подредактированный вариант окраски к модели от HR model
Phönix C.I сер.№ 121.68, который на момент прекращения боевых действий на итальянском фронте находился в Fliegerwerkstätte 1 [1-я авиационная мастерская] в Хайденшафте (словен. Айдовшчина). 11 ноября он благополучно пережил разгром аэродрома, учиненной проходившей мимо итальянской частью, а утром следующего дня был угнан в Лайбах (Любляну) экипажем в составе пилота офицерс-штельфертретера Франца Вогнара и наблюдателя (в данном случае просто пассажира) обер-лейтенанта Венцеля (иначе Венчеслава) Вртовеца [Wenzel (Venčeslav) Vrtovec].
А дело было так: Вртовец сразу после окончания боевых действий демобилизовался и вернулся в родную деревню, уже успев к тому времени принять решение податься в монахи иезуитского монастыря в Лайбахе. 10 ноября он отправился в ближайший город (то бишь Хайденшафт) и шлялся там в раздумьях о том, как бы ему добраться до Лайбаха, если все дороги уже перекрыты итальянскими оккупационными войсками. Там же тогда же был и Вогнар, озабоченный тем же вопросом, только ему нужно было не к иезуитам, а поступить на службу в словенские (точнее, сербо-хорвато-словенские) ВВС. Два одиночества встретились на местном рынке и разговорились, и Вогнар поделился своей идеей: взять в мастерской один из исправных самолетов и перелететь в словенскую столицу. Очевидно, сам он такое провернуть не мог, зато присутствие заинтересованного офицера обеспечило бы помощь со стороны аэродромного персонала. Быстро придя к соглашению, оба авиатора договорились на следующий день встретиться уже на аэродроме, но тут их ждала засада: мимо как раз проходила маршем какая-то итальянская часть, и её солдаты учинили настоящий разгром в ангарах и на летном поле, поэтому попытку перелета пришлось отложить еще на день. На их счастье, не все самолеты пострадали безвозвратно, и за ночь механики во главе с Вогнаром подготовили к полету борт 121.68, попутно закрасив на нем немецкие кресты. К моменту прибытия Вртовеца всё было уже готово к старту. Сразу после взлета летчик направился в сторону также занятого итальянцами Гёрца (Гориции), типа, туда перегоняет машину, но после набора высоты, позволяющей не беспокоиться о возможном ружейно-пулеметном огне с земли, взял курс на восток и благополучно добрался до места назначения. После прибытия в Лайбах самолет и его пилот вошли в состав формирующейся Люблянской авиароты, а пассажир отправился делать церковную карьеру.
Франц-Штефан Вогнар, словак, 1890 г.р. [в словацком варианте он Франтишек-Штефан; иногда встречается также венгерский вариант написания его имени Ференц, но вряд ли он действительно использовался в документах]
До войны работал механиком, в октябре 1913 призван на военную службу. О начале его карьеры нет никакой информации, известно только про перевод в авиацию где-то в первый год войны. К середине 1915 закончил летную подготовку и получил строевое назначение.
Звания (1): октябрь 1913 - рядовой; могло быть еще производство в ефрейторы ; по состоянию на 1915 - капрал; 3.10.15 - цугсфюрер; по состоянию на январь 1917 - фельдфебель; лето 1917 - штабс-фельдфебель; где-то в 1918 году - офицерс-штелльфертретер.
Части и кампании (1): с мая 1915 по декабрь 1917 воевал на итальянском фронте в Flik 2 (позже 2/D) на разведчиках Albatros B.I и Knoller-Albatros B.I (в 1915-16), Brandenburg C.I (1916-17) и Lloyd C.III (1917) и истребителях Albatros D.III (вторая половина 1917). В конце декабря 1917 переведен на летно-испытательную работу, но место службы мне не известно. Известно только, что по крайней мере часть 1918 года был в одном из Flep [Fliegeretappenpark], обслуживающих группу армий «Бороевич» и облётывал бомбардировщики Gotha G.IV, идущие на вооружение Flik 101/G и 102/G.
Победы: 1-я - 26.1.17; 5-я - 16.9.17. Всего 5 побед, все на «Бранденбургах» C.I.
В 1918 году женился на словенке из Хайденшафта (Айдовшчины) и когда после поражения в войне начался распад империи решил податься на словенскую службу. В словенских (или уже югославских ?) документах он проходил под именем Франё Вогнар (причем фамилия при одинаковом чтении писаться стала с другой буквы).
Звания (2): ноябрь 1918 - наредник.
Части и кампании (2): с ноября 1918 по, как минимум, июнь 1919 служил в Letalska Stotnija Ljubljana (она же Леталска стотня № 1 - словенцы использовали кальку с австрийских названий) и в январе и мае 1919 участвовал в боевых вылетах Войны за Северную границу (словенско-австрийский конфликт за Каринтию), летал на Berg D.I и, возможно, других самолетах [там был настоящий зоопарк: Albatros D.III (Oef), Brandenburg C.I, «Phönix» C.I, D.I и D.II и UFAG C.I].
Дальнейшая биография Вогнара не известна. Есть только год и место смерти: 1943, Одесса. Но нет никакой информации ни об обстоятельствах, ни о том, что он вообще тогда делал на оккупированной Украине.
Вверху: два словенских авиатора перед 121.68. Внизу: персонал люблянской авиароты перед «Фёниксом» C.I, а т.к. самолет этого типа имелся только один, то это тоже борт 121.68.
Насколько известно, словенский «Фёникс» использовался главным образом как транспортно-курьерский аппарат для связи между штабом авиации в Нови-Саде и леталскими стотнями (позже эскадрильями) в Любляне и Мариборе, пока в 1920 году не был капитально разбит в аварии.
В какой-то момент службы борт 121.68 получил югославские (а до того сербские) ЭБИ в виде белой полосы вдоль борта фюзеляжа.
боковик из Аэроплана (югославского) № 3 за 1989
121.68 в конце своей карьеры (о чем говорит показанная художником явная обшарпанность окраски).
боковик с коробки поминавшейся выше модели
остальные три проекции из инструкции по окраске той же модели
боковик и верхнее крыло из инструкции к декали от Blue Rider
Коробка и декаль от модели HR model артикул P72031 “Phönix C.I Late Yougoslavia”, масштаб 1:72
Два релиза декали от Blue Rider про “Carinthian Air War? Part 2” артикул BLR230 “Carinthian Air War Part 2: Slovene Air Units 1918-1919”, масштаб 1:72
Слева современное издание арт. BLR230, а справа старое арт. BR230