Теплоход "К.Э.Циолковский"

Aug 07, 2011 01:59


«Казанским Титаником» окрестили в интернете этот теплоход. Почему «Титаником» - не знаю, ему никогда не доводилось встречаться с айсбергами, ему просто не везло. В отличие от своего «собрата» по Московскому пароходству «Серго Орджоникидзе», этот теплоход по сей день жив и здравствует. А ниже, под катом, история его злоключений.



Теплоход "К.Э.Циолковский" в Ярославле (у Толгского монастыря). Скан с открытки.

Теплоход «К.Э.Циолковский» пришел в Московское пароходство в 1982 году, до этого момента начиная с 1961 года (года своей постройки) он работал в Петрозаводске, в Карельском совете по туризму. «К.Э.Циолковский» - теплоход немецкой постройки, был построен на верфи «Mathias Thesen Werft Wismar» в немецком городе Висмар.



Теплоход "К.Э.Циолковский" (фото с Форума Речных путешественников).



Теплоход "К.Э.Циолковский" (фото с Форума INFOFLOT)



Теплоход "К.Э.Циолковский" на Волге (фото с Форума INFOFLOT)



Теплоход "К.Э.Циолковский" в Петрозаводске (фото с Форума riverguide.ru)



Теплоход "К.Э.Циолковский" (фото из Архива Московского пароходства)

По прибытию в Москву «К.Э.Циолковский» ставится на туристические рейсы. Теплоход всегда был на хорошем счету, у него были постоянные туристы. Так оно все и было до 1996 года. А в 1996 году случилось вот что (по материалам официальных хроник): пассажирский теплоход «К.Э.Циолковский» 3 июня 1996 года отправился туристическим рейсом из Москвы в Санкт-Петербург. На борту теплохода находилось 210 туристов. 07 июня ранним утром теплоход шел по Ладожскому озеру к острову Валаам, где у теплохода была запланирована стоянка. Погода была не самой лучшей, по сведениям метеостанции Валаама утром 7 июня волна в Ладожском озере достигала 1,5 метра, был небольшой ветер, но самое главное умеренный туман, видимость около 1 километра. В 8 часов утра вахту принял первый штурман Баженов Н.Н., капитан «Циолковского» вышел из рубки и направился к себе в каюту. Почти сразу после ухода капитана штурман наблюдал за положением судна по экрану РЛС, две боковые машины были остановлены, средняя машина работала на «средний ход», берег не просматривался, над островом стоял туман. Еще через несколько минут рулевой увидел берег, к которому двигался теплоход, и доложил об этом первому штурману. Штурман дал всем трем машинам «полный назад». В рубку поднялся капитан, который увидел, что теплоход идет в берег и, опасаясь навала на камни бортом, остановил боковые машине, средней машине дал режим «полный вперед». В 08:10 07 июня 1996 года теплоход «К.Э.Циолковский» встал носовой частью на камни мыса Никоновский острова Валаам.

В 9 утра о происшествии сообщили диспетчеру движения пос.Свирица, жертв и пострадавших среди туристов не было. Осмотром теплохода было установлено, что повреждена носовая пустая топливная цистерна, которая заполнилась водой.

На следующий день туристы теплохода «Циолковский» были отправлены в Санкт-Петербург на борту теплохода «А.С.Попов». Снять «Циолковского» с камней силами буксиров не удалось - теплоход сидел корпусом на крупном валуне. Снять судно смогли только к 24-му августа 1996 года, и, после устранения водотечности, теплоход своим ходом отправился на судоремонтный завод в Белый Городок (Тверская область). Как сообщалось в официальных источниках ремонт «Циолковского» обошелся пароходству в 648 миллионов рублей, а вся операция, вместе со снятием с камней, в 3,4 миллиарда. После происшествия теплоход выводится из эксплуатации.



Теплоход "К.Э.Циолковский" на Валааме после аварии (фото с Форума INFOFLOT).



Теплоход "К.Э.Циолковский" на Валааме после аварии (фото Д.Крапивина).



Теплоход "К.Э.Циолковский" на Валааме после аварии (фото nevvodstoy.ru)

В 1997 году «К.Э.Циолковский» рейсов из Москвы уже не совершал, летом он был продан казанской фирме «Татфлот». С этого года «Циолковский» уже возит туристов из Казани. Его злоключения продолжили в 2001 году, когда теплоход выполнял рейс из Казани и снова в Санкт-Петербург. И снова теплоходу не суждено было дойти до Валаама (стоянка на острове планировалась после отправления из Санкт-Петербурга). Днем 12 июля 2001 года (примерно в 16 часов) теплоход был пришвартован у причала речного вокзала Санкт-Петербурга, когда в машинном отделении произошел взрыв котла и возгорание дизельного топлива. Огонь и дым быстро охватили кормовые кубрики и машинное отделение. Туристы в это время находились на экскурсиях, а тех немногих, кто все же остался на борту, вместе с членами экипажа успешно эвакуировали. При тушении пожара в корпус теплохода залили большое количество воды и вечером этого же дня «К.Э.Циолковский» кормовой частью лег на грунт. Пожар и вода изрядно попортили внутренние помещения судна. Туристов разместили на борту теплохода «Родина».

Воспоминания одной из туристок злополучного рейса: «На следующий день после завтрака обитателям верхних палуб разрешают забрать вещи. Пропускают по одному - боятся, что от перегруза теплоход еще больше уйдет под воду. Люди выходят с узлами, с небрежно набитыми барахлом сумками. Из кают, которые были всех ближе к очагу пожара, выносят вымокшую до предела одежду. Фердинанд Салахов беспомощно вертит в руках свой сотовый телефон, намокшие диски: их можно выкинуть.   Мы - среди немногих счастливчиков, чья каюта на главной палубе вообще не затоплена. Таких кают всего две, они по правую сторону борта. Это кажется почти чудом, ведь наша палуба уже значительно ниже причала. За вещами спускаемся вместе с мужем. Жуткое зрелище - фактически внутри корабля плещется Нева. Пробираемся  в каюту за матросом по свернутому рулону ковровой дорожки. Хотя нас никто не торопит, но подспудное чувство опасности заставляет лихорадочно без разбора сметать все в сумки. Потом муж еще несколько раз будет спускаться туда, раздевшись до плавок - в полузатопленные каюты, расположенные слева. Ведь подавляющее большинство пассажиров «Циолковского» были женщины, много немолодых, надо было помочь. По его словам, впечатление ужасное - по коридору плавали обломки от взрыва, обувь, детские игрушки. Вот он, пусть маленький, но «Титаник»! Вещи в каютах доставали практически на ощупь, ногой. Все пропитано мазутом. Попасть в трюм  было вообще невозможно.

-Александр Петрович, родненький! - говорила со слезами на глазах капитану пожилая дама, - У меня там большие деньги. Понимаете?! Под подушкой.

И добавила уже смущенно: зашиты в белье.

- Что я буду делать без документов?! Без вещей?! Что будут делать мои раздетые дети!- в отчаянии кричала на причале простоволосая женщина в пляжном костюме.

...Вспоминать это очень тяжело. И писать об этом тоже. Хочется забыть, как страшный сон. Весь масштаб трагедии потрясенные пассажиры осознали только тогда, когда увидели «Циолковский» уже с отчалившей «Родины». Это было прощание с теплоходом. Безмолвное и горькое».









Теплоход "К.Э.Циолковский" после пожара 2001 года в Санкт-Петербурге.
Фото с сайта ciolkovsky.narod.ru.

Пострадавший от огня и воды теплоход был осушен и отбуксирован в Казань, где на несколько лет встал к причальной стенке грузового порта. «Циолковский» требовал серьезного ремонта помещений и машинного отделения, денег на такое удовольствие у владельцев не было. Затихший «Циолковский» два года встречал своих собратьев заходящих в порт Казани. Так было до 2004-го. В 2004 году теплоход еще раз меняет прописку - «Циолковский» продан ростовской фирме «Вояж». В Ростове-на-Дону проводится долгожданный ремонт теплохода. Вместе с пропиской «Циолковский» меняет и имя, теперь он называется «Анатолий Папанов».

С новым именем теплоход снова возвращается в работу, теперь «Анатолий Папанов» работает от СК «Вояж», а генеральным агентом, составителем расписаний и организатором обслуживания на борту выступает компания «Инфофлот». В 2006-м году «Папанов» совершает уникальный для судов своего проекта рейс - теплоход выполняет переход с туристами по Азовскому морю до города Ейска. Правда, впоследствии эти рейсы прекратились, а с учетом последних событий на реке вряд ли когда повторятся. Класс «Папанова» он не для моря все же…



Теплоход "Анатолий Папанов" в Ростове-на-Дону (фото с Форума INFOFLOT).



Теплоход "Анатолий Папанов" отправляется из Москвы с нами на борту. :) Фото Е.Шмельковой.



Теплоход "Анатолий Папанов" у причала в Мышкине.



Теплоход "Анатолий Папанов" в Лодейном поле.

«Анатолий Папанов» трудится на реке и сегодня. Традиционно открывая навигацию рейсом Ростов-на-Дону-Москва, закрывая осенним перегоном обратно в Ростов-на-Дону,  он ходит и в северные рейсы по Беломорканалу, и в Санкт-Петербург с заходом на «невезучий» Валаам. В одном из таких рейсов мне довелось побывать. Все обошлось без приключений, в Онежском озере попали в сильный шторм, который «казанский Титаник» перенес вполне достойно. Остается пожелать «Циолковскому/Папанову» долголетия, безаварийной работы и банального везения.

теплоход, история флота

Previous post Next post
Up