Привет All!
Давненько я сюда не заглядывал. Чтото вот нашло - решил прошлогодние фотки разобрать и людям показать.
За раз, конечно, не получится, несколькими постами про Тофаларию расскажу. Вернее выложу свою статью в "Сибирском экстриме" с комментариями и фотками. Стихи не мои, но с автором было согласовано.
Блеском снега Сады-Дабана ослепленный,
Тоф, сын родной природы с оленями кочуя
По перевалам и границам воздушных океанов,
Где духами гольцов освящены снега и камень,
В минуты восхождений и высоких впечатлений,
Когда приходит вновь духовное рождение,
И океан небес становится безбрежен,
И духи гор свистя в скалистой дали,
Исправят радужную иллюзорность взора,
Ведь в жизни Тофа главное свобода.
"Сады-Дабан. Тофалария"
Что вы знаете о Тофаларии? Что знал о ней я, когда собирался в экспедицию?
Сухие энциклопедические выдержки, карты, да тот материал, который может предоставить нам Интернет. В любом случае, отправляясь в это путешествие, я не думал, что оно оставит такой глубокий след в моей памяти, а вспомнить есть что. Но, обо всем по порядку.
Желающих пройти этот маршрут набралось целых 10 экипажей - 8 из Иркутска и пригородов, два из Нижнеудинска.
Пока иркутская группа давала интервью на выезде из города, мы, как самый тихоходный экипаж, решили двинуть в путь, надеясь, что остальные нас догонят по дороге. По всей видимости, с дисциплиной в первый день и в отсутствие руководителя не сложилось, поэтому мы так же были первым экипажем, который добрался до Нижнеудинска. Дорога по асфальту была скучна, колеса знай себе наматывали километры, лишь в районе Тулуна пришлось перекинуть неправильно установленные шлицы кардана, который жутко вибрировал.
По дороге мимо проносились розовые поля иван-чая
Там же, в районе Тулуна неожиданно ожила рация. Нас где-то догонял экипаж Пуля, но они собирались заезжать по дороге в Залари, так что мы продолжили путь до Нижнеудинска в гордом одиночестве.
Под Нижнеудинском два раза успели попить чай, пока начали появляться первые экипажи. Вечер встреч удался. Кто был незнаком - познакомились, кто знаком - было о чем поговорить.
Джугояка
На утро второго дня к нам присоединились нижнеудинские экипажи, и мы через магазины, рынки и заправки двинули на выезд из города.
Кондрат. С утра рад.
Общее фото
Общее фото
Пока еще дорога
Немного отъехав, на Пьяном ручье решили перекусить, помолиться богам дороги и ехать уже до упора.
SAS сошел с ума. Пройденный путь 32 тысячи км.
Серега
Двое из ларца
Пуля
Наш крузак
Бегемот
Движемся
Глухарь
Что-то страшное под капотом
Помой меня, я вся чешусь
Лужи
Упор случился там, где его не ждали - первая серьезная поломка: у Ватоката оторвало рулевую тягу. Погода к тому же не радовала - пошел дождь.
Решили разделиться - три экипажа ушли вперед готовить стоянку и ужин, остальные же остались чинить сломанную машину. Достали сварку, болгарку, трубы, наложили косынку. Ремонт в полевых условиях, да еще и мозгами 7 экипажей - это сила. Потеряли, наверное, часа три.
Лужи
После догоняли ушедшую вперед группу, видимо так сильно старались, что у нас по дороге открутилось колесо. Колесо, конечно, поставили на место, но ощущение того, что за нами следит кто-то свыше, осталось.
Прибыли на стоянку в районе полуночи. Палатки ставили в дождь, места сильно не было, да и не до выбора было, пришлось ставить в раскисшей глине, т.к. действовать надо было быстро, чтобы не промокнуть самому и не промочить палатку. Поужинав остывшим ужином и выпив для сугреву, все упали спать.
Подводя черту дню, можно сказать - первый официальный экпедиционный день, первый день движения. Проехали в этот день относительно далеко. Гравийка, местами разбитая, не представляла никаких трудностей. Остановились на берегу реки Джугояка. Помимо нас тут уже обосновались на ночлег несколько Уралов, идущих в том же направлении, но вода была большой, по такой воде даже они не решились ехать. Мы, так же, приняли решение стоять, ждать, пока наладится погода и упадет вода.
Рыбачим
Проснулись наутро от того, что уже во всю светило солнце. День был предоставлен самим себе. Кто-то сушил промокшие вещи, кто-то занимался машиной, кто-то пытался рыбачить. Глухарь, Ватокат и Кондраты решили устроить соревнования, кто дальше всех уедет по болоту. Кто выиграл - неизвестно до сих пор, но машины грязью заляпали.
Рыбачим
Снимаем
К вечеру проверили метки - вода упала сантиметров на пятнадцать - с утра опять в дорогу.
Джугояка - это наш первое серьезное препятствие, первый большой брод. Все очень переживали, когда заходили в него, все радовались на той стороне, когда его пересекли. Этот броды был самым страшным, потому что он был первый. «Джугояка!» - кричал Кондрат, вылезая из машины, «Джугояка!» - кричали пилот и штурман Пули в ответ.
Так же через Джугояку пролегла невидимая граница между Тофаларией и Нижнеудинском, между домом с теплой ванной и ночлегом в мокрой палатке, между магазином с пивом и закончившимся сахаром, между путем назад и движением вперед.
Брод через Джугояку. Первый, от этого самый страшный.
Смородина.
Лысые
Первым лысым стал Кондрат. Брили его в две бритвы в первый вечер под коньяк и песню о черном вороне. На следующий день он купил в Нижнеудинске машинку для стрижки и дело по приему в ряды лысых пошло еще быстрее.
Процесс
Результат
Результат
Следующими стали самые молодые участники экспедиции - проиграли друг другу в карты на бритье. На стоянке на Джугояке побрили меня и Володю - штурмана Пираньи. Дальше был Глухарь, Начпрод, БобиКинг, Пуля и последний, вступивший в ряды лысых, - Джиподед, которого подбрили за рюмку коньяку и сигарету.
Облысев, чувствуешь легкость, сопоставимую с той, что появилась в тот момент, когда пропала сотовая связь. Все дела и проблемы остались там, в городе. До возвращения, предстоит только работа над собой и поиск новых ощущений и впечатлений. Как китайские монахи, бреясь, мы отправлялись странствовать в поисках своего дзена.
Лысые
Люди Х
Человек Х
Обрили еще одного
Броды
Как я уже писал, самым страшным бродом был брод через Джугояку. Но относительно остальных он был достаточно коротким и простым. Следующим был большой брод через Бирюсу, который мы брали без нашего предводителя - Захарка остался на старом зимнике - вышел из строя передний правый ШРУС. Пока он его менял, мы долго собирались с силами, меряли глубину, намечали траекторию. Этот брод прошли вдумчиво и без потерь, чего нельзя сказать про следующий.
Бродим
По Бирюсе
По Бирюсе
Шедший мимо Урал страхует особо легкие машины
Первопроходцы в лице нашего экипажа и экипажа Глухаря решили двинуть в брод в сцепке. Двигаться надо было по большой дуге, поэтому длинны тросов не хватило, в результате чего мы, уже почти вылезшие на берег, стащили Глухаря в яму. Против сильного течения УАЗка двигаться отказалась, у нас помочь ситуации тоже не получалось - машина стояла на месте в воде, беспомощно вращая колесами. Я так же беспомощно бегал с лебедочным тросом по берегу, но прицепиться было незачто, а Глухарь между тем стоял по стекла в ледяной воде. Чтобы не сжечь блок управления двигателем Паша совсем заглушил машину, а мы, продолжая вращать колесами, сантиметр за сантиметром двигались к берегу. Минут 10 понадобилось для того, чтобы зацепиться передними колесами за сухой берег, потом уже выехали. Хорошо, что погода была теплой, пока ждали остальные экипажи, у Глухарей было время разгрузить машину, просушить что намокло - а намокло все, в том числе спальники, палатки и продукты.
Плывем
Плывем
Плывем
Дальше - больше. Мы двигаемся даже не вдоль Бирюсы, мы двигаемся по Бирюсе. Количеству бродов уже в первый день устали вести счет. Броды были маленькие и большие, быстрые и не очень, глубокие, мелкие, затяжные. Иногда на протяжении двух-трех километров мы просто не выходили из воды.
Плывем
Плывем
Плывем
Немалую роль в прохождении бродов сыграли личный пример и опыт руководителя экспедиции - он первым проходил большую часть бродов, промеряя дно и выбирая траекторию прохождения. Видя, как проходит броды экипаж Захарка, страх понемногу уходил на второй план. Мы старались делать так же как он, и у нас получалось, мы начинали чувствовать дно и воду. Не имея такого примера, большое количество бродов мы считали бы просто непроходимыми на наших машинах. Порой машины плыли, но с каждым новым бродом страха становилось все меньше и меньше.
Балласт
На этом позвольте закончить. Продолжение в следующей серии. :)