Mirage 5BR сер.№ 315 из состава 42-го смалдела [Smaldeel - эскадра по-голландски; французский вариант - Escadrille], раскрашенный по случаю 70-летнего юбилея части, авиабаза Бьерзе [другие варианты транскрипции «Бьерсет» и «Бьее» ] (оно же Международный аэропорт Льежа), июнь-июль 1990.
Как водится, юбилей этот был притянут за уши.
[ срыв покровов ] ---------------------------------------- 42-я эскадрилья была сформирована только 15 сентября 1954, т.е. в 1990 году ей исполнялось 36 лет.
Если копнуть чуть глубже, то непосредственным предшественником 42-й была группа бельгийских летчиков и технического персонала, в июне 1953 переведенная в 83-ю (англо-бельгийскую) группу RAF в Германии. Бельгийцев определили в состав 2-го сквадрона RAF, который вообще-то летал на «Метеорах» FR.9 и PR.10, но «понаехавшие» прошли переучивание на F-84 и с 15 октября из них сформировали флайт “C”. Ну а в 1954 году «национально-освободительная борьба» бельгийских авиаторов привела к преобразованию британского флайта в отдельную эскадрилью бельгийских ВВС.
В общем, так получается, что на самом деле тогда праздновали юбилей не части, а её эмблемы: в 1920 году её приняла формально существовавшая с начала 1918, но фактически сформированная только в 1919 1-я разведывательная эскадрилья. Тогда бельгийские части еще имели простую сквозную нумерацию, а в 1924 они были реорганизованы на эскадрильно-групповой основе и «Мефисто» превратилась в 7-ю эскадрилью 2-й группы. В 1926 случилась еще одна реорганизация, и она стала 7-й эскадрильей 4-й группы 1-го полка. А 26 мая 1940 эта эскадрилья прекратила существование одновременно с прочими частями бельгийских ВВС. ----------------------------------------
Борт 315 - это самолет бельгийского производства выпуска 1971, с 7 декабря того же года состоявший на балансе 42-й эскадрильи [в другом источнике говорится все то же самое, только годом раньше]. Юбилейную окраску получил то ли в конце апреля, то ли в мае 1990.
BR15 на авиабазах Бьерзе и Коксейде. Первая фотография датируется маем (возможно, по ошибке), остальные - июнем-июлем 1990.
BR15 в полете (точной датировки не знаю).
BR15 в паре с еще одним «Миражом», размалеванным по случаю 20-летнего юбилея этих самолетов на бельгийской службе. Что это за борт мне выяснять лениво, но я его точно уже видел...
Позже самолету вернули стандартный камуфляж, вот только сделали это в стиле мастеров ара-тюнинга: юбилейную окраску смывать не стали, а тупо нанесли новый слой краски поверх старого.
17 сентября 1992 BR15 вместе с еще одним самолетом 42-й эскадрильи прибыл с официальным с визитом на немецкую авиабазу Бремгартен для участия в церемонии расформирования AG 51 “Immelmann” (там на самом деле «Иммельмана» как расформировали, так сразу же и сформировали снова на другой базе и более современных самолетах).
Это еще одна германская фотография из сентября 1992.
Кстати, на ней видно, что камуфляжная краска с носового кока помаленьку начала облезать, обнажая предыдущий слой.
BR15 11 сентября 1993 на авиабазе Клейне-Брогель в Бельгии.
В 1993 году ввиду окончания Холодной войны было принято решение о расформировании части, которое по плану должно было произойти 31 декабря того же года. На деле же процесс ликвидации оказался гораздо более продолжительным и завершился только к июню 1994.
После этого «Миражи» вывели из эксплуатации и поместили их на хранение на авиабазе Велде. Там они простояли в течении следующих 5 лет, а в апреле 1999 были проданы французской фирме SAGEM (Société d’Applications Générales d’Électricité et de Mecanique S.A.), занимавшаяся выпуском всякой военной и гражданской электроники.
Фотографии, запечатлевшие момент погрузки BR15 на трейлер для перевозки во Францию:
Носовой кок уже откровенно облезлый стал...
Нафига французам потребовались старые самолеты, я не в курсах, но в итоге часть из них закончили в разных музеях и частных собраниях.
BR15 тоже оказался в числе «выживших». Кусок его фюзеляжа по состоянию на апрель 2017 находился в городке Барло в Нидерландах как один из экспонатов в помещении фирмы, торгующей списанными военными самолетами.
Для пущей красивости, честь верхнего слоя краски счистили.
Не прошли мимо этого самолета и моделисты.
Боксарт к релизу 1991 года модели 1:32 от фирмы Revell:
А лет десять спустя фирма DACO выпустила два набора декалей: