Продолжая тему
голубых самолетов маршала Робба
чуть подправленный боковик в исполнении художника
W.S.Clave
Spitfire LF.XVIe сер.№ SL721 из состава Fighter Command Communications Squadron, который с февраля по июль 1947 был персональным транспортом командующего Истребительным Командованием эр-маршала Джеймса М. Робба.
Вообще в
исходном боковике было на мой взгляд две ошибки: бортовые коды цвета скай и синяя генеральская табличка на борту, так что я их поправил.
боковик из инструкции к модели Eduard 1:48
На самом деле он тоже не точен: авторы модели перепутали звание летчика, а вместе с ним и флаг с надписью на бортах кабины. Соответственно, я это тоже поправил (оригинал можно посмотреть
тут).
а это боковик из 1-го выпуска камуфляжей и маркингов (приложение к SAM)
табличку трехзвездного генерала здесь тоже пришлось подкрасить
а это вариант окраски из инструкции к декали от Lifelike Decals в 1:32 и сама декаль
И был бы это лучший из всех вариантов окраски, если бы не "обрубленные" низковысотные законцовки, которых на самолете в действительности не наблюдалось.
а это полный вариант окраски из эдуардовской модели
и декаль из неё
На всех (почти) этих выкрасках по-разному показан внешний вид вооружения самолета: от полного отсутствия всякого присутствия до стандартных пушек. На известных мне фотографиях самолета относящихся к этому периоду передней кромки крыла не видно, поэтому трудно сказать, что же там было в действительности, но в более поздние годы там самого оружия не было, но присутствовали несколько укороченные кожухи-обтекатели стволов пушек и стандартные обтекатели пулеметов.
Вот фотографии в варианте окраски на 1947 год:
В июле 1947 самолет был разбит на посадке другим пилотом и его отправили в ремонт, а Робб через некоторое время взял себе показанный
прошлый раз "Метеор".
Когда маршал перешел на штабную работу, персональный самолет ему перестал полагаться, а в октябре 1948 с возвращением на командную должность он получил и личный летательный аппарат - Spitfire PR.19 сер.№ PM659, числившийся за 31-м сквадроном RAF (бывший Metropolitan Communications Sqn).
Этот самолет нес стандартную для разведчиков окраску и получил бортовой код "JMR". К сожалению, нормальных фотографий этого самолета не известно
Панорама аэродрома Уэллсборн Маунтфорд во время шоу по случаю десятилетней годовщины Битвы за Британию в сентябре 1950.
См. также
полноразмерный скан.
Одним из экспонатов там был PM659, который давно уже не был основным самолетом эр-чиф-маршала Робба, но все еще нес его обозначения.
См. также
полноразмерный скан.
А это самолет крупно.
И тоже есть
полноразмерный скан.
Но вскоре после назначения командующим ВВС в Западной Европе и получения фоторазведчика Робб вспомнил про свой старый "Спитфайр"-16 и отрядил людей на его поиски. Аппарат нашли (его, собственно, долго и искать не пришлось, т.к. он сравнительно недавно был в том же Metropolitan Communications, а потом был отправлен на завод для ремонта), перекрасили в стандартный PRU Blue вместо прежнего совсем светлого голубого и нанесли обозначения аналогично PM659.
слегка подправленный (сер.№ сделан черным) боковик из АэроЖурнала №46 (оригинал см.
тут)
еще есть боковик из инструкции к декали Lifelike Decals 1:48
Spitfire LF.XVIe сер.№ SL721 из состава 31-го сквадрона RAF, который с декабря 1948 по сентябрь 1951 был персональным транспортом командующего ВВС Western Union Defence Organisation, а с февраля 1951 генерал-инспектора RAF эр-чиф-маршала Джеймса М. Робба.
Но вообще этот конкретный вариант окраски мог появиться не прямо сразу, а после повторного визита на завод в феврале 1949.
вид в плане из той же инструкции
и сама декаль
плюс боковик из сопроводилова к одному из релизов эдуардовской модели Spitfire XVI Bubbletop 1:72
Показанный чехами цвет окраски самолета (такой же как в более раннее время) мне лично представляется ошибочным.
инструкция по окраске из той же модели (кат.№ 70126)
и декаль из неё же
Это две фотографии из последнего полета Джеймса Робба на SL721 21 сентября 1951:
А это сам Робб перед своим самолетом в Хендоне. Но указанная на фото датировка явно ошибочная.
Кстати, тут хорошо видно ACM'овский флаг и табличка 5-звездного генерала, хотя по рангу ему полагалась только 4-звездная. Вероятно, таким образом маршал показывал свою должность главнокомандующего союзными ВВС.
Ангар 31-й эскадрильи RAF. Слева маячит нос SL721
После последнего полета Робб на торжественной церемонии передал свой самолет в Центральную Лейтную Школу, и впоследствии он стал персональным аппаратом её командующего эр-коммодора Энтони Д. Селуэя [Anthony D. Selway].
При новом владельце маршальский флаг заменили на какую-то эмблему (вероятно, CFS), а 5-звездную табличку - на 1-звездную, положенную по уставу коммодорам. В остальном окраска и обозначения остались неизменными.
Эмблема то ли была разной на разных бортах, то ли просто поменялась со временем.
Кусок фото с авиапарада по случаю 40-летия CFS 12 мая 1952.
Полный вариант
см. тут.
Позже SL721 был поставлен на хранение, а в 1954 пошел на списание, и перед разделкой на булавки в числе 20 других "спитов" выставлен на обозрение возможным покупателем. "Прикольный самолетик" привлек внимание владельца авто-гаража, который прикупил его за 140£ и выставил рядом со своим гаражом.
Сделал ли это новый владелец, или кто-то еще до него, не ясно, но самолет получил обратно эр-чиф-маршальский флаг и табличку 5-звездного генерала ... но цвета их были перепутаны (что говорит в пользу работы нового владельца, т.к. действующий авиатор вряд ли бы так облажался).
Еще одним отличием от оригинального внешнего вида стало добавление черной окантовки кодовых букв.
В 1958 самолет был подремонтирован и даже немного летал, а потом выставлен в музее
Во второй половине шестидесятых он был продан в США, там прошел восстановление до летного состояния и неоднократно перекрашен. Но нас (в смысле, меня) эти окраски совершенно не интересуют.
А вот в конце 1998, или начале 1999 ему вернули окраску времен 1947 года, но с небольшими неточностями (окраска кока, пропорции маршальского флага, генеральская табличка).
А в 2002-2003 самолет был снова перекрашен в цвета одного канадского аса Второй Мировой, однако, с сохранением своего настоящего серийного номера. По-моему, зря они это сделали...