боковик в исполнении М.Быкова aka
owl_99![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3213/38809904.1c/0_1ae09d_38345851_XL)
Sopwith 1A2 (французский лицензионный Sopwith 1½ Strutter), на котором зимой 1918-199 гг летал командир 1-го славяно-британского авиаотряда капитан королевских ВВС Александр Александрович Козаков. Серийный номер аппарата не известен, а потому на варианте окраски условно не показан.
Поручик уланского полка А.А.Козаков еще до войны перевелся в авиацию и в январе 1914 был зачислен курсантом в летную школу. Фактически, обучение он закончил еще в сентябре месяце, но ввиду нехватки техники прибыл на фронт только в декабре и был зачислен в состав 4-го корпусного авиаотряда.
В марте 1915 он одержал свою первую воздушную победу, таранным ударом сбив самолет противника. В июне был произведен в штабс-ротмистры, а в августе (или сентябре?) назначен командиром 19-го као. В августе следующего года эта часть, сохранив прежнее «разведывательное» название, была преобразована в истребительную и вошла в состав Особой (с марта 1917 1-й Боевой) авиагруппы.
С февраля 1917 Козаков исполнял обязанности командира группы, а в апреле был официально утвержден в этой должности и произведен в ротмистры, а в сентябре - в подполковники.
Всего за время «империалистической» войны А.А.Козаков «поучаствовал» в 20 воздушных победах, из которых 15 или 16 были записаны на его счет. Он был асом №1 в русской авиации и на восточном фронте вообще.
В июне 1918 гражданин Козаков добрался до контролируемого союзниками Мурманска. Вообще-то он и другие русские летчики надеялись, что их отправят на западный фронт, но вместо этого англичане предложили им записаться в начавший формирование Славяно-британский авиационный корпус.
«Бывший подполковник» сразу отказался от предложенной ему по-началу штабной должности, приняв вместо неё командование 1-м авиаотрядом и получил чин лейтенанта RAF. В августе повел отряд в бой и в том же месяце произведен в капитаны.
В мае следующего года он в течении нескольких недель исполнял обязанности командира Двинского дивизиона, а затем после реорганизации авиации Славобрита произведен в майоры и поставлен во главе 1-го дивизиона.
1 августа Козаков решил облетать только что отремонтированный истребитель и заодно проводить двух своих товарищей, переведенных в Сибирь к Колчаку. После взлета он набрал высоту 100 метров, а затем «при полном повороте направо самолет перешел на нос и при работающем моторе, врезался в землю возле одной из палаток» на краю аэродрома...
P.S. все даты 1914-1917 гг приведены по юлианскому календарю, а 1918-1919 - по григорианскому.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3101/38809904.1c/0_1ae09e_d05b8c4e_XL)
Двинской Березник, 7 декабря 1918. Капитан Козаков с наблюдателем-канадцем Норманом Шрайвом вылетают на разведку.