... извращения (219)

Apr 03, 2018 11:30


боковик из Эр-Бритейновского Мартинсайд-файла


Martin-Handasyde Monoplane модели 1912 года (один из), также известный как “First Monoplane for the RFC”. Это был первый из аппаратов постройки 1912 года и первый самолет фирмы, изначально предназначавшийся для поставки в армию. В июне-июле 1912 на нем в качестве заводского летчика-испытателя летал специально нанятый по такому поводу пилот-фрилансер Чарлз Гордон-Белл, а в сентябре он же, но уже как 2-й лейтенант резерва RFC Чарлз Г. Белл, совершил еще несколько полетов во время маневров армейской авиации на равнинах Солсбери.



Вообще говоря, показанный выше боковик в исходной публикации заявлен как второй, а не первый «Хэндесайд» постройки 1912 года по состоянию после замены двигателя. Но так как в тот период на фирме в принципе отсутствовала сколько-нибудь вменяемая система обозначения типов и модификаций, то нельзя точно определить, к какому именно из четырех «Монопланов» относятся те чертежи и фотографии, что легли в основу работы художника. Двигатели, радиаторы и общие очертания у всех аппаратов были одинаковые, а точных данных по возможным различиям в габаритных размерах нет, так что я посчитал возможным спокойно поменять подпись к окраске.

«Первый моноплан для RFC» был завершен постройкой в конце июня 1912, и 27 числа его впервые поднял в воздух Гордон-Белл. Следующие две недели он активно летал на этом аппарате, продолжая испытания и участвуя в показательных полетах, а потом заявил его на участие в 3-м Cross-country Handicap, организованном аэроклубом Бруклендса и назначенном на вторую субботу июля. [По регламенту гонки «заявителями» могли быть только частные лица, но не организации; Что странно, Т.Сопвич, заявляя один из самолетов на ту же гонку, в качестве пилота указал того же Белла]
        Всего 13 июля на старт вышло 7 самолетов. Белл взлетел последним и успел обогнать нескольких соперников, но на втором круге вынужден был сойти с дистанции из-за оторвавшейся водяной трубки.



Чарлз Гордон-Белл уже в начале первого круга гонки обходит первого соперника (французского авиатора на «Морис-Фармане» MF.7).

В августе в Ларкхилле (Солсбери) прошел конкурс по выбору самолетов для RFC, в котором от фирмы «Мартин и Хэндесайд» участвовал другой аэроплан (о нём будет в следующем выпуске серии), но и этот аппарат там тоже присутствовал, однако, испытывался вне конкурса. К сожалению, не известно ни кто именно на нем тогда летал, ни кому машина вообще принадлежала. Возможно, она уже успела стать собственностью армии.

В сентябре 1912 там же в Ларкхилле проходили маневры авиации, в которых также был задействован «Первый моноплан для RFC». Известно, что по крайней мере несколько вылетов на нем тогда совершил 2-й лейтенант Чарлз Г. Белл, временно пересевший на него со своего штатного «Депердюссена».


2-й лейтенант Белл в полете на «Хэндесайде» во время сентябрьских маневров 1912 года.

По завершению маневров летчик вернулся к своим прежним гражданским занятиям, а самолет остался в RFC. Некоторое время он действительно продолжал использоваться армейскими летчиками, но потом поставлен на прикол, хотя списали его только в августе следующего года.

[ био ]

Чарлз-Гордон Белл, англичанин, 1889 г.р.

Начав с ученичества на моторо- и автомобилестроительной фирме Napier, к 21 году он стал испытателем автомобилей на той же фирме и довольно известным спортсменом-мотогонщиком, а в конце 1910 решил податься в авиацию. В ноябре стал курсантом Avro School на аэродроме Brooklands; в феврале, или марте перешел на обучение в Hanriot School там же [не исключено, что причиной перехода стал разбитый им в аварии 27.1.11 самолет; что интересно, в бытность курсантом «Авро» он проходил как «мистер Белл», а после перехода в «Анрио» стал именоваться «мистером Гордон-Беллом]; в июне успешно сдал необходимые экзамены, и 4 июля ему выписали диплом Королевского аэроклуба с «юбилейным» номером 100.
        В июле продолжил летать на самолетах школы «Анрио», а затем (не позднее августа) устроился на работу инструктором в Deperdussin School все там же в Бруклендсе, получив (возможно не сразу) должности менеджера и шеф-пилота. Параллельно он продолжал и карьеру мотогонщика, но не слишком долго, прекратив выступления с окончанием сезона 1911 года (позже свой уход из «наземных» гонок он прокомментировал фразой «слишком опасно»).
        В последнюю неделю декабря 1911, или первую января 1912 Белл уехал во Францию для работы на фирме REP, став там испытателем, демонстратором и просто «приключенцем». Вся его деятельность проходила во Франции, за исключением короткой командировки в Турцию в конце апреля-первых числах мая 1912. 28 апреля на свежесобранном аэроплане REP он выполнил демонстрационный полет над Стамбулом, по газетным отзывам, воодушевив население и войска гарнизона. По возвращении в Европу англичанин сразу направился домой в Бруклендс, где уже 12 мая совершил первый известный полет.
        Затем в течении года Белл был профессиональным пилотом-фрилансером, летая на чём угодно и для кого угодно: он участвовал в авиагонках и демонстрационных полетах, испытывал новые, или прошедшие ремонт самолеты, перегонял технику покупателям и проводил «покатушки» для избранной публики.
        Из того, что можно было бы назвать регулярным и относительно продолжительным наймом: шеф-пилот фирмы «Мартин и Хэндесайд» в июне-августе 1912 и еще раз в мае-июне 1913, заводской испытатель «Британского Депердюссена» в октябре-ноябре 1912 и еще раз в феврале-марте 1913 и такая же должность на фирме «Short Bros.» в марте-апреле 1913.
        Попутно наш герой в августе 1912 записался в резерв RFC, а в сентябре был призван для участия в крупных (по тому времени) маневрах, во время которых ему довелось летать на хорошо знакомых монопланах «Депердюссен» и «Мартин-Хэндесайд», а также освоить новый для себя биплан B.E.4. По завершении маневров в последних числах месяца резервистов демобилизовали, и Белл вернулся к обычным занятиям.
        За время летной карьеры он несколько раз попадал в аварии, в т.ч. серьезные. Одна из таких завершила его работу с Мартином и Хэндесайдом. 13 июня он прилетел на «домашний» аэродром из командировки в морскую авиастанцию и вместо посадки начал выёживаться с опасным пилотажем на малой и сверхмалой высоте в непосредственной близости от ангаров и в итоге довыпендривался: пролетая между двумя зданиями он «внезапно» вылетел прямо на третье; он столкновения удалой уйти резким набором высоты, но затем потерявший скорость самолет свалился на крыло и врезался в землю. Сам воздушный хулиган попал в госпиталь, а летевший с ним пассажиром флотский пилот погиб на месте.
        Залечив последствия своего неблагоразумия, Белл решил «остепениться» и с сентября 1913 уже на постоянной основе стал шеф-пилотом «Братьев Шорт», испытывая и перегоняя в части морской авиации самолеты этой фирмы.
        Впрочем, от сторонних заказов он тоже не отказывался, хотя и резко ограничил их в числе. Среди прочего, он отвечал за испытания весьма необычных аэропланов «Седрик Ли компани», крыло которых при виде сверху представляло из себя кольцо.

Звания: 3.8.12 - 2-й лейтенант резерва «on probation»; 9.11.12 - «полноценный» 2-й лейтенант резерва; 1.12.14 - лейтенант резерва; 23.4.15 - временный капитан по армии; 1.9.15 - постоянный капитан резерва; 1.9.16 - временный майор по армии; 11.1.17 - временное майорство снято; 30.5.17 - досрочный выход в отставку с присвоением почетного звания «капитан».

Части и кампании: 5 августа 1914 призван по мобилизации и определен в авиапарк британских экспедиционных сил во Франции. Занимался в основной перегонкой самолетов во фронтовые части, что было службой небоевой, но отнюдь не безопасной - однажды его самолет по ошибке сбили собственные пехотинцы. Еще есть не слишком конкретные упоминания о возможных боевых вылетах на Sopwith Tabloid после перегонки этого скаута на аэродром 3-го сквадрона RFC. И то, и другое в августе месяце.
        28 сентября попал в аварию, после которой находился в лечебном отпуске до 10 октября, а по его завершении получил перевод из Экспедиционных Сил в «Домашние» для последующего направления в неназванный по номеру резервный аэропланный сквадрон.
        По состоянию на 31.12.14 был инструктором в Netheravon School, а 14 января переведён на такую же должность в 3-й резервный сквадрон, а 13 февраля в 4-й.
        Ну а первым строевым назначением Белла стало направление 1.4.15 в 10-й сквадрон RFC на должность командира одного из флайтов. Эта часть тогда проходила боевую подготовку в Англии, а 23 июля выдвинулась на Французский фронт. Вообще она была вооружена разведчиками B.E.2c, но Белл летал на истребителях Bristol Scout C и успел одержать на них 5 воздушных побед, пока не был госпитализирован в последних числах января 1916.
        По завершении лечения он как минимум до 24.3.16 служил на неизвестной мне флайт-коммандерской должности в AID [Aeronautical Inspection Department], а в апреле-мае 1916 командовал только что сформированным 41-м сквадроном RFC [первый с этим названием; сформирован 15 апреля из детачмента 28-го сквадрона, а 22 мая преобразован в 27-й резервный сквадрон; кстати, новый 41-й был в июле выделен из состава 27-го резервного; таким образом, Белл мог исходно служить в 28-м сквадроне, а позже покомандовать 27-м резервным]. А 11 июля его назначили одним из старших инструкторов (и командиров эскадрилий) Центральной Летной Школы RFC. В январе 1917 он был снят с этой должности, но продолжал числиться (по крайней мере формально) в числе персонала школы вплоть до 30 мая, когда дали ход его рапорту об увольнении из армии по собственному желанию (в связи с ухудшением здоровья).

Победы: 1-я - 19.9.15; 5-я - 30.11.15. Всего 5 побед.

На поправку здоровья ушло несколько месяцев, и в конце 1917 (не позднее ноября) Белл вернулся в авиационную промышленность, став летчиком-испытателем фирмы «Виккерс». И опять он временами отвлекался на сторонние заказы (например, в ноябре-декабре того же года испытывал опытные гидропланы «Хэндли-Пейдж»).
        Летом 1918 он убыл в командировку во Францию для участия в «рекламных показах» нового истребителя F.B.16E. Благодаря мощному двигателю, машина демонстрировала отличные летные данные, но бракованные и временами просто неподходящие винты постоянно приносили проблемы. 29 июля очередной пропеллер разлетелся на куски прямо в полете, а его обломки перебили стойки и лонжероны крыльев. Плоскости сложились, и самолет рухнул на землю...




RFC’шный «Мартин-Хэндесайд» с серийным номером 278. Как предполагается, это не первый, а третий из монопланов 1912 года, известный как «Второй моноплан для RFC», но достоверно это не известно.

асы WW1, извраты, гонщики/рекордсмены, испытатели, Британское Содружество, гражданские асы, самол.Martinsyde, довоенные асы, aviation art, пилотажники/демонстраторы

Previous post Next post
Up