожу.
Ладно, лучше о городе и тем более о людях ничего рассказывать не буду. Ибо не видел, не знаю и не хочу обидеть своим невежеством его жителей. Сложно обо всем этом судить, соприкоснувшись поверхностно.
А вот, что мне пришлось просто увидеть:
Местная ТЭЦ (?):
Стена этого дома была показана в фильме "72 метра". Отчетливо помню этот момент. Можете пересмотреть, если не верите :)
В этом доме есть классная кафешечка, где мы каждый раз обедали. Кормили всегда вкусно и интерьер приятный.
А это - дорога к самой бухте и штабу:
А в бухте....
Это и есть знаменитая "звериная" дивизия.
Вернее, её остатки... Собственно, и эти
планируют в скором времени порезать "на иголки" - так иронично выражаются подводники...
Многие из этих атомных красавиц больше никогда не выйдут в боевое дежурство и максимум что смогут сделать - отразить атаку с берега... Как береговые пушки в средневековье...
"Звериной" её назвали из-за имен лодок: "Барс", "Пантера", "Волк", "Леопард", "Тигр" и "Вепрь". Еще эти лодки называют "семейством кошачьих". Эти лодки - класса "Щука-Б" (по классификации НАТО - "Акула-2").
"Кошачьими" это семейство атомных субмарин именуют не только из-за их названий. Как кошек отличает бесшумность движений, так "Щуку-Б" - бесшумность хода. В этом смысле имя "Гепард" как нельзя лучше подходит новой лодке, которую не только российские, но и западные специалисты называют атомной подлодкой третьего поколения. Бесшумная и быстроходная - вот два важнейших качества, которые делают "Гепарда" опаснейшим подводным охотником.
Лодка длиной 110,3 метра и шириной 13,5 метра с подводным водоизмещением 12 770 тонн способна погружаться на глубину до 600 метров и развивать скорость до 33 узлов. Экипаж состоит из 73 человек. "Гепард" рассчитан на автономное плавание до ста суток.
Читать статью далее...Рядом со зданием штаба есть памятник 25-ти летию закладки первой АПЛ и запуска первой баллистической ракеты.
Рядом с бухтой - большая гранитная скала:
Мне рассказывали, что в советские времена в ней была вырублена огромная нора, вход в которую был под водой. Его закрывали многотонный створки. Лодка целиком, прямо в подводном положении, заходила в грот, где на нее грузилось вооружение. И американцы со своими спутниками нервно курили в стороне, не имея возможности проследить за лодкой в базе. Сейчас этот грот законсервирован. Со слов рассказчика, он просто огромен! Несколько мощных прожекторов не могут пробить темноту его пространства. В многочисленных туннелях запросто можно потеряться или упасть в штольню. Внутри проложены рельсы и целые составы с торпедами и ракетами завозились туда без проблем.
К сожалению, проверить существование этого грота у меня никакой возможности не было, поэтому верим ему на слово, учитывая, с каким размахом тогда строили и какие средства выделялись. Не то, что сейчас. Нет, деньги-то на флот идут немалые, только вот куда же они заворачивают по дороге? Сколько лодок за последние 10-20 лет вошли в строй? Больше вышло оттуда...
Вот такой немного грустный рассказ о базе подводных лодок и о городе, которого я не видел к сожалению. Для меня он так и остался городом-призраком.
С днем защитника отечества.
Троекратное Ура-ура-ураааа! :)
В следующем рассказе по традиции едем дальше на север - в Заозёрск (Западная Лица). Будет очень интересно. :)
UPD
Уже в комментариях к посту в одном из сообществ,
swaego немного рассказал о своей жизни в Гаджиево до 1997 года. Думаю, это будет интересно (текст в оригинале):
Люди там как появлялись так и уезжали из-за службы:) Мой отец после ЛенКома приехал туда в 78, по распределению, как и многие, остался и после "обязаловки". Север - это такое место, которое пусть даже и хреново там, но не отпускает, становится тем местом откуда не хочется уезжать. Вот по себе (я там прожил от 0 до 17 лет) не скажу что там было плохо, или проблемы какие-то были, даже во время развала страны мы жили более-менее хорошо, подводникам тогда полегче было.
Пустые дома, насколько я помню, стали появляться в начале 90-х, когда построили пару новых домов, да и как раз администрация начала людей переселять на "материк". Строили обычно срочники из стройбата, например школу №279, это точно помню. Много домов строилось как временное жильё барачного типа, но ничего нет постоянней,чем временное :)
В общем и целом для меня это были самые лучшие годы жизни, да и вообще там жили счастливые люди, не смотря ни на что. Я периодически вижусь с земляками, и никто плохого слова не сказал о такой дыре, как "Гаджопа" (это мы так по-доброму свой гарнизон называли :). Где-нибудь в Кувшинской Салме или в Сайде-губе куда уж хуже. Хотя сейчас там непонятные вещи с властью творятся, политика и прочая хрень, друзья говорят что город умер, люди другие и бардак кругом.
Судя по фото, район "Вертолётка" полностью вымер, впрочем как и "старый" район.
А раньше там было красиво,сопки...
Насчёт грота. Он реально существует, я там был несколько раз, да и все гаджиевские пацаны наверняка тоже. Он не просто огромен, там как ещё один город, даже самый большой атомоход спокойно помещался, там даже дороги были для грузовиков, краны всякие. Как там сейчас не знаю, но в начале 90-х туда попасть было проще простого, охраны практически не было. Правда такие прогулки себе дороже, можно было не вернуться, темно, сыро, всё ржавое (лестницы разные), идёшь по пролётам, а под ногами метров 30 пустоты...и страшно и интересно.
Это секретное место в народе "дыркой" называлось...
UPD
За полярным кругом. Часть 4. Заозёрск (Западная Лица) За полярным кругом. Часть 5. Мурманск