Вдоль по хельсинкской

Dec 23, 2007 14:31

Сегодня в газете «Санкт-Петербургские Ведомости», где я имею честь работать, вышла моя статья о поездке в Хельсинки. Может, кому интересно?

В наше время только ленивый не выезжает за рубеж; самый распространенный маршрут - в Финляндию, откуда многие отправляются в Швецию, Норвегию или, через аэропорт Вантаа, в любую другую страну Европы и мира. Но поражает факт, что для большинства туристов столица Финляндии - Хельсинки - остается лишь транзитным пунктом на пути следования. В конце концов, экскурсанты ограничиваются дежурным автобусным турне по проспекту Маннергейма, поездкой в крепость Свеаборг и обменным пунктом на вокзале. Удивительно, но даже мои знакомые - люди с высшим образованием - считают, что в Хельсинки смотреть нечего. И зря: правда, для знакомства с этим городом лучше выйти из туристического автобуса, а еще лучше - убежать подальше от «коллектива».

Как от Тёёлё до Бульварди

Понимаю, что петербуржцев очень трудно удивить городом, поражающим архитектурными достоинствами: большинство выдающихся архитекторов последних трех столетий творили в Северной Пальмире. А ведь Хельсинки в его современном виде сформировался уже в XIX веке - что может быть удивительного в столь молодом городе? Тем более, если учесть, что Финляндия была то частью Швеции, то частью России; вот почему в архитектуре Хельсинки так много нашего, петербургского. Но мало кто вспоминает, что после 1917 года страна Суоми перестала быть княжеством и получила независимость, а культура пошла своим, самобытным путем.

Архитектура - неотъемлемая часть культуры, а душа каменного Хельсинки - это, безусловно, конструктивизм. И здесь есть, на что посмотреть даже искушенному знаниями петербуржцу: в соседней столице прекрасно сохранились не просто дома - целые ансамбли эпохи конструктивизма 20-30-х годов. К сожалению, город на Неве рискует потерять свои памятники этого стиля: промышленные сооружения беспощадно сносятся, жилые дома ветшают и попадают под пресс «инвесторов».

Если вы прогуляетесь по Хельсинки - а я рекомендую маршрут из района Тёёлё, по улицам Рунеберга и Аркадии, до очень красивой улочки Бульварди - то заметите, каким красивым и ухоженным может быть именно конструктивизм. Эти дома без «украшательств», но они функциональны и разнообразны; глядя на некоторые, вообще трудно понять, когда они были построены: в 1932 или 1999 году? На самом деле, все архитектурные формы, которые мы видим в современных строениях, возникли 70 лет назад, и в Хельсинки это наглядно представлена архитектурная эволюция ХХ века. Не даром Финляндия считается одной из основательниц современной мировой архитектуры - имя зодчего Алвара Аалто давно стало нарицательным. Его коллега - Эмиль Сааринен - сто лет назад заложил основы финского романтизма, после чего переехал в Америку и основал целую династию архитекторов. Сегодня под маркой «Сааринен» в США построено немало небоскребов.

Но нам не нужно ехать за океан, чтобы увидеть архитектурные шедевры, достаточно лишь добраться до Хельсинки и покинуть экскурсионный автобус. Конечно, речь не идет о небоскребах: таковые есть в городе-спутнике Эспо, но никак не в Хельсинки - в столице Финляндии очень хорошо соблюдается высотный регламент.

Дети выдаются с запчастями

Справедливости ради отметим, что в Финляндии хорошо соблюдается не только высотный регламент, но и все прочие законы и правила. Например, правила дорожного движения, позабытые многими водителями Петербурга. Мне пришлось пересилить себя, выходя на «зебру» перед автомобилем. Я хотел пропустить авто и тихонечко постоять на тротуаре, как поступаю в Северной Пальмире, но все машины остановились и стали ждать, пока перейду я. Отсюда мораль: прогулки по Хельсинки не только полезны, но и безопасны.

Общественный транспорт этого города достоин отдельного описания. Если ваш гид уверяет, что в метро нечего делать, потому что там нет мрамора и скульптурных композиций, не слушайте его. Купите туристический проездной (6 евро на 24 часа) и непременно прокатитесь на финской «подземке». Да, там всего полторы линии (точнее - одна раздваивающаяся), но, спускаясь в метро, ощущаешь себя лилипутом в стране гуливеров. Здесь все больше и просторнее: оранжевые вагоны в полтора раза шире наших, станции крупнее и, что самое главное - поезд идет почти бесшумно! Можно спокойно разговаривать с соседом, если найдете общие темы.

Проездной действует не только в метро, но на трамвае. Если вы соскучились по этому виду транспорта, то приезжайте в Хельсинки - накатаетесь на трамвае всласть. Маршрутная сеть продумана так, что можно объехать на трамвае весь город, есть очень удобные для туристов кольцевые маршруты - например, 3Т и 3В. Можно «нарезать круги» и выходить там, где понравится: сделать парочку фотографий, выпить кофе и продолжить путешествие дальше. Кстати, трамваи там тоже бесшумны.

Покататься на трамваях интересно также ради межкультурной коммуникации: здесь собираются представители всех народов, живущих и приезжающих в Хельсинки: финны, шведы, русские, афро-финны (есть и такой этнос), молодые и старые. Любопытно послушать, что все они говорят и посмотреть, как себя ведут.
В Финляндии есть еще один распространенный вид транспорта - детские коляски.

Будучи наблюдательным, вы непременно заметите, как много здесь детей. А все почему? Да потому, что финны давно озабочены демографией, и сегодня в стране созданы очень выгодные условия для деторождения - начиная от социального обеспечения и заканчивая сокращенным рабочим днем. Но если вы думаете, что в Хельсинки легко купить детскую коляску, то смею вас разочаровать: финны не покупают ни колясок, ни памперсов. Почему? Да потому, что все это им бесплатно выдают «в приложение» к ребенку. Ну, это как будто вы купили автомобиль, а покрышки к нему прилагаются бесплатно, причем на всю жизнь.
Действительно, если финская мама утром приведет малыша в детский сад, то днем, когда придет за ним, то в придачу получит комплект памперсов, питание и все, что потребуется до утра. Бесплатно, то есть даром - вот они, гримасы капитализма.

На скользкой дорожке

Но не все так гладко в финском королевстве. Познавая Хельсинки в трамвае, стал я однажды свидетелем одной недвусмысленной сценки. Ехала группа подростков - по всей видимости, из одной школы; одни говорили по-фински, а другие - по-шведски (этот язык - второй государственный в стране Суоми).

Вначале все шло нормально, но потом две девицы стали придираться к парням: «Почему ты говоришь по-шведски?» Те за словом в карман не лезли, и ответили что-то в стиле: «Да ваш финский…» - до конца не разобрал, ибо по-шведски не говорю. Смысл стал ясен, когда в речи появились искусственно исковерканные финские слова в стиле «какси-факси». Когда народ вокруг засуетился, стало ясно, что «запахло жареным»: к подросткам подошел пенсионер, кое-что сказал - ребята угомонились и вышли на следующей остановке.

Этот пример иллюстрирует один пикантный аспект финского бытия, а именно - отношение между финнами и теми, кто некогда был представителем их метрополий (в данном случае, к шведам). Достаточно вспомнить, что финский язык получил статус государственного лишь в середине XIX века, уже при русских, но это стало скорее результатом подъема национального самосознания, нежели «благой волей императора». Язык местного дворянства - шведский - остался вторым государственным, а русифицировать край тысячи озер не успели: Владимир Ильич даровал финнам независимость.

Впрочем, речь не об истории, а о том, чего лучше ни в коем случае не делать, общаясь с жителями Хельсинки. А именно - не выказывать в себе некоего «старшего брата», приехавшего из метрополии навестить «неразумных вассалов». Поэтому шуток в стиле «русский пора сделать государственным языком Финляндии, ведь нас здесь уже так много?» лучше не отпускать. Справедливости ради отметим, что Хельсинки - самая русифицированная западноевропейская столица. Здесь легко найти русскоговорящего гида, меню на русском языке в ресторане, русские книги, словари и путеводители.

Главное - в ответ на помощь или услугу не забывать сказать слово «kiitos», что по-фински значит «спасибо».

Оригинал публикации:
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10247272@SV_Articles

Прошу комментировать.
Previous post Next post
Up