"Девуатин"-520 с серийным номером 243, представленный во
вчерашнем выпуске, тоже был старым и заслуженным ветераном: выпущен в середине мая 1940, в июне повоевал в составе истребительной группы II/7 и вместе с ней эвакуировался в Северную Африку, под властью режима Виши был на службе в GC III/6, а после перевооружения этой части на "Аэрокобры" был передан в апреле 1943 в учебный центр истребительной авиации в Мекнесе. Весной 1945, когда боевые действия в Европе стали подходить к концу, учебные части и подразделения французской авиации стали помаленьку перебираться из Северной Африке в метрополию, и таким образом самолет оказался в Туре.
28 июля 1945 новым командующим учебной авиабазы Тур стал командан Роже Дюваль.
И именно он стал автором идеи конверсии старых истребителей в двухместные учебно-тренировочные машины. И по стечению обстоятельств опробовать эту идею командан приказал на аппарате с номером 243.
боковики из Авьёна № 188
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4913/38809904.4/0_c5259_d4580959_XL.jpg)
Борт 243 после конверсии в D.520DC.
19 октября Дюваль лично выполнил первый испытательный полет самолета, а потом еще два в тот же день. 24 октября он совершил первый полет с пассажиром, устроив покатушки одному старшему офицеру, а с 9 ноября начал выполнять на самолете провозные полеты для курсантов (в т.ч. из первого в ВВС женского курса).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4314/38809904.19/0_1acfba_8af03a88_XL)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6838/38809904.19/0_1acfbb_4e4a8f92_L)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9260/38809904.4/0_c525a_27a7c35_XL.jpg)
Зимой 1945-46 гг с самолета смысли прежнюю окраску и в таком виде передали на испытания в Испытательный центр в Мариньяне, куда 5 февраля его перегнал все тот же Дюваль (пассажиром в этом полете был капитан инженерной службы Раскен [Rasquin]).
По завершении гос.испытаний машина вернулась в Тур и использовалась в обучении вплоть до списания в 1947 году.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9062/38809904.19/0_1acfbc_3e3fd02a_L)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6823/38809904.19/0_1acfbd_5722a096_L)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5900/38809904.19/0_1acfbe_a8b53c06_L)
Вверху фотографии времен гос.испытаний, внизу - 1947 года.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9504/38809904.19/0_1acfbf_3be8f9f2_L)
Подобно Жисклону, летавшему на № 243 до его переделки в двухместный, Дюваль также был солдатом трех армий и асом по совокупности побед под всеми флагами:
Начало войны капитан Дюваль встретил в составе 4-й эскадрильи GC II/1, а в феврале 1940 его поставили во главе 6-й эскадрильи GC III/3, в составе которой он одержал 3 групповых победы в майских и июньских боях.
В августе 1940 группа была расформирована, а наш герой оказался на должности командира 3-й эскадрильи GC II/3 и в этом качестве повоевал в Сирии в июне-июле 1941, но успеха в воздушных боях не добился.
В октябре 1942 его перевели в состав GC III/3 (под этим псевдонимом скрывалась GC I/3, которую после дезертирства
Марселя Альбера сотоварищи "контролеры" из стран Оси потребовали расформировать), и в день высадки союзников он едва не стал асом одного дня: ему засчитали тогда 3 сбитых в группе десантные "Дакоты" и один сбитый лично истребитель. А несколько дней спустя французские части прекратили сопротивление и перешли на сторону Свободной Франции, после чего нужна в псевдонимах отпала и группе вернули её настоящий номер.
Несколько месяцев GC I/3 провела в тылу, а летом прошла перевооружение на английскую технику и с июля 1943 вновь стала выполнять боевые вылеты. Капитана Дюваля тогда же назначили командиром 1-й эскадрильи, а в сентябре он возглавил группу и одержал свою последнюю, 8-ю по счету победу (Ju 52 лично).
В ноябре 1944 он сдал командование преемнику и до конца войны служил в CIC Meknès.