Да, я люблю извращения (55)

Aug 06, 2015 11:30



боковик из 1-й части AJ-Press'овской монографии про Москито


Mosquito NF.XXX сер.№ MT497 из состава 307-го (польского) сквадрона RAF, на котором в сентябре-октябре 1945 г проходил переучивание на этот тип сквадрон-лидер Антони Гловацки. Штурманом в этих полетах был флаинг-офицер Хенрик Лучак [Henryk Łuczak].


        Когда началась Вторая Мировая война, плютоновый (унтер-офицерское звание между капралом и сержантом) Гловацки служил инструктором в одной из школ 1-го авиационного учебного центра в Демблине. В первый же день войны из персонала и нескольких самолетов центра началось формирование авиационного плютона (взвода) Варшавской броне-моторизованной бригады [Pluton Lotniczy Warszawskiej Brygady Pancerno-Motorowej], но фактически "первая очередь" взвода при двух самолетах была организована 4 сентября.
        Известно, что Гловацки участвовал в вылетах на разведку самое позднее с 10 числа, но, к сожалению, не понятно, на каком самолете: во взводе были RWD-14 Czapla, PZL-23A Karaś, Potez XXV и RWD-8. А под конец кампании он вместе со своей частью эвакуировался в Румынию, а затем через Францию добрался до Туманного Альбиона в январе 1940 и вскоре получил звание сержанта RAF.
        Сначала его определили в группу курсантов-бомбардировщиков, но позже перевели на истребители. Пройдя переучивание, он в начале августа получил назначение в 501-й сквадрон (самолеты Hurricane) и до конца месяца одержал 8 побед, в т.ч. 5 в один день (24-го), став одним из трех британских "асов одного дня" в Битве за Британию. В сентябре он одержал 1 предположительную победу, но и сам был сбит в том бою и попал в госпиталь после неудачной посадки на брюхо. После выписки из госпиталя он вернулся в часть уже пайлот-офицером и закончил первый боевой тур в феврале 1941 так и не сумев увеличить счет побед.
        Второй боевой тур он начал в октябре в 611-м сквадроне, но уже в
ноябре месяце стал флайт-коммандером в 303-м (польском) сквадроне и весной-летом 1942 одержал две предположительные победы и одну групповую "достоверную". С февраля 1943 по февраль 1944 он командовал флайтом 308-го (тоже польского) сквадрона.
        В этом туре флаинг-офицер (позже флайт-лейтенант) Гловацки летал на "Спитфайрах" Mk.V и (с ноября 1943) Mk.IX. Кроме того, летом 1943 он дважды был в командировке в 318-м (польском) сквадроне, относившимся к авиации Army Co-Op и вооруженном "Харрикейнами" Mk.I, но есть такое подозрение, что прикомандированные летчики приходили со своими самолетами, а не пересаживались на всякое старье...
        Сразу по окончании второго тура, в марте-апреле 1944 летчик послужил "по обмену" в 356 FS/354 FG, где освоил P-51. Потом он недолго послужил на штабной дожности и в очередной раз поработал инструктором в OTU.
        В третьем туре сквадрон-лидер Гловацки с сентября 1944 по июль 1945 возглавлял 309-й (опять же польский) сквадрон и летал на "Мустангах" Mk.III.
        Всего за время Второй Мировой войны он одержал 8⅓ подтвержденных побед и 3 предположительные, еще 5 самолетов противника были записаны как поврежденные.

послевоенные асы, извраты, Польша, Британское Содружество, самол.Mosquito, ww2, aviation art, асы WW2

Previous post Next post
Up