Кросспост из
блога автора. Комментировать лучше
там, но можно и тут
Не корысти ради, а общественной пользы для!
Тема разницы экземпляров (sample variance) цифровых камер регулярно всплывает, но каких-то систематических исследований мне неизвестно. Не систематически - регулярно приходится слышать от владельцев нескольких («одинаковых») тушек, что они на самом деле разные (разный шум, разный banding, все разное), но никаких цифр видеть не доводилось.
Есть желание этот пробел устранить, придумать и отработать методику и все такое прочее. Начать мне проще с хорошо известной мне камеры - Canon 5D Mark II.
Обращение к владельцам Canon 5D Mark II
Уважаемые владельцы поименованной камеры! Пожалуйста, пожертвуйте 10-20-40 минут своего времени общественной пользы для, снимите десяток-другой-пятый кадров и пришлите их мне.
Мне бы надо примеров с десятка разных камер. Можно больше.
Другие камеры пока не интересуют, отработаем методику - займемся и другими.
Приветствуется распространение этого сообщения в фотографических сообществах (и перепост в ваших блогах, если вы фотограф), чем больше удастся получить примеров с разных камер, тем всем будет лучше.
Что снимать
ISO 200
Поставьте пожалуйста на камере чувствительность ISO 200 и снимите такие кадры (освещение значения не имеет, дневной свет лучше, но можно - любой):
- Равномерное серое поле с замером по экспонометру камеры (как его снять лучше всего - написано ниже). Запомните/запишите использованную экспозицию (пару выдержка-диафрагма), она вам понадобится на следующих шагах.
Режим работы экспонометра камеры для этого кадра не имеет значения, по серому полю все режимы дают один результат, я проверял.
Нужно 2 таких кадра.
- Равномерное серое поле с экспопоправкой -5EV (поставьте выдержку на 5 стопов короче, чем в случае 1, диафрагму оставьте прежней).
Нужно 2 таких кадра.
- Засвеченный кадр: поставьте выдержку на 5-6 стопов длиннее, чем в случае 1.
Достаточно одного кадра, дубли не нужны.
- Темновые кадры (с крышечкой на объективе или на камере)
- Выдержка как в случае 1, нужно 3-4 кадра.
- Выдержка как в случае 2, нужно 3-4 кадра.
Если у вас есть Color Checker (стандартный на 24 поля) или монитор с LED-подсветкой (т.е. не моргающей), то буду благодарен за такие дополнительные кадры:
- Color checker с замером по экспонометру (см. ниже как его снять), запишите использованную пару выдержка/диафрагма.
Нужно 2 таких кадра.
- Color checker с экспопоправкой -5EV (поставьте выдержку на 5 стопов короче, чем в случае 4)
Нужно 2 таких кадра.
- Темновые кадры
- Выдержка как у кадра 5 (если она не совпадает с кадром 1), нужно 3-4 кадра
- Выдержка как в кадра 6 (если она не совпадает с кадром 2), нужно 3-4 кадра.
ISO 1600
Если вам еще не надоело, повторите кадры 1-7 (или 1-4) для ISO 1600.
ISO 6400
Если вам все еще не надоело, повторите для ISO 6400.
Как прислать
У вас получится 15-30 кадров для каждой чувствительности, т.е. до пары-тройки гигабайт.
Прислать это мне можно такими способами:
- Выложите их у себя на сайте (если он у вас есть), пришлите мне ссылку (lexa@lexa.ru или через контакты в моем блоге или тут в комментариях).
При такой выкладке, лучше (мне удобнее) класть одним архивом (zip, rar, tar - как удобнее) или по архиву на ISO, но не файлами россыпью.
- Залейте в Dropbox и или пришлите мне ссылку на файл (тогда лучше их паковать в zip/rar/tar, чтобы ссылок было немного) или расшарьте каталог для lexa@lexa.ru (я получу уведомление от Dropbox, всосу и откажусь от sharing).
- Вместо Dropbox можно воспользоваться Яндекс.Диском, выкладкой файлов на narod.ru или какими-то еще способами поделиться файлами в интернете.
Как снять серое поле
Наилучший способ (из известных мне) выглядит так:
- Возьмите самый длинный из имеющихся у вас объективов.
- Ручная фокусировка, сфокусируйтесь на бесконечность
- Закройте объектив каким-то «рассеивателем». Лучше всего у меня получалось с белым пенополиэтиленом из коробок фильтров Schneider, но должна подойти и просто белая бумага. Всякие крышечки для установки баланса белого, дающие равномерное серое поле - скорее всего тоже подойдут.
- Прикройте объектив на 1-2 стопа от «полностью открытого».
- Направьте получившуюся конструкцию в сторону пасмурного неба (или более-менее равномерно освещенного потолка, или белого/серого поля на немерцающем /т.е. с LED-подсветкой/ монитора) - и снимайте.
Даже длинные телевики - немного виньетируют. Если у вас получилась неравномерность по полю в пределах 5-7% в линейной шкале, это уже вполне приемлемый результат (проверяется
RawDigger: нужно расставить по полю самплов скажем размером 34x34 и посмотреть на средние значения у этих самплов).
Как снять color checker
Color Checker должен быть освещен равномерно и без бликов т.е. источники освещения должны быть достаточно большие и симметричные.
Если возможно поместите ColorChecker на равномерный серый фон, это даст возможность при обработке скорректировать неравномерность освещения.
Снимать надо «средним» или более длинным телевиком (70-мм и более), прикрытым на пару стопов. Фокусировка - ручная, изображение должно быть слегка не в фокусе (чтобы надписи уже почти не читались).
ColorChecker должен быть расположен в центре изображения и занимать примерно 1/3 ширины кадра.
Если у вас нет «бумажного» ColorChecker, но есть монитор с LED-подсветкой (т.е. не мерцающий), можно снимать компьютерный рендер. Возьмите подходящий вариант
отсюда (например,
sRGB-вариант), откройте в редакторе на сером фоне (в размере примерно 1/3 монитора по ширине) и снимите.