Юбилейный сотый выпуск!
боковик из Авьёна № 143
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/66932/38809904.21/0_1b0880_75d88c6d_XL)
MB.152 сер.№ 231 (крыльевой код Y-718), на котором с января по апрель 1940 летал заместитель командира GC I/8 командан Мариюс Амброжи.
Вместо стандартного бортового номера, или эмблемы группы летчик выбрал своим персональным обозначением рисунок Простака - одного из 7 гномов диснеевской Белоснежки.
Простаки из Авьёна 143 и HPM’а 3/2009:
А 25-ю годами ранее призванный в армию в сентябре 1914 солдат 2-го класса Мариюс-Жан-Поль-Эльзеар (или попросту Марк) Амброжи воевал в пехотном полку. В феврале 1916 он перевелся в авиацию и в течении года проходил летную подготовку, будучи в октябре произведен в капралы по случаю получения пилотского диплома.
С начала марта 1917 он воевал в составе деташмана (отдельного отряда) N.507, который 2 мая был объединен с еще одним отрядом в эскадрилью N(позже SPA)90.
Первую победу сержант Амброжи одержал в июле 1917, но её как и две последующих записали как предположительные, и только четвертая по счету заявка (в октябре) получила официальное подтверждение.
Вторую подтвержденную победу летчику засчитали в январе 1918, 3-ю и 4-ю - в мае. В июне он стал асом, в сентябре - «дважды асом» (если следовать американской терминологии), а в октябре довел свой счет до 14 побед, причем начиная с 4-й победы подтверждение получали исключительно заявки на уничтожение аэростатов, а «самолетные» заявки либо просто отклонялись, либо классифицировались как предположительные.
В октябре 1917 Амброжи был произведен в аджюданы, а в первом квартале 1918 получил чин су-лейтенанта. После войны он некоторое время оставался на службе и стал в июне 1919 «полным» лейтенантом, а в январе следующего года вышел в отставку.
В период между двумя войнами ас числился офицером резерва и к моменту объявления мобилизации был уже команданом. В декабре 1939 он стал заместителем командира GC I/8 и, пройдя переучивание на самолеты новых типов, в январе 1940 был допущен к полетам на «Блоках» MB.152. Тогда же за ним закрепили персональный истребитель, но на нем он практически не летал и со дня немецкого вторжения до капитуляции Франции совершил всего 4 боевых вылета, в одном из которых сумел одержать одну групповую победу.
Летом 1940, уже после перемирия, ему присвоили звание «лейтенант-колонель» и вновь отправили в запас.
Борт 231 в исполнении художника из справочника по французским летчикам-истребителям от редакции АэроЖурнала
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/64827/38809904.21/0_1b0882_f9f9f6a7_XL)
Гном тут, кстати, нарисован явно неправильно.
Командан Амброжи перед своим самолетом:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/28001/38809904.21/0_1b0884_3a189e4_M)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/65759/38809904.21/0_1b0885_904851c_M)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/70180/38809904.21/0_1b0886_770643cf_M)
И Самолет сам по себе:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/65759/38809904.21/0_1b0887_a40c6370_L)
Все фотографии относятся к двадцатым числам января 1940.