Трудно быть Донкихотом: Субкультура Ингрии есть - нет ее потребителей
Минувший год ознаменовался скромными, но емкими победами представителей неформального клуба "Ингрия" на краеведческом фронте. Так, оглушительную победу на муниципальных выборах в Петербурге одержал Иван Федоренко, а публицист Светлана Гаврилина выступила на прошлогодней конференции российской оппозиции в Хельсинки. Но не стоит забывать, что краеведение есть в первую очередь живая традиция, и наипервейший краеведческий фронт - развитие субкультуры: ингерманландской фолк-музыки. Под этим термином я понимаю связь финно-угорских и северо-русских музыкальных, танцевальных и песенных традиций.
Полнота жанров
Я исчисляют историю современной ингерманландской субкультуры с 2005 г., когда вышел в свет альбом «Ингерманландия» рок-группы «Электрические Партизаны». Лидер коллектива - известный в Петербурге музыкант, экс-басист группы «ДДТ» и участник Ленинградского рок-клуба Вадим Курылев. С этого момента можно говорить о субкультуре как таковой - идеологически выдержанной, с четкими цивилизационными и культурно-историческими ориентирами. На сегодня, помимо рок-сцены, субкультура развивается в трех смежных направлениях.
Однозначный двигатель нашей фолк-рок сцены - Андрей Чепелев и группа «Конец летА». Настоящие звезды, зажженные именно на нашем небосклоне. Не просто ингерманландский фолк-рок - еще и самая популярная среди молодых фолк-рок групп Петербурга. Именно «Конец летА» стала первой группой, исполнившей в современной обработке коренную ингерманландскую песню «Omal' maal'» («К родной земле»). В жанре фолк-рок работают также группы «Видеть Пчелу», «Лахденпохья» и др.
В жанре «True Folk» («чистый фолк») представлено гораздо больше коллективов: Екатерина Кузнецова и группа «Бестиарий», Елена Ведайко и группа «Корела», гусляр Максим Анухин и пр. Есть договоренность об участии в фестивале «Карельская Осень» мини-состава хора «Корпи» под руководством Ольги Коньковой.
Танцевальное направление занимает Стас Зубцов и его группа «Похьола» («Северная земля»). Несмотря на постоянно меняющийся состав этой группы, у «Похьолы» есть будущее: это - единственный чисто танцевальный проект. Только у Стаса можно научиться аутентичным скандинавско-ингерманландским танцам: польку (под эту же музыку можно танцевать сноа - танец с самым быстрым кружением), скоттиш (он же шоттис), распространенный на обширной территории от Норвежского моря до Балтийского. Желающие «слиться с парой» будут танцевать вальс (простой и фигурный) и мазурку, но самый шик - уметь станцевать польску. Освоил польску - учи польс, финскёг, рудль или суна-хунинг. Последний удобно танцевать под ирландскую музыку, вытесняя с танцпола «кельтских конкурентов».
Фестивальная культура
Гордость нашей маленькой субкультуры - музыкальные фестивали «Карельская Весна» и «Карельская Осень», проводимые Андреем Чепелевым под эгидой Института Финляндии в Петербурге и газеты «Санкт-Петербургские ведомости». В этом году состоялся третий по счету фестиваль, собравший 250 посетителей.
Для традиции, которой от роду 2 года, это немало. На сценах клубов «Революция» и «Place» выступили лучшие коллективы - легенды из Петрозаводска Sattuma, Skylark, Myllärit (специально восставшие из небытия для выступления на «Карельской Весне»), петербургские группы «Корела», «Бестиарий», «Hvarna», «Конец летА» и др. Сейчас на фестиваль хотят попасть еще несколько групп, участие в «Веснах» стало престижным. Вот почему у нас нет проблемы с исполнителями, трудности в другом - об этом ниже.
Ингерманландская субкультура привлекает и «хедлайнеров» фолк-музыки: с нами сотрудничают уже упомянутые карельские группы Sattuma, Skylark, Myllärit. В перспективе - заграничные гости: кантелист Антту Койстинен со своим бендом (Финляндия), самая известная в Эстонии фолк-группа «Oort» и ряд других.
Участие иностранных коллективов упирается в решение финансовых вопросов, которые однозначно направлены нашим партнерам по проведению фестивалей - Институту Финляндии и соответствующим эстонским организациям. Ни один клубный концерт в Петербурге не сможет окупить приезд заграничных звезд - средства на это ищутся в фондах поддержки народной культуры. Этим и занимаются наши партнеры.
Культ Ягодицы
Теперь - о проблемах. Почему-то считается, что ингерманландская субкультура (точнее, ее лидеры, «драйверы») больше всего нуждаются в «товарищеских советах». Со всех сторон рекомендуют привлечь те или иные музыкальные коллективы (хотя групп и так навалом) или делать лучше рекламу (хотя в интернете ее и без этого немало, а о рекламе по ТВ и ротации на FM-радиостанциях можно забыть). На самом же деле, проблемы в другом, и некоторые из них нужно осветить сегодня.
Проблема №1: платная явка. Мы не разовьем субкультуру в Петербурге, пока на наши фестивали и концерты ни будут приходить хотя бы 200 человек, которые купят билет хотя бы по 200 рублей. Без этого все разговоры о новых группах, частых концертах и пр. бессмысленны. Господа! Нужно не просто «соизволить придти» на фестиваль по впискам, а неплохо бы купить билетик ЗА ДЕНЬГИ. Ибо знайте: свои кровные вы отдаете не хозяину клуба, а организатору мероприятия, которых из этих средств и клубу, и артистам платит. Денег не хватит - значит, организатор должен заплатить из своих. Кого мы хотим обмануть? Себя же.
Из этого вытекает проблема №2: продюсеры. Субкультуре катастрофически не хватает организаторов концертов, готовых самостоятельно придумать идею мероприятия, организовать его и выступить финансовым гарантом. Это не значит, что обязательно придется платить из своего кармана - скорее всего фестиваль или концерт окупится. Однако продюсер должен быть готов и к форс-мажору. Именно таких людей, а не исполнителей, нам и не хватает. Не может же за все отвечать один лишь Андрей Чепелев.
Стоит отметить, что работа по поиску дружественных организаторов ведется успешно. За истекший год с нами стали сотрудничать Дмитрий Курцман (группа «The Dartz»), присовокупивший свою «Фолк-рок ярмарку» к «Карельской осени», а также Евгений Викки, пригласивший группу Sattuma на свой фестиваль «Север-Юг». Это - хорошее начало продюсерской кооперации.
Проблема №3: активисты субкультуры - танцоры, постоянные посетители концертов и пр. Активной публики в субкультуре мало, это и есть главная проблема. Сколько говорилось о необходимости массово научиться скандинавско-ингерманландским танцам - и что? Несколько «выскочек» (и я в том числе) записались в кружок Стаса Зубцова, а остальные разбежались «по кустам». Типа «некогда» (как будто у нас полон дом прислуги), «нет способностей» (типа мы - прирожденные балеруны) и т.п. Много отговорок - мало дела. Нашими пассивными краеведами правит культ Большой Ягодицы, когда хочется в пивбаре посидеть да потрындеть о том, как «надо бы да лучше бы».
А в это время отчаянные донкихоты ингерманландской субкультуры штурмуют очередные мельницы - невзирая на то, что задачи могут быть и не по зубам скромной горстке энтузиастов.
Александр Вертячих, alexvert2@yandex.ru
Прошу комментировать