Сначала небольшой ликбез по венгерским авиачастям.
В ноябре 1918 г новоиспеченная венгерская авиация состояла из трех «летающих» (были также «наземные», но речь сейчас не о них) авиационных частей разного назначения: 1-го полицейского (на самом деле истребительного), 2-го почтового (разведывательного) и 3-го запасного (т.е. учебного) авиационных отделений. Но мне лично более адекватным переводом представляется «авиаотряд», его я и буду придерживаться.
Венгерские названия авиаотрядов:
1 Rendőr-repülőosztály = «рендёр-репюлёостай»
2 Repülő-postaosztály = «репюлё-поштаостай»
3 Repülőpótosztály = «репюлёпотостай»
Но на практике отряды (по крайней мере первые два) называли просто по номерам, отбрасывая их специализацию.
В декабре отряды стали 1-м, 2-м и 3-м «венгерскими» (Magyar Repülőosztály), в января - просто «авиаотрядами». Тогда же их число довели до 8 (правда, 2 из них фактически были сформированы месяцем позже).
28.2.19 вышел приказ о преобразовании авиаотрядов в эскадрильи (Repülőszázad, читается «репюлёсазад», дословно «авиационная сотня», т.е. рота), при этом часть отрядов просто переименовывались, а другие объединялись попарно. Был ли этот приказ выполнен, не ясно, но в первой половине марте в документах продолжали упоминаться авиаотряды.
Пришедшие к власти в середине марта комунисты провели свою реорганизацию авиации, получив на выходе 8 «красных эскадрилий» (Vöros Repülőszázad, читается «вёрош репюлёсазад»). К сожалению, подробных данных об этой реорганизации нет, известно лишь, что 8-я красная эскадрилья - это бывший 1-й авиаотряд.
После поражения в войне, падения республики и последующего ухода оккупационных войск, венгерская авиация ненадолго восстала из пепла. В ней осталось три эскадрильи, которые вместо номеров получили названия по месту базирования: Budapesti (Szegedi, Szombathelyi) repülöszázad, но после вступления в силу мирного договора их пришлось распустить.
Применительно к теме данного поста, имеет смысл дать перечень переименований/переформирований одной из авиачастей: 1 Rendőr-repülőosztály (11/18) => 1 Magyar Repülőosztály (12/18) => 1 Repülőosztály (1/19) => 3 Repülőszázad (28.2.19) => 8 Vöros Repülőszázad (весна 1919).
Stephan (István) Fejes
Стефан (Иштван) Фейеш
В ноябре 1918 г вместе с другими летчиками Flik 42/J он был зачислен в 1-й полицейский авиаотряд и продолжал служить в этой части после всех ее переименований и переформирований (см. выше).
В плен попал 27.5.19.
До инструкторства в нелегальной военной летной школе (по крайней мере до марта 1928 г) был испытателем на WMM (Manfréd Weiss).
Самолеты:
Fokker D.VII из 8-й красной эскадрильи, на котором Фейеш попал в плен к чехам. Самолет номинально был MAG’овским, но на самом деле это был планер фоккеровского производства w/n 3867 (по другим данным это номер фоккеровского фюзеляжа, коробка крыльев тоже была немецкая, но неизвестного производителя), на который на фирме MAG установили австрийские двигатель, радиатор (взяли от «Берга» D.I) и вооружение. По причине своей «сборно-солянкости» машина не получила австрийского серийного номера. Под каким обозначением она была известна в Венгрии не ясно (вероятно под фоккеровским заводским номером), а чехи, обнаружившие фоккеровскую заводскую табличку, присвоили сер.№ 38.67.
Есть фото самолета чешских времен, когда опознавательные знаки уже заменили, но сам самолет еще не перекрасили.
Heinkel HD.22 H-MPHB - первый самолет этого типа, построенный на WMM. 10 марта 1928 г Фейеш провел приемочный полет перед официальной правительственной комиссией.
Franz Rudorfer
про него напишу позже
Friedrich (Miroslav) Navratil
сербск. Мирослав Навратил
Raoul Stojsavljevic
Рауль Стойсавлевич
Имя французское, поэтому и Рауль, а не какой-нибудь Раоул.
Хорватский вариант фамилии, скорее всего, отличался от немецкого только буквой “ć” вместо “c”.
Если пытаться прочитать его фамилию по-немецки, будет что-то вроде Штойзавльевик, по венгерски - Штойшавльевиц.
В списке катастроф Bureau d’Archives des Accidents Aéronautiques значится немного другая информация по его последнему полету: «по неизвестной причине летчик потерял управление самолетом, и тот Crashed in Flames в открытом поле»; место падения - Wallgau, Германия.
Погиб Стойсавлевич на Junkers F.13 с регистрацией A-3 (бывший немецкий D-253) “Taube”.
Otto Jindra
Отто Йиндра (можно Индра)
Вообще-то в чешском варианте его имя должно было писаться с одним “t”, но он сохранил немецкое написание.
Окончание боевых действий встретил в госпитале. Ни в каких заговорах не участвовал, но когда чехи объявили об основании своего государства, решил присоединиться к ним и сообщил 2.11.18 о своем желании вступить в чехословацкую армию.
7.12.18 официально зачислен в звании Setnik (сотник; 28.11.19 звание переименовано в «капитана»)
10.12.18 выписался из госпиталя и был назначен заместителем командующего ВВС (им тогда был Kostrba).
В 4/19 назначен командиром группы авиаторов (пилоты, наблюдатели, механики), отправленной во Францию для изучения французских самолетов. 20.6.19 группа вернулась в Чехословакию, но без своего командира, который вернулся в 7/19.
28.8.19 (по др.данным 26.7.19) назначен командующим ВВС, но фактическая власть при этом принадлежала офицерам французской миссии.
1.9.19 произведен в майоры.
В сентябре-октябре управление авиацией было реорганизованно. Сменили и название ВВС с Авиационного корпуса (Letecký sbor) на Военное воздухоплавание. Прежний штаб ВВС расформировали, а вместо него создали Velitelství vojenského vzduchoplavectva (в источниках встречается также формулировка Velitelství Československého vzduchoplavectva). Прекратив поддерживать иллюзию независимости, командующим назначили француза, а Йиндра стал его заместителем. Дата в разных источниках приводится разная: 23.9., 31.9. и 30.10. Возможно, реорганизация была не единомоментным процессом, отсюда и расхождения.
С 21.5. по 12.8.20 параллельно с прежней должностью был командиром только что созданой Авиагруппы Чехия (Letecká skupina v Čechách, также известная как Skupina Čechy, впоследствии преобразована в Letecký pluk 1).
С 5.10. по 31.12.20 в отпуске по болезни. Одновременно с уходом на больничный снят с должности заместителя командующего.
Чем занимался по возвращению из отпустка, мне не известно.
Отправлен в отставку 1.3.21. Официально, по состоянию здоровья, но есть версия о том, что тому были политические причины. Насчет политики не знаю, но здоровье точно было плохим...
«На гражданке» занимал различные административные посты в гражданской авиации.
Дата смерти у меня значится как 2.5.32.
Georg Kenzian edler von Kenzianshausen
В 1918-19 гг служил в Fliegerhorst 2a, среди его тогдашних самолетов были 369.04 и 253.132.
Karl (Károly) Kaszala
Карл (Карой) Касала
С начала 11/18 в составе 1-го полицейского авиаотряда.
8.11.18 совершил первый если не боевой, то служебный вылет венгерской авиации.
Вскоре после этого, возможно, переведен во 2-й почтовый отряд (насколько я сумел понять венгерский текст).
Никаких упоминаний о его дальнейшей службе, в т.ч. и в ВВС Красной Венгрии я не нашел.
Heinrich (Jindřich) Kostrba
Хайнрих (Йиндржих, можно Индржих) Кострба
В 10/18 стал сетником (капитаном) чехословацкой армии
30.10.18 назначен командующим «летецкого сбора», снят с должности 20.2.19 и переведен в пехоту. Кроме «высоко-политической» есть и «внутриармейская» причина его изгнания из авиации - конфликт между руководством ВВС и техническим отделом министерства обороны.
С 28.4.19 в 98 pĕší pluk; с 5/21 в 4 horský pluk
В 1922 г возвращен в авиацию, но не на строевую должность, а начальником хоз.отдела летной школы в Chebu
С 9/22 по 4/23 был командиром 32 letecká rota («летецка рота», дословно «авиарота», но я лично предпочитаю термин «эскадрилья»), летавшей на Spad 1 и 2 (чешское название «Спадов» 7 и 13).
В 3/23 был привлечен к экспериментальным почтовым рейсам для Vojenského dopravního oddílu (Военно-транспортный Дивизион, совместная «военно-гражданская» организация, впоследствии превратившаяся в государственную авиакомпанию ČSA). В этих полетах использовались Aero A-14 (чешская копия «Бранденбурга» C.I) и, в меньших масштабах, A-10. Кострба совершил как минимум один рейс (2.3.23 с аэродрома Kbel в Братиславу; разбил самолет на посадке).
В 1923 (точной даты нет) стал инструктором в «продвинутой» летной школе в Chebu
В 1924 глава «подотдела» в Главных Авиационных Складах в Olomouci.
Тем временем в 5/24 изминились названия чехословацких эскадрилий с «авиарот» (калька с австро-венгерских Flik) на «летки» (letka, калька с английского Flight).
В 2/25 стал командиром pokusné letky (экспериментальной эскадрильи) VVSU (военно-воздушный исследовательский институт, аналог нашего НИИ ВВС).
Где-то между апрелем 1923 и сентябрем 1926 произведен из Kapitán’ов в Štábny kapitán’ы (чешский «штабс» в отличии от русского был старше «обычного» капитана).
Погиб 24.9.26. Если интересно, есть данные по югославскому самолету и экипажу.
Самолеты:
Berg D.I 138.14. На нем Кострба лидировал пятерку самолетов (ведомыми были 3 «Бранденбурга» B.I и 1 C.I) над Прагой во время воздушного парада в честь президента Масарика. Парад состоялся 1.1.19, а 22.12.18 провели репетицию.
Letov Š-3 сер.№ LŠ3.01, на котором Кострба участвовал в авиагонках на приз президента республики 17.6.23. Есть фотография с гонок и цвет на более раннее время.
Breguet 14A2, на котором Кострба летал где-то между 7/24 и 2/25 во время службы при авиационных складах. Есть фотографии на более раннее и более позднее время.
Aero Ab-11 сер.№ Ab.11.12, на котором Кострба погиб. Есть фотография обломков и цветной боковик на машину в точно такой же окраске.
Alexander (Sándor László) Tahy
Александер (Шандор Ласло) Тахи
Ferdinand (Nándor) Udvardy
Фердинанд (Нандор) Удварди