... извращения (241)

Sep 05, 2018 11:30


боковик из Авьёна № 164


A6M3 модель 22 из состава 251-го кокутая, на котором в начале весны 1943 летал на авиабазе Тоёхаси (недалеко от Нагои) один из ветеранов этой части (и по совместительству пилотов-инструкторов для нового пополнения) дзёто-хико-хэйсо [про японские звания см.тут] Хироёси Нисидзава.



тот же самолет в версии журнала REVI № 8



[__био__]

Хироёси Нисидзава, 1920 г.р.

После окончания «старшей начальной» школы (= наглосаксонскому junior high, или нашему неполному среднему) устроился на работу на текстильную фабрику, а потом увидел плакат, призывающий комсомольцев на самолет юношей в программу ёкарен [Yokaren, что было сокращением от Yoka Renshū-sei, т.е. «подготовительные курсы»] морской авиации.
        Это было что-то вроде кадетского училища, куда принимали в возрасте 15-17 лет с уровнем знаний выпускника той самой «старшей начальной». В течении 2½~3 лет [позже сократили до 2 лет] курсанты занимались по общеобразовательной программе старшей школы с дополнительными военно-морскими предметами и только потом приступали к летной подготовке. И на выходе получались пилоты морской авиации в унтер-офицерских чинах.
        Нисидзава записался в эту программу в начале 1936, успешно прошел достаточно жесткий отбор и в июне того года стал курсантом 7-го класса (набора) ёкарен [в 1937 обозначение набора сменили на «7-й Оцу», т.к. в программу добавили также классы «Ко» для выпускников старших школ], а в марте 1939 выпустился с пилотским дипломом и 16-м результатом в списке из 71 курсанта.
        Первоначальную летную подготовку (которая завершилась в марте 1939) проходил в кокутаях Оита и Омура, потом был отправлен на «продвинутую» в кокутай Судзука, но до полноценного строевого назначения дело дошло только перед самой Тихоокеанской войной.

Звания: март 1939 - итто-хико-хэй; возможно, где-то в районе октября 1941 - санто-хико-хэйсо; рассуждая логически, где-то в начале 1942 могло быть производство в нито-хико-хэйсо; по состоянию на август 1942 - итто-хико-хэйсо; ноябрь 1942 - дзёто-хико-хэйсо; ноябрь 1943 - хико-хэйсотё.

Части и кампании: в октябре 1941 получил назначение в истребительный хикотай (на самолетах A5M4) кокутая Титосе [можно "Читосе"], который тогда базировался на Маршалловых островах. В конце ноября истребительный бунтай [отряд/детачмент], в составе которого был и Нисидзава, был отправлен морем на Трук, но без своих самолетов. Их доставили на другом корабле аккурат 7.12.41. В середине января поступил приказ на перелет на только что захваченную Новую Британию с использованием авианосцев как аэродрома подскока. 25.1.42 летчики авиагрупп «Сёкаку» и «Дзуйкаку» перегнали истребители бунтая на свои авианосцы и перевезли их пилотов пассажирами на ударных машинах. 26-го пилоты бунтая уже самостоятельно полетели к месту назначения, но вернулись на авианосцы из-за плохой погоды, при этом несмотря на неподготовленность летчиков к палубным операциям не случилось ни одной аварии [что обычно подается как беспрецедентный случай в истории японской морской авиации]. 27-го распогодилось и подразделение всё же перелетело в Кавиенг (Новая Ирландия), а 31-го наконец добралось до Рабаула, заступив на боевое дежурство.
        10.2.42 находившиеся в Рабауле подразделения разных кокутаев, в т.ч. и бунтай из Титосе, были включены в состав только что сформированного 4-го кокутая, а вскоре после этого Нисидзава пересел на A6M2 модель 21 и воевал на таких самолетах вплоть до завершения своего первого «боевого тура».
        1.4.42 4-й кокутай был превращен в чисто-бомбардировочный, а все его истребители передали в состав истребительного кокутая Тайнан, который как раз должен был прибыть на этот участок фронта. Этот кокутай (точнее, что от него осталось после предшествующих боев и отзыва в Японию части ветеранов) прибыл в середине апреля, и после завершения реорганизации части Нисидзава оказался в составе 2-го чютая. Основной базой кокутая был Рабаул, но большую часть боевых вылетов летчики совершили с передовой базы в Лае (Новая Гвинея). Действовали над Новой Гвинеей, а с августа также на Соломонах. 1.11.42 «географические» названия оставили только для тыловых частей, и Тайнан превратился в 251-й кокутай, а в середине месяца он завершил «боевой тур» и, оставив на месте самолеты, убыл на переформирование в Японию.
        Переформирование проходило на авиабазе Тоёхаси, и все 10 оставшихся в строю ветеранов части стали пилотами-инструкторами для «молодняка». В апреле кокутай, вооруженный теперь A6M3 модель 22, достиг боеготовности и 1 мая получил приказ возвращаться на Рабаул. Наземный эшелон прибыл морем 7 мая, а самолеты перелетели 10-го. Снова действовали над Новой Гвинеей и Соломонами.
        1.9.43 251-й кокутай начал переформирование в ночной истребительный, и весь его «одноместный» персонал был распределен по другим частям. Нисидзава оказался в составе 253-го кокутая, который тогда только начал выдвижение на фронт и завершил перебазирование в середине месяца. Кокутай потом еще продолжал воевать, но наш герой вскоре завершил свой второй «тур» и в октябре был отозван в Японию.
        В ноябре 1943 его назначили инструктором в учебном кокутае Оита (где он сам в свое время учился). Но в том же месяце его перевели на такую же должность в кокутай Ацуги. 20.2.44 этот учебный кокутай был преобразован в истребительный и переименован в 201-й, а 30 марта убыл на север для обеспечения ПВО Хоккайдо и Курильских островов. 15.4.44 часть перевели на новый штат из двух номерных хикотаев: 303-го и 304-го, и Нисидзава попал в 304-й. Боевые вылеты на севере у него были (перехваты B-24 и патрульных «Вентур» на A6M5 модель 52), но никаких успехов добиться не удалось.
        12.10.44 203-й кокутай был отправлен на юг, причем его хикотаи действовали независимо друг от друга. 304-й 14-го прибыл на Окинаву и некоторое время летал оттуда и с «второстепенных» аэродромов на Формозе, а 22-го был переведен на Филиппины (в район Манилы). 24-го нескольким звеньям хикотая поручили эскортирование летчиков-камикадзе из 201-го кокутая.
        25.10.44 сётай (четверка) под командованием Нисидзавы обеспечивал атаку токкотая Сикисима (5 «Зеро»-21) - первое официальное применение тактики камикадзе и оно же первое удачное. После посадки на передовом аэродроме на острове Себу, ас доложил о результатах операции и вызвался добровольцем в следующий самоубийственный удар.
        По легенде, пересказанной в мемуарах Сабуро Сакаи, на вопрос командира «почему?» он ответил, что во время этого вылета его посетило видение близкой смерти, и он уверен, что все равно погибнет максимум через несколько дней, а потому настаивает, чтобы ему разрешили лететь. Но при всей самурайской отмороженности, японские командиры все же не собирались просто так терять своих последних асов, поэтому самоубиваться Нисидзаву не пустили. А раз уж он так рвется поучаствовать, то его самолет передали летчику токкотая Ямато, ушедшему в свой последний полет 26 октября.
        В тот же день Нисидзава вместе с несколькими летчиками 201-го кокутая попутным бортом из 1021-го транспортного кокутая отправился с Себу на Кларк-Филд за новыми истребителями. Но над островом Миндоро транспортник нарвался на пару «Хэллкетов» из VF-14 c «Уоспа» и был почти мгновенно сбит.
        В документах кокутая тип потерянного самолета почему-то не был указан. Сакаи в мемуарах написал про DC-3 (т.е. его японский клон L2D), но в большинстве современных публикаций эту версию игнорируют, указывая Ki-49 (возможно потому, что американский летчик в своем рапорте написал про “Helen”). В то же время, Икухико Хата (соавтор основных исследований по японским асам) указывает на принципиальную невероятность использования моряками армейского самолета и считает, что это был обычный G4M, благо таковые, совершенно точно, были в составе 1021-го, и описание быстрого возгорания больше похоже именно на «Бетти», чем на неплохо защищенный армейский бомбер.

Командующий Объединенным флотом удостоил погибшего аса упоминанием в «Бюллетене всех частей». Это было не частой и весьма почетной наградой, автоматически дававшей производство в следующий чин, а еще одно производство ему полагалось как погибшему при исполнении, и посмертно Нисидзава получил звание «тюи».

Победы: 1-я - 3.2.42 на A5M4, все последующие на A6M; всего в 1942 году одержал 30 официально подтвержденных побед; в 1943 довел свой счет до 85 побед; две последние победы, 86-ю и 87-ю, одержал 25.10.44. Лучший ас Японии.
        Победы приведены согласно справочнику Hata/Izawa, но вообще их нельзя назвать абсолютно достоверными, т.к. начиная с июня 1943 морская авиация окончательно ударилась в коллективность и перестала указывать в ЖБД авторство одержанных побед.




Нисидзава в кабине UI-106.

Качество фотографии так себе, но другой все равно нет...


Нисидзава и какой-то «Зеро» 251-го кокутая, фотография января 1943. Это совсем не обязательно был UI-106, но как иллюстрация вполне подойдет...

извраты, самол.японские, тыловые асы, учителя, ww2, aviation art, асы WW2, Япония

Previous post Next post
Up