Безвозвратные потери самолетов Илья Муромец
во время Первой Мировой и Гражданской войн.
Ничего эксклюзивного, просто информация из книги М.Хайрулина...
Боевые потери
тип зав.№ борт.№ командир дата обстоятельства
В №150 Киевский пор.И.С.Башко 5.7.15 Вын.посадка после возд.боя. Списан из-за полученых повреждений
Вылет на разведку и бомбометание. Последовательные атаки трех непр.самолетов, первая в 40 верстах от линии фронта, последняя над траншеями. Командир корабля ранен, пробиты бензобаки, перебиты бензопроводы к левым моторам, пробиты радиатор и маслобак одного двиг. Продолжали полет на двух моторах пока не вытек весь бензин. При вын.посадке машина увязла на заболоченном лугу и получила дополнительные повреждения (шасси и нижн.крыло).
В №151 III шт.кпт.Д.А.Озерский 2.11.15 Сбит зенитным огнем
Вылет на бомбометание. Сильный зенитный огонь. осколками перебиты тросы управления элеронами. Командир пытался повернуть назад, пользуясь одним рулем поворота. Затем самолет потерял управление и разбился уже на нашей территории. Один из членов экипажа чудом выжил и рассказал об обстоятельствах потери.
Г №184 X пор.А.М.Констенчик 13.4.16 Списан из-за поврежд.от зен.огня
Вылет на разведку и бомбометание. Под сильны зен.огнем вре время над непр.терр. Бомбил ст.Даудзевас, в первом заходе ранен штурман, во втором тяжело ранен командир и повреждены три мотора. Самолет начал падать, но второй пилот вовремя сумел перехватить управление. До своего аэродрома дотянули фактически на одном моторе (поврежденные работали только на малых оборотах). В момент приземления перебитые осколками лонжероны сломались и все правое крыло повисло на одних расчалках (шасси осталось цело, так что ошибку пилотирования можно исключить).
Г №188 XVI пор.Д.Д.Макшеев 12.9.16 Сбит в воздушном бою
Массированный вылет на бомбардировку штаба герм.89-й пех.див., а также артскладов и аэродрома в районе нас.пункта Боруны. 2 ИМа и 13 легких аппаратов. В воздушном бою участвовал один ИМ и 9 легких. Сбит над Борунами. Победу одержал экипаж "Авиатика" C.I
Сожжены собственными экипажами
А №107 --- лт.Г.И.Лавров (?) 21.7.14
Сожжен в бухке Карал (о.Эзель) из-за приближения миноносцев прот-ка и неисправности двигателей. Позже выяснилось, что корабли были свои, но было уже поздно...
? № ? XIII (?) прап.А.В.Насонов 2/18
Сожжен в Борисове при приблежении немецких войск
Аварии и катастрофы
Б №138 IV шт.кпт.Горшков 30.10.14 Разбит при сдаче в Петрограде
Б №128 Киевский ? 1914 г Списан после аварии в 1914 г.
Самолет Гатчинской школы. Даты и обстоятельств потери нет, но двигатели с этой машины переставили на новый "Киевский" в декабре
Б №149 VI шт.кпт.Фирсов 13.2.15 Разбит в Яблонне
Ошибка пилотирования (потеря скорости на вираже), падение с высоты 30 м. Все остались живы.
Б №137 VI пор.Головин 30.4.15 Разбит на посадке в Яблонне
Учебный самолет
Г №187 Киевский шт.кпт.И.С.Башко 8.4.16 Разбит
Сразу после взлета начал круто заворачиваться влево, парировать это не удалось, и самолет, идя по спирали, врезался в землю. Погибших не было.
В №163 II учебный шт.кпт.Е.А.Иньков 16.5.16 Разбит в Пскове
Был тренировочный полет. Погибли трое из четырех членов экипажа.
В оригинальной подписи к
фотографии обломков этого самолета указана другая дата катастрофы (13 мая) и перечислены имена 5 членов экипажа (выжило двое).
Г №192 XVII пор.А.И.Беляков 18.6.16 Разбит при перелете из Пскова на фронт
Заходя на посадку, летел слишком низко и сломал шасси, зацепив за церковный крест и дымовую трубу избы.
Г №190 Киевский шт.кпт.И.С.Башко 16.6.16 Разбит при неудачной посадке
Моторы переставили на следующий (и последний) "Киевский"
Г №193 ? ? лето 1916 г Разбит в аварии
Подробности отсутствуют
Г №178 I ст.лт.Г.И.Лавров 29.4.17 Катастрофа
Начал разваливаться в воздухе и, штопоря, рухнул на землю. Экипаж погиб
? № ? XIV шт.кпт.С.Н.Никольской 20.6.17 Разбит на посадке
Прерванный из-за погодных условий вылет. На посадке зацепил верхушки деревьев. Из-за утечки бензина начался пожар, затем сдетонировали бомбы. Экипаж успел вовремя отбежать от самолета
? № ? XVIII ротм.А.В.Середницкий 20.6.17 Разбит на посадке
Тот же вылет, что и выше. Сильно поврежден на посадке. Дальнейшая судьба самолета не указана, но по состоянию на 25.10.17 корабля с таким номером в эскадре не числилось, а за Середницкми был закреплен борт "X"
Е №266 V кпт.Г.В.Алехнович 15.11.17 Разбит в Виннице
Потери после революции
Г №182 Киевский полк.И.С.Башко 23.5.18 Разбит на вынужденной посадке
9(22).2.18 самолет полетел тыл из-за угрозы захвата противником аэродрома. Совершил посадку в Бобруйске, где находились польские части. Корабль и его командир были приняты на польскую службу, остальной экипаж заменен. 22 мая был получен приказ уничтожить все самолеты, чтобы они не попали ни к немцам, ни к большевикам, но вместо этого в ночь на 23 мая Башко и три польских авиатора вылетели в направлении Мурманска. При заходе на вынужденную посадку (неисправность двигателей) самолет зацепил крылом дерево и разбился. Экипаж остался цел. Башко стал красвоенлетом, а поляки в итоге добрались до Мурманска
Г №245 I Г.В.Алехнович 30.11.18
Разбился через 15 минут после взлета. Возможно, потерял управление в тумане
Г-3 №274 2-й А.К.Тумансий 28.7.20 Разбит на взлете
Летел с фронта в тыл. Промежуточная посадка у ст.Жодино. На взлете зацепил колесами накат дороги
Г-3 №284 1-й А.С.Еременко июль 1920 Разбит на ст.Жодино
Летел с фронта в тыл. Возможно, авария произошла 28 июля
Несчастные случаи на земле
В №181 Киевский 3.4.16
Во время запуска моторов, взорвался баллон со сжатым воздухом
В №172 VIII 14.6.16
Нарушение механиком техники безопасноcти, пожар
? № ? XV 15.1.18
Обрушилась крыша ангара
Потери от бурь и ураганов
В №167 I 3.1.16
Г №197 III 5.8.16
Г №198 XVII сентябрь 1916 г
Г №191 XII 29.5.17
Возможно, был отремонтирован, т.к. корабль с таким номером числился в ЭВК в октябре 1917