боковик из "Captured ME109s" польского издательства Atelier Kecay
Bf 109F-4 в английском пустынном камуфляже и с британским серийным номером HK849, принадлежавший 3-й эскадрилье RAAF, Ливия, ноябрь-декабрь 1942.
Этот аппарат (оригинальный сер.№ и место службы не известны) был обнаружен союзниками на аэродроме LG.4 в Ливии, и затем отремонтирован механиками 3-й австралийской. 2 ноября 1942 его облетал командир этой эскадрильи сквадрон-лидер Роберт Х.М. Гибз. В течении месяца австралийцы рассекали на своем трофее, пока 8 декабря не отправили его в тыл в Эль Газалу (египетскую, а не ливийскую).
Флайт-лейтенант Гибз прибыл на северо-африканский фронт в мае 1941 в составе 450-й (австралийской) эскадрильи RAF (самолеты Hurricane I), но в июне, прежде чем эта часть успела приступить к выполнению боевых заданий, его перевели в 3-ю эскадрилью австралийских ВВС, как раз завершавшую перевооружение с первых "хурей" на вторые "Томагавки".
Первый результативный бой летчик провел 13 июня, прикрывая корабли от немецких бомберов Ju 88, но эту победу ему записали как предположительную. В июле эскадрилья поучаствовала во вторжении во французскую Сирию, в процессе которого Гибз одержал свою первую подтвержденную победу (над "Девуатином"-520), а затем осталась там в оккупационных войсках.
С октября сквадрон воевал в Западной Пустыне, и там Гибз 13 декабря стал асом, доведя свой счет побед до 5¼ (+ 3 предположительных и 7 поврежденных). В начале января он пересел на "Киттихауки" (летал сначала на Mk.I, затем IA, III и IIA), а 26 февраля был повышен с флайт-коммандера до комэска с одновременным производством в следующий чин.
Всего к моменту завершения первого боевого тура летчика 19 апреля 1943 на его личном счету было 10½ подтвержденных побед, 5 предположительных, 16 поврежденных и еще 2 уничтоженных на земле.
Обе "наземные" победы относятся к налету на аэродром итальянской бомбардировочной авиации 21 декабря 1942. Зенитный огонь там был сильный, и один из его ведомых был сбит и плюхнулся в пустыне, успев отлететь всего на несколько миль от "места преступления". Тогда Гибз приземлился рядом с ним (благо пустыня же), отцепил подвесной бак для облегчения машины, выбросил парашют, усадил на сидение спасаемого пилота, а сам сел к нему на колени и пошел на взлет уже на виду у итальянских солдат.
Уже после отрыва самолет налетел на какое-то небольшое скальное образование, и удар был такой силы, что правое колесо оторвалось от стойки. К счастью, этим все повреждения и ограничились, и под прикрытием остальных самолетов эскадрильи "скакун с двумя седоками" благополучно добрался до своего аэродрома.
Желая поберечь машину от лишних повреждений и/или обоснованно считая себя крутым пилотом, комэск не стал садиться на брюхо, а выпустил шасси и приземлился с креном на левое колесо. За спасение товарища летчик был представлен к Кресту Виктории, но вместо него был награжден DSO.
Второй тур Гибз провел с октября 1944 по апрель 1945 уже винг-коммандером в составе 80-го крыла RAAF на Тихом океане. Летал на Spitfire VIII, побед не имел. Зато залечивая в госпитале полученные в аварии ожоги, он познакомился с медсестрой, впоследствии ставшей ему женой ;)
После войны он организовал авиакомпанию имени себя (Gibbes Sepik Airways) и до 1958 летал на Новой Гвинее ("Сепик" в названии фирмы указывает на крупнейшую реку острова) на английских "Остерах", канадских "Норсменах" и немецких Ju 52. Продав свою фирму, он ушел из авиационного бизнеса, но не забросил авиацию и в девяностых годах самостоятельно собрал микросамолет "Кри-Кри" (продавался в качестве набора "собери сам", а также комплекта чертежей и инструкций по самостоятельному изготовлению деталей), на котором затем летал до 2001 года, когда ему запретили пилотировать одноместные летательные аппараты по причине преклонного возраста (85 лет).
Есть еще цвет и фото времен Газалы, но я их не привожу, т.к. к тому времени окраска машины пусть и не намного, но все-таки изменилась.