P-51D-25 сер.№ 44-73294, который был персональным самолетом командира 357 FS / 355 FG майора Уильяма Дж. Ховде, оккупационные силы в Германии, Швайнфурт, конец весны и/или начало лета 1946.
Увеличенный фрагмент того же боковика.
Все время пребывания в Европе летчик летал на истребителях с персональной кодовой буквой “I” (YF-I в период службы в 358-м сквадроне и OS-I в 357-м) и собственным именем “Ole” (в честь отца). Первым, еще безномерным «Оле» был P-47D-2, вторым - P-51B, а начиная с третьего пошли уже P-51D. До пятого (возможно, шестого) были самолеты времен войны, но и после VE-Day эта традиция продолжалась. Восьмой, очевидно, стал последним из «Оле». Под выхлопными патрубками на нем не ребус какой-то, как может показаться на первый взгляд, а выписанные какой-то малость кривой кириллицей ФИО владельца самолета: «В ДЖ. ХОВДЕ».
Уильям-Джонстон Ховде [или Хавди, фиг его знает, как он свою фамилию произносил], американец, 1917 г.р., сын норвежского эмигранта.
В 1935 году закончил среднюю школу [которая “high school”], потом в 1936-38 отучился в колледже. При этом параллельно с учебой он 5 лет отслужил в Национальной Гвардии Миннесоты, записавшись туда в возрасте 15 лет и с 1.9.32 по 17.4.37 числясь в 205-м пехотном полку. В колледже он вступил в программу подготовки офицеров резерва [ROTC], а потом подал документы в Вест Пойнт. Но его образовательный уровень оказался недостаточным, поэтому он сначала отучился в Подготовительной школе Сильвермана и только в июле 1939 стал кадетом военной академии. В академии он решил податься в авиацию и после окончания летной школы получил «крылышки» 13.12.42. Потом учился в Army Air Forces Pilot School (Advanced Single-Engine) на авиабазе Spence Army Airfield в Джорджии, а в мае 1943 получил строевое назначение.
Звания: июль 1939 - кадет; 19.1.43 - 2-й лейтенант; 13.5.43 - 1-й лейтенант; 4.4.44 - капитан; 3.9.44 - майор; где-то в период между сентябрем 1950 и апрелем 1951 - лейтенант-колонел; 20.4.55 - колонел.
Части и кампании (1): в мае 1943 получил назначение в 358 FS / 355 FG, базировавшийся в Муниципальном аэропорту Филадельфии и летавший на P-47. 16 июня группа выдвинулась на фронт и с 8 июля базировалась в Англии, а к выполнению боевых вылетов приступила 14 сентября. Воевать начала на P-47D, а в марте 1944 прошла перевооружение на P-51B. В ходе первого «боевого тура» Ховде одержал 4 подтвержденные победы и завершил его в мае 1944. После короткого отпуска в США он очень быстро вызвался добровольцем на следующий «боевой тур» и по прибытии в Англию 10.7.44 был назначен командиром своего прежнего сквадрона. 2.8.44 его понизили до Squadron Operations Officer’а, а с 7 мая по август 1945 он опять был комэском-358.
Победы (1): 1-я - 22.2.44; 5-я - 19.7.44; с 6-й по 10½ (всего 5½, т.е. он был «асом одного дня») - в одном боевом вылете 5.12.44. Всего 10½/0/1 и еще 2/0/0 «наземных» побед. 1 победа на P-47D-2, 3/0/1 на P-51B и 6½ на P-51D.
3.7.45 355-я истребительная группа была переведена в состав оккупационных сил в Германии и оставалась там вплоть до фактического расформирования 1.8.46 [формально группа и все её сквадроны были переведены на территорию США, но при этом в них не было ни персонала, ни самолетов], и всё это время Ховде служил в её составе: с мая по август 1945 он командовал 358 FS, по сентябрю у меня данных нет, в октябре он стал заместителем командира группы, а с 30.4.46 [по другим данным еще с марта] командовал 357 FS. В августе он вернулся в США и с сентября 1946 по сентябрь 1948 служил на базе Марч-Филд в Калифорнии сначала в составе 71 FS / 1 FG (истребители P-80), а потом [дата перевода мне не известна] в 12 Reconnaissance Squadron (Photographic), который исходно подчинялся 363 RG, а 24.7.47 переведен в 67 RG. 16.6.48 в название как сквадрона, так и группы добавили слово “Tactical”, а вооружен он все время был самолетами FP-80 (в 1947 переименованы в RF-80).
В 9/48 отправлен в Эквадор в составе Американской [военной] миссии как Fighter Advisor и помогал местным ВВС в освоении и использовании имеющихся у них P-47D-30. После начала Корейской войны несколько раз подавал рапорты о направлении на фронт и в сентябре 1950 был отозван в США для получения нового назначения.
Части и кампании (2): в октябре 1950 зачислен в состав 4 FIW, подразделения которого были раскиданы по авиабазам Мэриленда и Делавэра; 11-15 ноября крыло было переведено в Калифорнию, а 29-го морем убыло в Японию и 13 декабря прибыло на авиабазу Джонсон (нынешняя Ирума) недалеко от Токио и немедленно приступила к боевым действиям в Корее, сначала используя Кимпо как передовую базу, а в марте 1951 будучи официально переведена в Корею (но часть подразделений крыла все равно остались в Японии). Из биографии летчика известно, что он сначала служил в 335 FIS и стал в нём Operations Officer’ом, потом Executive Officer’ом, а затем и командиром, а потом назначен Executive Officer’ом крыла. К сожалению, никаких дат не приводится, но единственная корейская победа Ховде, которую он одержал в апреле 1951, числится уже за штабом крыла, а не 335-м сквадроном. В июле 1951 во время пребывания в Японии он учинил “buzzing” - популярное в американских ВВС воздушное хулиганство в виде пролета над населенным пунктом, аэродромом, или еще каким объектом на малой высоте, причем выбрал не то время и место: он пролетел над площадкой для гольфа аккурат тогда, когда на ней играл командующий авиабазой. В итоге разозленный командующий проследил, чтобы нарушителя сняли с должности и отдали под трибунал, и в итоге с треском вышибили обратно в Штаты. Всего с декабря 1950 по август 1951 Ховде успел совершить 44 боевых вылета на F-86A и, как уже было отмечено, одержал 1 воздушную победу.
Победы (2): единственная - 24.4.51 (на F-86A). Итого в двух войнах: 11½/0/1 плюс 2/0/0 «наземных».
Однако, кроме самого изгнания из части никаких отрицательных последствий хулиганство не принесло. Наоборот, по возвращении в США его отправили в Форт Майер (Вирждиния) на короткий курс подготовки в Strategic Intelligence School, а уже в декабре 1951 он стал воздушным атташе в американском посольстве в Мехико и оставался в этой должности по март 1955. С апреля 1955 по май 1956 был Operations Director’ом в 4709-м Air Defense Wing в Нью Джерси. С мая 1956 по август 1958 командовал 14 FG (AD) [летала сначала на F-86D, а в декабре 1957 начала перевооружение на F-102A] и по совместительству командовал авиабазой Ethan Allen Air Force Base (Вермонт). Далее учился в Air War College, выпустившись в июле 1959, после чего до сентября 1962 служил в штабе USAF в Пентагоне. С сентября 1962 по февраль 1963 прошел Attaché course в Defense Intelligence School. В июне 1963 вернулся в Мехико на должность воздушного атташе и пребывал на ней вплоть до своего выхода в отставку 30.6.67.