HP.88 сер.№ VX330 - единственный построенный экземпляр летающей лаборатории для изучения характеристик крыла и хвостового оперения перспективного бомбардировщика HP.80 (будущий «Виктор»). С июня по август 1951 её летные испытания проводил заместитель шеф-пилота фирмы «Блэкберн» Гартрелл Р.И. Паркер.
Инициатором постройки этого аппарата стала сама фирма «Хэндли-Пейдж», выполнившая и первые работы по проектированию. Строить полностью новый самолет смысла не было, поэтому фюзеляж решили взять от палубного истребителя «Аттакер», несмотря на то, что тот был низкопланом, а проектируемый бомбардировщик - высокопланом. Из-за большой загруженности собственного КБ, детальное проектирование отдали на откуп субподрядчику - фирме «Дженерал Эркрафт», вскоре объединившейся с «Блэкберном», а фюзеляж и так предполагалось получить от «Супермарина». Идея была хорошей, но на практике и проектирование, и постройка велись слишком медленно и к тому же никак не учитывали изменения, вносившиеся в основной проект. Поэтому «аналог» в итоге отказался недостаточно похожим на «большого брата» и взлетел слишком поздно, чтобы оказать какое-либо влияние на разработку бомбардировщика.
Ведущим заводским летчиком-испытателем HP.88 назначили Паркера. 20-25 февраля 1951 он совершил на нем первые пробежки на заводском аэродроме в Брау, но до полетов тогда было еще далеко. В июне самолет наконец был полностью готов. Его выкрасили целиком в глянцевый «королевский синий» и перевезли для испытаний на аэродром в Карнаби, где тот же пилот 21 июня впервые поднял его воздух ... чтобы через 5 минут приземлиться из-за ошибки в проектировании системы управления рулем поворота. 7 июля он же провел второй испытательный полет (продолжительность 30 минут). Следующие три полета выполнил тоже он, а про последующие у меня данных нет. 5 августа Паркер выполнил полет №17, а на следующий день самолет облетал хэндли-пейджевский пилот Даглас Дж.П. Брумфилд [Douglas J.P. Broomfield]. В середине месяца прошла окончательная передача полномочий от одной фирмы к другой и ни «Блэкберн», ни лично Паркер к самолету больше не имели никакого отношения. HP.88 готовили к показу на авиашоу в Фарнборо, но 26 августа при скоростном проходе на малой высоте он потерял управление и разрушился от перегрузок, Брумфилд погиб в своем пятом полете.
Всего VX330 поднимался в воздух 28 раз и налетал 13 часов 29 минут (время указано, вероятно, без учета последнего полета).
Гартрелл-Ричард-Иан Паркер - англичанин, родившийся 26 ноября 1918.
В сентябре 1934 он записался в RAF «юнгой» [RAF boy entrant - эта схема действовала параллельно с уже как-то поминавшейся Aircraft Apprentice] и к моменту совершеннолетия, когда начиналась действительная служба, успел получить специальность радиста. В 1936 он получил направление в School of Army Co-operation, а позже (не ранее июня 1937) попал в строевую эскадрилью.
Звания: начинал, очевидно, эркрафтсменом; по состоянию на лето 1940 был уже сержантом; октябрь 1941 - пайлот-офицер «on probation»; 1.10.42 - «постоянное на время войны» звание флаинг-офицер «on probation»; где-то в 1943 «испытательный срок» со звания сняли, «войну» оставили; 8.10.43 - флайт-лейтенант «на время войны».
Части и кампании (1): во второй половине 1937 служил радистом в 59-м сквадроне RAF - “Co-Op” эскадрилье, сформированной в июне того года и вооруженной Hector’ами, но не факт, что Паркер на них летал, т.к. у него не было квалификации воздушного стрелка. Зимой 1937-38 оправлен на Средиземное море и служил в 3 AACU («Часть взаимодействия с зенитной артиллерией») с базами на Мальте и в Гибралтаре. С января по март 1938 он был на Мальте, потом в Гибралтаре, а в августе опять вернулся на Мальту. В начале 1938 Паркер прошел специальную подготовку и получил-таки специальность «воздушный стрелок».
В сентябре 1939 он должен был вернуться в Англию и приступить к обучению в летной школе, но начавшаяся война все отменила. Тем не менее, Паркер в частном порядке начал летную подготовку на Tutor и Magister под руководством будущего мальтийского аса пайлот-офицера Джона Л. Уотерса. Инструктор дважды рекомендовал его к отправке на нормальное обучение, но оба рапорта просто положили под сукно, а потом Италия вступила в войну, и Паркер был откомандирован на помощь местным флотским товарищам, которые 1 июня преобразовали свою 767-ю тренировочную эскадрилью в 830-ю боевую.
Части и кампании (2): с первых чисел июля 1940 служил на Мальте стрелком-радистом в 830-м сквадроне FAA (самолеты Swordfish I) и участвовал в вылетах на патрулирование и удары по морским и наземным целям; позже (даты у меня нет) переведен в высадившийся на Мальте 21.5.41 флайт “800X” (он же флайт “X” 800-го сквадрона FAA; самолеты Fulmar: исходно Mk.I, а в июне их заменили на Mk.II).
В ноябре 1941, одновременно с расформированием флайта, стрелок-радист Паркер закончил свой «боевой тур» и вернулся в Англию. Назначен инструктором по воздушной стрельбе в 7 AGS [Школа воздушных стрелков], но вскоре был отправлен в Central Gunnery School на курсы Gunnery Leader’ов [русский эквивалент подобрать затрудняюсь; в общем, «стрелковый лидер» - это начальник над всеми воздушными стрелками своей части, отвечавший за их подготовку (как лично, так и путем своевременного направления на курсы повышения квалификации) и заведовавший распределением воздушно-стрелковой матчасти]. При этом он не забывал постоянно бомбить начальство рапортами о желании стать пилотом. В итоге он все же добился своего и в апреле 1942 получил направление в летную школу, где благодаря уже имеющейся подготовке был выпущен в первое соло всего после часа полетов с инструктором. В сентябре его отправили для дальнейшей подготовки в Канаду. К началу весны 1943 он закончил обучение и был распределен в истребительную авиацию. Отбившись от настойчивых предложений остаться в школе инструктором, он в марте прибыл с очередным пополнением в Англию, где ему сразу же заявили, что он уже слишком стар, чтобы начинать карьеру в эскадрильях одноместных дневных истребителей, поэтому будет отправлен на курсы пилотов-инструкторов в принудительном порядке. Прикинув возможные перспективы, наш герой изъявил желание в дальнейшем учить пилотов на двухмоторниках и прошел соответствующее переучивание, а потом сумел «просочиться» в ряды курсантов ночной истребительной авиации. С июля он учился в 12 (P) AFU [(Pilots) Advanced Flying Unit] на «Бленхеймах», потом с ноября - в 51-й OTU на «Бофортах» и «Бофайтерах». В марте 1944 он окончательно завершил обучение и получил первое строевое назначение как пилот.
Части и кампании (3): с марта 1944 по сентябрь 1945 - в 219-м сквадроне RAF на ночных истребителях Mosquito: сначала на Mk.XVII, потом с июня 1944 начали поступать Mk.XXX, а в ноябре последние 17-е были переданы в другие части. Большую часть времени Паркер занимал должность Squadron Gunnery Officer, также некоторое время был заместителем командира одного из флайтов и в периоды отсутствие штатного флайт-коммандера исполнял его обязанности, но дальше вр.и.о. не продвинулся и, соответственно, производства в чинах не получил.
Победы: в действиях против V-1 1-я - в ночь на 15.6.44; 5-я - 27/28 июня. Всего якобы 6, но по документам известны только 5. Все на Mk.XVII. В боях против самолетов 1-я предположительная - 17/18.6.44, 1-я и 2-я подтвержденные - 10/11.8.44; 5-я - 6/7.10.44; 8-я и 9-я - 22/23.1.45. Всего 9/1/1, все на Mk.XXX, за исключением самой первой, которая предположительная - она на Mk.XVII.
После войны стал летчиком-испытателем в RAE и с февраля 1946 по май 1948 командовал там Radio Flight. В ноябре 1947 его флайт-лейтенантство стало обычным постоянным. В мае 1948 вышел в отставку и стал Deputy Chief Test Pilot’ом в General Aircraft Ltd и ведущим пилотом по теме планера-бесхвостки GAL.56. Но уже в ноябре эта программа была закрыта, и занимавшихся ей летчиков и инженеров перевели на испытания Mosquito TT.39. Тем временем, с 1 января 1949 «Дженерал» объединилась с «Блэкберном» в Blackburn and General Aircraft Ltd, унаследовавшей весь персонал, всё имущество и контракты обеих фирм. Далее Паркер участвовал в испытаниях GAL.60 Universal Freighter (в серии B-101 Beverley), поздних Firebrand, HP.88, одного, или нескольких прототипов по спецификации G.R.17/45 (было два B-54 и один B-88 - неудачливые конкуренты Fairey Gannet), а затем работал по теме Buccaneer. В пятидесятых годах он также активно занимался авиационным спортом и не раз принимал участие в различных соревнованиях. Несколько раз занимал второе-третье места в авиагонках и попробовал свои силы в международном чемпионате по аэробатике, пусть и без особого успеха. Всего за время своей авиационной картеры полетал на почти что двухстах типах самолетов.
18 февраля 1963 погиб в авиакатастрофе во время испытательного полета на одном из серийных «Буканиров».
Брау, июнь 1951:
Карнаби, тоже июнь 1951:
Паркер и VX330 (датировка отсутствует).
26 (по др.данным 25) июля, в полете Г.Паркер.
Тот же полет.
Датировки этой фотографии в моих записях не нашлось.