... извращения (278)

Jun 05, 2019 11:30


боковик из Аэрожурнала (нового) №49


Blériot XI сер.№ BL148 из состава эскадрильи BL.18, на котором осенью 1913 летал пилот марешаль-де-ложи Арман Пинсар.



[__био__(много букв)__]

Арман Пинсар, 1887 г.р.

В феврале 1906 в возрасте 18 лет поступил добровольцем во 2-й полк спаги (туземная легкая кавалерия), расквартированный под Ораном, служил в 3-м эскадроне и боевое крещение принял во время вторжения в марокканскую Ужду. Его подразделение участвовало в этой кампании с сентября [или октября] 1907, а в июле 1908 было переброшено в Бешар, который хоть и находился на алжирской территории, но бунтующие берберские племена там тоже шлялись и местный французский гарнизон периодически попадал в осаду.
        24 сентября 1908 африканская служба Пинсара закончилась и он вернулся во Францию, где был лемобилизован (на полгода раньше срока) и записан в резервисты 34-го артиллерийского полка.
        Два месяца спустя он не выдержал и снова отправился на призывной пункт, и 4.12.1908 был зачислен в состав 1-го конно-егерского полка [Régiment de chasseurs à cheval]. В 1909 готовился к поступлению в офицерскую школу, но не преуспел в этом и продолжил унтер-офицерскую карьеру.
        Летом 1911 во время маневров его подразделение квартировало рядом с авиаторами, и Пинсар однажды поднялся в воздух. Самолет вообще-то был одноместный, поэтому пассажир-нелегал стоял позади пилотского кресла на лонжероне крыла и держался за межкрыльевую стойку.
        Эскапада была безумная, но с тех пор «зацепер» однозначно заболел небом, и в январе 1912, когда стало известно о наборе кавалеристов в авиацию, подал рапорт о переводе. 28 мая, аккурат на своё 25-летие, он получил направление в лётную школу.
        Сначала была теоретическая и общетехническая подготовка, во время которой Пинсару довелось полетать пассажиром на «Фармане», а с 4 июля началось уже практическое обучение на монопланах «Борель» в Le centre militaire Borel de Buc-Châteaufort, и 8.11.12 ему выписали гражданский пилотский диплом, а 15.2.13 военный.
        Закончив обучение, Пинсар продолжал тренироваться на «Борелях» и даже поучаствовал в маневрах. В мае он попал в аварию, но легко отделался (вывихнул запястье и поранил глаз осколком разбитых очков). А во второй половине 1913, наконец, последовало назначение в строевую эскадрилью.

Звания: 26(19?).2.1906 - спаги 2-го класса; 9.9.07 - бригадье; 24.11.09 - бригадье-фурьер; 3.7.10 - марешаль-де-ложи; 25.9.10 - марешаль-де-ложи-фурьер; 24.9.11 возвращен к предыдущему званию (и должности); 24.1.12 снова получил «фурьера»; летом, или осенью 1912 (но точно не позднее октября) опять стал обычным «маршалом» [т.к. фурьеров в авиации не было]; 4.9.14 - аджюдан; 29.11.14 - временный су-лейтенант; 28.12.14 - постоянный су-лейтенант; 27.6.16 - лейтенант; 17.9.17 - временный капитан.

Части и кампании (1): со второй половины 1913 (возможно, с августа месяца) служил в BL.18 и летал на Blériot XI; в июле 1914 отправлен в лётную школу переучиваться на новые парасоли Blériot XI à visibilité totale и попутно освоил также «коммерческие» Morane L.
        2.8.14 стал лётчиком сформированного в Бюке подразделения ПВО Парижа под командованием лейтенанта Огюста Ле-Реверена [Auguste Le Révérend], и ночью 4 числа [не понятно только, была это ночь на 4, или с 4 на 5 августа] поднимался на перехват на «Моране-Парасоле», имея при себе карабин и четыре гранаты, но дирижабля не обнаружил [что не удивительно, т.к. тревога была ложной].
        В середине августа 1914 переведен в только что сформированную эскадрилью MS.23, в составе которой на Morane L провел 21 бомбардировочный рейд и 43 дальних разведки, а 8.2.15 при возвращении из последнего разведполета попал под огонь с земли и совершил вынужденную посадку с остановившимся двигателем, и вместе с наблюдателем попал в плен.

Вскоре оба авиатора были перевезены в Германию и за год с небольшим Пинсар сменил несколько лагерей для военнопленных. Строил планы побега, не осуществленные по разным причинам, а потом все же бежал вместе с еще одним собратом по несчастью, однако через некоторое время они все же попались и были арестованы. После отсидки в карцере возобновил планирование операции, исправив допущенные ранее ошибки, и 26.3.16 опять бежал и снова вдвоём с ещё одним пленным авиатором (собирались бежать ещё несколько человек, но остальным не удалось выбраться из лагеря). Беглецы провели 200-киллометровый марш на юг и благополучно перешли швейцарскую границу, а там сели на поезд до Женевы и спокойно добрались до французского консульства, сотрудники которого 10 апреля доставили их на автомобиле к французской границе.
        1.5.16 Пинсар прибыл в GDE ["Группа тренировочных дивизионов", бывшая чем-то вроде запасного полка], где восстановил навыки пилотирования и прошел переучивание на самолеты-истребители. 5.6.16 он приступил к обучению в École de tir aérien de Cazaux [школа воздушной стрельбы], а 27 числа вернулся обратно дожидаться строевого назначения.

Части и кампании (2): с 8(15?).7.16 служил в N.26, первые несколько вылетов совершил на Nieuport 16 или 17, а 27.7.16 первым из фронтовых пилотов пересел на Spad 7 и на этом типе одержал свою единственную за время службы в 26-й эскадрилье подтвержденную победу.
        22.12.16 заступил на пост командира только что сформированной N.78 и сначала летал на Nieuport 17, но вскоре опять пересел на Spad 7 и на последнем типе одержал 15 подтвержденных побед, а 12.6.17 был тяжело ранен в аварии (получил черепно-мозговую травму).
        Толком не долечившись, вернулся на фронт в сентябре 1917 и был назначен командиром N(позже Spa)23, которая тогда летала на Spad 7, а в декабре начала постепенное перевооружение на Spad 13, и Пинсар, судя по всему, все свои 11 подтвержденных побед одержал именно на типе 13.
        С конца августа, или начала сентября 1918 был на какой-то небоевой должности [или просто в отпуске].

Победы: 1-я - 1.11.16; 5-я - 6.3.17; 10-я - 21.4.17; 20-я - 30.5.18; 25-я - 11.8.18. Всего 28 подтвержденных воздушных побед, в т.ч. 9 над аэростатами (все весной-летом 1918).

Про первые послевоенные месяцы у меня никакой информации нет.
        По 1919 году, но без указания точного времени известно, что Пинсар командовал каким-то подразделением, приписанным ко 2-му отделу министерства <авиации> и обеспечивавшем поддержание навыков пилотирования для служивших в министерстве офицеров-летчиков.
        Однако, в его послужном списке из личного дела в канцелярии Почетного Легиона этот период почему-то никак не отражен, и первая послевоенная запись указывает на перевод 8.4.19 в Service des Fabrication de l’Aviation, и не исключено, что командование министерским авиаотрядом относится как раз к службе в SFA.
        6.10.19 перевод в отдел лётного оборудования Авиационно-складской службы [SEGA, или Service des entrepôts généraux de l’aviation].
        11.11.19 переведен в STAé [Service technique de l’Aéronautique] пилотом лётно-испытательного отряда в Виллакубле [Section des essais en vol de Villacoublay].

С сентября 1920 на различных нелётных должностях, штабных и административных. И в процессе этой службы 13.7.21 стал постоянным капитаном, а 25.3.23 получил звание «шеф-де-батальон» (позже стал именоваться общеармейским команданом).

1.1.24 вернулся на лётную работу и, как пишут в биографиях, назначен командиром истребительной группы в 34-м авиаполку (ПВО Парижа, самолёты Nieuport 29). НО! до июня 1924 этот полк был чисто разведывательным, и истребительная группа (действительно на Nie 29) в нём появилась только при преобразовании из RAO в RAM (т.е. из «наблюдательного» в смешанный). Судя по всему, Пинсар с января 1924 возглавлял 2-ю группу 1-го RAC, ту самую, которая впоследствии вошла в состав 34-го полка.
        1.6.24 1-й истребительный полк был расформирован, а его группы распределены по разным разведывательным полкам с преобразованием последних в смешанные. И группа II/1 RAC тогда превратилась в II/34 RAM.
        В декабре 1929 произведен в лейтенант-колонели и 25 числа назначен заместителем командира 2-го RAC в Страсбурге (в наличии на тот момент были старые Nieuport 29, современные Spad 81 и только начавшие поступать Nieuport 62, на которых впоследствии полк и перевооружили).
        В том же 1929 (месяца на знаю) на него вышли представители фирмы Anti-Retour de Flammes, пытавшейся продать ВВС своё «устройство безопасности» (что это было за устройство, я тоже не в курсах, но по названию фирмы ясно, что что-то противопожарное) и нуждавшейся в лоббистах. И наш герой согласился оказать содействие в обмен на крупный пакет акций компании и денежное вознаграждение (во время парламентских дебатов позже поминали 400 тысяч франков, но не знаю, был ли это размер именно денежного вознаграждения, или суммарно с ценой акций).
        В секрете всё оставалось не долго, и 25.3.30 с Пинсаром побеседовал министр авиации, который по итогам этой встречи решил не давать дальнейшего хода разбирательству. И это тоже в тайне не осталось, что и вылилось в парламентские дебаты 21 ноября того же года. Причем начавший обсуждение депутат (кстати, тоже бывший летчик-истребитель ПМВ) был возмущен не самим фактом коррупции (ага, дело-то житейское), а тем, что вместо наказания коррупционера повысили в звании и должности. Правда, председатель тогда остановил дальнейшие дебаты, но всё равно требовалась хоть какая-то реакция, и на следующий день министр авиации вызвал Пинсара и порекомендовал ему взять длительный отпуск.
        Однако, так получилось, что сначала пришлось уйти самому министру (4 декабря кабинет министров во главе с Тардьё был отправлен в отставку), и ас подал рапорт о представлении ему отпуска по состоянию здоровья уже новому министру авиации. 26.12.30 он лег в госпиталь на обследование, и доктора, разумеется, обнаружили достаточные основания для предоставления запрошенного лечебного отпуска.
        Лечение (или «лечение в кавычках») продолжалось до 9.3.31, а 2 апреля Пинсар вернулся на службу во 2-й RAC, но там для него не оказалось подходящей должности, и ровно через неделю его назначили заместителем командира 4e Groupe d’ouvriers aéronautiques de Cazaux [4-я Группа механиков  <учебного центра в> Казо].
        На этой нелётной должности он прослужил полтора года, а 11.9.32 опять стал замкомполка, но на этот раз 32-го RAM, отвечая в нём за «истребительный компонент» - 2-ю группу усиленного (четырехэскадрильного) состава.
        А 1.10.32 в связи с переходом на эскадренную организацию ВВС 32-й полк был расформирован, и его единственная истребительная группа превратилась в 7-ю истребительную эскадру в составе двух групп по две эскадрильи каждая (вроде бы, тогда они все летали на Wibault 72, а в ноябре 1933 эскадра пересела на смесь из GL.32, Nieuport 622 и MS.225, но источник информации не особо достоверный). И командиром нового соединения был назначен Пинсар, остававшийся в этой должности до 15.10.34.
        Далее с октября 1934 по август 1939 он занимал различные штабные, административные и командные посты и в процессе службы был произведен в колонели 15.3.36 и генералы-де-бригад-аэрьенн 5.2.39.

При мобилизации французской авиации 28.8.39 его назначили командующим Groupement de Chasse 21.
        6 [или 7 ?!] июня 1940 Пинсар был тяжело ранен, когда в его КП попала бомба: всего 11 осколочных ранений, одно из которых в колено, что в итоге привело к ампутации. На момент перемирия лежал в госпитале в Бордо, но до прихода немецких войск успел перебраться в будущую Свободную зону Франции.

24.8.40 получил на службе 5-летний отпуск по ранению и с семьей поселился в Каннах.
        Участвовал в деятельности ветеранской организации Légion française des combattants, был сторонником Петена и ярым противником англичан (и Де-Голля).
        В 1942 решил вернуться домой в Париж (т.е. переехал в оккупированную зону) и через несколько недель после переезда был принят на службу в Secrétariat à la défense passive de Paris, ведавший организацией бомбоубежищ и прочей гражданской обороной.
        С сентября 1943 по июнь 1944 был одним из руководителей гражданской службы LVF [Légion des volontaires français; в своей военной роли эта организация сформировала добровольческий полк, воевавший у немцев на востояном фронте].

1.9.44 арестован в своем парижском доме и отдан под суд за сотрудничество с врагом.
        6.11.44 приговорен к пожизненной каторге с лишением всех званий и наград и конфискацией имущества.
        2.7.46 срок сократили до 10 лет, часть имущества вернули семье и улучшили условия содержания, т.к. здоровье заключенного к тому времени стало совсем плохим.
        11.12.47 часть обвинений было снято, а по остальным Пинсар был помилован и освобожден из заключения. 5.8.48 ему даже вернули генеральскую пенсию (однако, награды возвращать не стали) и восстановили в гражданских правах, оставив только запрет на участие в выборах.

Скончался 10.5.53.



Гос.награды Армана Пинсара (если это кому-то интересно)
[Spoiler (click to open)]
        французские
        24.6.10 - Médaille commémorative du Maroc avec agrafe Oudjda
        24.6.10 - Médaille commémorative du Maroc avec agrafe Haut-Guir - за участие марокканской кампании [на самом деле была одна медаль с двумя планками; традиционно пишут про Колониальную, а не Марокканскую медаль, и она же проходит в «легионском» личном деле Пинсара, но это, совершенно точно, ошибка: есть портретное фото аса, по которому правильная медаль легко и однозначно опознаётся]
        июль 1913 - Médaille militaire - за полеты на маневрах
        11.9.14 - первое упоминание в приказе по армии; всего за войну «цитирований» было 19, и их вещественным представлением стал Croix de Guerre avec 19 palmes [этот знак отличия учрежден в апреле 1915]
        7.9.16 - Chevalier de la Légion d’Honneur, но официальный декрет об этом вышел только 4.10.16 [во время войны при награждении Легионом сначала выдавали награду, и только потом её как следует оформляли]
        30.8.18 - Officier de la Légion d’Honneur, а формальный декрет только 21.12.18
        1922 год - Médaille de la Victoire [памятная медаль Первой Мировой, учрежденная в июле 1922]
        22.12.25 - Commandeur de la Légion d’Honneur с выдачей награды 20.1.26
        23.12.37 - Grand-Officier de la Légion d’Honneur с выдачей награды 8.1.38
        1941 год - Ordre de la Francisque gallique [награда правительства Виши, учрежденная в мае 1941]

иностранные
        британский Military Cross - 17.4.18
        итальянская Medaglia d’Argento al Valor Militare - в одной из биографий аса это награждение датируется 13.5.17, в то же время в «легионском» личном деле значится дата 3.5.18, а сама медаль проходит без указания степени; в принципе, были возможны и два отдельных награждения (двумя серебряными, или серебряной и золотой медалями), но более вероятна простая опечатка [в архивных делах они тоже встречаются, особенно во второстепенных разделах]




Пинсар и его самолет (не исключено, что как раз BL148, но точно это не известно) на льду озера Жерарме, где он проводил демонстрационные полеты 28 января 1914.

Франция, асы WW1, извраты, довоенные асы, aviation art, самол.Bleriot & SPAD, пилотажники/демонстраторы

Previous post Next post
Up