боковик из оспреевских AOA5
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9319/38809904.8/0_c88da_37b777a5_XL.jpg)
Spitfire RF.XIVe сер.№ RM785 из состава 401-й эскадрильи RCAF, на котором 22 мая 1945 погиб в авиакатастрофе командир этой части сквадрон-лидер Уильям Т. Клерси.
Билл Клерси записался в ряды Королевских Канадских ВВС 28 июня 1941 за месяц зо своего 20-го дня рождения. С октября 1941 он проходил обучение в различных летно-учебных заведениях на территории Доминиона. В июле следующего года он выпустился и в звании пайлот-офицера получил вскоре после этого назначение в 130-й сквадрон RCAF. Эта эскадрилья обеспечивала ПВО восточного побережья Канады и летала сначала на Kittyhawk I, а в сентябре-октябре 1942 пересела на Hurricane XII. В активе части были и боевые вылеты, но, разумеется, не по её основной специализации, а различные корабельно-разведывательные.
В июне 1943 Клерси, бывший к тому времени уже флаинг-офицером, убыл в Метрополию, и в начале июля был зачислен в состав 401-го сквадрона RCAF, летавшего тогда на "Спитфайрах" Mk.Vb, а в октябре пересевшего на "девятки".
Первую воздушную победу наш герой одержал 7 марта 1944, асом (по классическому франко-американскому определению этого термина) он стал 2 июля уже будучи произведен во флайт-лейтенанты, а всего к моменту окончания боевого тура в сентябре 1944 на его личном счету было 7 сбитых самолетов противника и 1 поврежденный.
Затем было три с половиной месяца отдыха и службы на какой-то небоевой должности в штабе(?) 83-й группы RAF, после которых летчик был произведен в сквадрон-лидеры и 3 января 1945 поставлен во главе 401-й эскадрильи, летавшей тогда на девятых "спитах" с крылом типа "e".
До конца войны комэск-401 одержал еще 7 личных и 1 "парную" победу, плюс два самолета противника ему записали как поврежденные и столько же уничтоженными на земле. Таким образом, итоговый счет его подтвержденных воздушных побед равнялся 14½.
В мае 1945 - то ли в самые последние дни войны, то ли уже после VE-Day 401-я начала переучивание на "Спитфайры" Mk.XIVe, но повоевать на них по понятным причинам не успела.
22 мая Клерси погиб в авиакатастрофе: по одним данным он выполнял тренировочный полет по курсу боевой подготовки, по другим - летел из Германии в Лондон, но как бы то ни было, полет выполнялся в плохих метеоусловиях и попавший в туман (или облака) самолет разбился у голландско-германской границы (но причины катастрофы, судя по всему, так и остались не установленными).
Утром 22.5.45 тройка канадских «Спитфайров» летела с авиабазы RAF Tangmere в Англии на аэродром B.152 (Фассберг) в Германии. Ведущим был Клерси, а ведомыми шли командир 402-го сквадрона сквадрон-лидер Доналд К. Гордон [Donald C. Gordon, 10 побед] и бывший командир 402-го, на тот момент служивший в штабе 126-го авиакрыла, сквадрон-лидер Доналд К. Лобман [Donald C. Laubman, 15 побед].
Прогноз погоды был благоприятным, но восточнее Рейна возможно было ухудшение. На деле самолёты, летевшие на высоте 1800 футов попали в облака ещё на подходе к Рейну сразу после пересечения германской границы. Клерси скамандовал разворот вправо, но внезапно переложил машину в левый вираж и оба ведомых потеряли его из виду.
Два дня спустя в полутора милях северо-западнее Удема обнаружили место падения RM785. Изучение обломков показало, что машина врезалась в землю в крутом пикировании, но не обнаружило никаких следов возможной технической неисправности.
В заключении по результатам расследования говорится о неверно выставленном альтиметре, из-за чего лётчик врезался в землю пытаясь опуститься ниже уровня облаков.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5101/38809904.16/0_198797_f2db2da6_L)
Люнебург, Германия, 15 мая 1945.
боковик того же самолета в исполнении художника оспреевской же AEU35
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9814/38809904.8/0_c88db_9ab6a643_XL.jpg)
(верхушка киля была утрачена в процессе сканирования)