В феврале 1906 в возрасте 18 лет поступил добровольцем во 2-й полк спаги (туземная легкая кавалерия), расквартированный под Ораном, служил в 3-м эскадроне и боевое крещение принял во время вторжения в марокканскую Ужду. Его подразделение участвовало в этой кампании с сентября [или октября] 1907, а в июле 1908 было переброшено в Бешар, который хоть и находился на алжирской территории, но бунтующие берберские племена там тоже шлялись и местный французский гарнизон периодически попадал в осаду. 24 сентября 1908 африканская служба Пинсара закончилась и он вернулся во Францию, где был лемобилизован (на полгода раньше срока) и записан в резервисты 34-го артиллерийского полка. Два месяца спустя он не выдержал и снова отправился на призывной пункт, и 4.12.1908 был зачислен в состав 1-го конно-егерского полка [Régiment de chasseurs à cheval]. В 1909 готовился к поступлению в офицерскую школу, но не преуспел в этом и продолжил унтер-офицерскую карьеру. Летом 1911 во время маневров его подразделение квартировало рядом с авиаторами, и Пинсар однажды поднялся в воздух. Самолет вообще-то был одноместный, поэтому пассажир-нелегал стоял позади пилотского кресла на лонжероне крыла и держался за межкрыльевую стойку. Эскапада была безумная, но с тех пор «зацепер» однозначно заболел небом, и в январе 1912, когда стало известно о наборе кавалеристов в авиацию, подал рапорт о переводе. 28 мая, аккурат на своё 25-летие, он получил направление в лётную школу. Сначала была теоретическая и общетехническая подготовка, во время которой Пинсару довелось полетать пассажиром на «Фармане», а с 4 июля началось уже практическое обучение на монопланах «Борель» в Le centre militaire Borel de Buc-Châteaufort, и 8.11.12 ему выписали гражданский пилотский диплом, а 15.2.13 военный. Закончив обучение, Пинсар продолжал тренироваться на «Борелях» и даже поучаствовал в маневрах. В мае он попал в аварию, но легко отделался (вывихнул запястье и поранил глаз осколком разбитых очков). А во второй половине 1913, наконец, последовало назначение в строевую эскадрилью.
Звания: 26(19?).2.1906 - спаги 2-го класса; 9.9.07 - бригадье; 24.11.09 - бригадье-фурьер; 3.7.10 - марешаль-де-ложи; 25.9.10 - марешаль-де-ложи-фурьер; 24.9.11 возвращен к предыдущему званию (и должности); 24.1.12 снова получил «фурьера»; летом, или осенью 1912 (но точно не позднее октября) опять стал обычным «маршалом» [т.к. фурьеров в авиации не было]; 4.9.14 - аджюдан; 29.11.14 - временный су-лейтенант; 28.12.14 - постоянный су-лейтенант; 27.6.16 - лейтенант; 17.9.17 - временный капитан.
Части и кампании (1): со второй половины 1913 (возможно, с августа месяца) служил в BL.18 и летал на Blériot XI; в июле 1914 отправлен в лётную школу переучиваться на новые парасоли Blériot XI à visibilité totale и попутно освоил также «коммерческие» Morane L. 2.8.14 стал лётчиком сформированного в Бюке подразделения ПВО Парижа под командованием лейтенанта Огюста Ле-Реверена [Auguste Le Révérend], и ночью 4 числа [не понятно только, была это ночь на 4, или с 4 на 5 августа] поднимался на перехват на «Моране-Парасоле», имея при себе карабин и четыре гранаты, но дирижабля не обнаружил [что не удивительно, т.к. тревога была ложной]. В середине августа 1914 переведен в только что сформированную эскадрилью MS.23, в составе которой на Morane L провел 21 бомбардировочный рейд и 43 дальних разведки, а 8.2.15 при возвращении из последнего разведполета попал под огонь с земли и совершил вынужденную посадку с остановившимся двигателем, и вместе с наблюдателем попал в плен.
Вскоре оба авиатора были перевезены в Германию и за год с небольшим Пинсар сменил несколько лагерей для военнопленных. Строил планы побега, не осуществленные по разным причинам, а потом все же бежал вместе с еще одним собратом по несчастью, однако через некоторое время они все же попались и были арестованы. После отсидки в карцере возобновил планирование операции, исправив допущенные ранее ошибки, и 26.3.16 опять бежал и снова вдвоём с ещё одним пленным авиатором (собирались бежать ещё несколько человек, но остальным не удалось выбраться из лагеря). Беглецы провели 200-киллометровый марш на юг и благополучно перешли швейцарскую границу, а там сели на поезд до Женевы и спокойно добрались до французского консульства, сотрудники которого 10 апреля доставили их на автомобиле к французской границе. 1.5.16 Пинсар прибыл в GDE ["Группа тренировочных дивизионов", бывшая чем-то вроде запасного полка], где восстановил навыки пилотирования и прошел переучивание на самолеты-истребители. 5.6.16 он приступил к обучению в École de tir aérien de Cazaux [школа воздушной стрельбы], а 27 числа вернулся обратно дожидаться строевого назначения.
Части и кампании (2): с 8(15?).7.16 служил в N.26, первые несколько вылетов совершил на Nieuport 16 или 17, а 27.7.16 первым из фронтовых пилотов пересел на Spad 7 и на этом типе одержал свою единственную за время службы в 26-й эскадрилье подтвержденную победу. 22.12.16 заступил на пост командира только что сформированной N.78 и сначала летал на Nieuport 17, но вскоре опять пересел на Spad 7 и на последнем типе одержал 15 подтвержденных побед, а 12.6.17 был тяжело ранен в аварии (получил черепно-мозговую травму). Толком не долечившись, вернулся на фронт в сентябре 1917 и был назначен командиром N(позже Spa)23, которая тогда летала на Spad 7, а в декабре начала постепенное перевооружение на Spad 13, и Пинсар, судя по всему, все свои 11 подтвержденных побед одержал именно на типе 13. С конца августа, или начала сентября 1918 был на какой-то небоевой должности [или просто в отпуске].
Победы: 1-я - 1.11.16; 5-я - 6.3.17; 10-я - 21.4.17; 20-я - 30.5.18; 25-я - 11.8.18. Всего 28 подтвержденных воздушных побед, в т.ч. 9 над аэростатами (все весной-летом 1918).
Про первые послевоенные месяцы у меня никакой информации нет. По 1919 году, но без указания точного времени известно, что Пинсар командовал каким-то подразделением, приписанным ко 2-му отделу министерства <авиации> и обеспечивавшем поддержание навыков пилотирования для служивших в министерстве офицеров-летчиков. Однако, в его послужном списке из личного дела в канцелярии Почетного Легиона этот период почему-то никак не отражен, и первая послевоенная запись указывает на перевод 8.4.19 в Service des Fabrication de l’Aviation, и не исключено, что командование министерским авиаотрядом относится как раз к службе в SFA. 6.10.19 перевод в отдел лётного оборудования Авиационно-складской службы [SEGA, или Service des entrepôts généraux de l’aviation]. 11.11.19 переведен в STAé [Service technique de l’Aéronautique] пилотом лётно-испытательного отряда в Виллакубле [Section des essais en vol de Villacoublay].
С сентября 1920 на различных нелётных должностях, штабных и административных. И в процессе этой службы 13.7.21 стал постоянным капитаном, а 25.3.23 получил звание «шеф-де-батальон» (позже стал именоваться общеармейским команданом).
1.1.24 вернулся на лётную работу и, как пишут в биографиях, назначен командиром истребительной группы в 34-м авиаполку (ПВО Парижа, самолёты Nieuport 29). НО! до июня 1924 этот полк был чисто разведывательным, и истребительная группа (действительно на Nie 29) в нём появилась только при преобразовании из RAO в RAM (т.е. из «наблюдательного» в смешанный). Судя по всему, Пинсар с января 1924 возглавлял 2-ю группу 1-го RAC, ту самую, которая впоследствии вошла в состав 34-го полка. 1.6.24 1-й истребительный полк был расформирован, а его группы распределены по разным разведывательным полкам с преобразованием последних в смешанные. И группа II/1 RAC тогда превратилась в II/34 RAM. В декабре 1929 произведен в лейтенант-колонели и 25 числа назначен заместителем командира 2-го RAC в Страсбурге (в наличии на тот момент были старые Nieuport 29, современные Spad 81 и только начавшие поступать Nieuport 62, на которых впоследствии полк и перевооружили). В том же 1929 (месяца на знаю) на него вышли представители фирмы Anti-Retour de Flammes, пытавшейся продать ВВС своё «устройство безопасности» (что это было за устройство, я тоже не в курсах, но по названию фирмы ясно, что что-то противопожарное) и нуждавшейся в лоббистах. И наш герой согласился оказать содействие в обмен на крупный пакет акций компании и денежное вознаграждение (во время парламентских дебатов позже поминали 400 тысяч франков, но не знаю, был ли это размер именно денежного вознаграждения, или суммарно с ценой акций). В секрете всё оставалось не долго, и 25.3.30 с Пинсаром побеседовал министр авиации, который по итогам этой встречи решил не давать дальнейшего хода разбирательству. И это тоже в тайне не осталось, что и вылилось в парламентские дебаты 21 ноября того же года. Причем начавший обсуждение депутат (кстати, тоже бывший летчик-истребитель ПМВ) был возмущен не самим фактом коррупции (ага, дело-то житейское), а тем, что вместо наказания коррупционера повысили в звании и должности. Правда, председатель тогда остановил дальнейшие дебаты, но всё равно требовалась хоть какая-то реакция, и на следующий день министр авиации вызвал Пинсара и порекомендовал ему взять длительный отпуск. Однако, так получилось, что сначала пришлось уйти самому министру (4 декабря кабинет министров во главе с Тардьё был отправлен в отставку), и ас подал рапорт о представлении ему отпуска по состоянию здоровья уже новому министру авиации. 26.12.30 он лег в госпиталь на обследование, и доктора, разумеется, обнаружили достаточные основания для предоставления запрошенного лечебного отпуска. Лечение (или «лечение в кавычках») продолжалось до 9.3.31, а 2 апреля Пинсар вернулся на службу во 2-й RAC, но там для него не оказалось подходящей должности, и ровно через неделю его назначили заместителем командира 4e Groupe d’ouvriers aéronautiques de Cazaux [4-я Группа механиков <учебного центра в> Казо]. На этой нелётной должности он прослужил полтора года, а 11.9.32 опять стал замкомполка, но на этот раз 32-го RAM, отвечая в нём за «истребительный компонент» - 2-ю группу усиленного (четырехэскадрильного) состава. А 1.10.32 в связи с переходом на эскадренную организацию ВВС 32-й полк был расформирован, и его единственная истребительная группа превратилась в 7-ю истребительную эскадру в составе двух групп по две эскадрильи каждая (вроде бы, тогда они все летали на Wibault 72, а в ноябре 1933 эскадра пересела на смесь из GL.32, Nieuport 622 и MS.225, но источник информации не особо достоверный). И командиром нового соединения был назначен Пинсар, остававшийся в этой должности до 15.10.34. Далее с октября 1934 по август 1939 он занимал различные штабные, административные и командные посты и в процессе службы был произведен в колонели 15.3.36 и генералы-де-бригад-аэрьенн 5.2.39.
При мобилизации французской авиации 28.8.39 его назначили командующим Groupement de Chasse 21. 6 [или 7 ?!] июня 1940 Пинсар был тяжело ранен, когда в его КП попала бомба: всего 11 осколочных ранений, одно из которых в колено, что в итоге привело к ампутации. На момент перемирия лежал в госпитале в Бордо, но до прихода немецких войск успел перебраться в будущую Свободную зону Франции.
24.8.40 получил на службе 5-летний отпуск по ранению и с семьей поселился в Каннах. Участвовал в деятельности ветеранской организации Légion française des combattants, был сторонником Петена и ярым противником англичан (и Де-Голля). В 1942 решил вернуться домой в Париж (т.е. переехал в оккупированную зону) и через несколько недель после переезда был принят на службу в Secrétariat à la défense passive de Paris, ведавший организацией бомбоубежищ и прочей гражданской обороной. С сентября 1943 по июнь 1944 был одним из руководителей гражданской службы LVF [Légion des volontaires français; в своей военной роли эта организация сформировала добровольческий полк, воевавший у немцев на востояном фронте].
1.9.44 арестован в своем парижском доме и отдан под суд за сотрудничество с врагом. 6.11.44 приговорен к пожизненной каторге с лишением всех званий и наград и конфискацией имущества. 2.7.46 срок сократили до 10 лет, часть имущества вернули семье и улучшили условия содержания, т.к. здоровье заключенного к тому времени стало совсем плохим. 11.12.47 часть обвинений было снято, а по остальным Пинсар был помилован и освобожден из заключения. 5.8.48 ему даже вернули генеральскую пенсию (однако, награды возвращать не стали) и восстановили в гражданских правах, оставив только запрет на участие в выборах.
Скончался 10.5.53.
Гос.награды Армана Пинсара (если это кому-то интересно) [Spoiler (click to open)] французские 24.6.10 - Médaille commémorative du Maroc avec agrafe Oudjda 24.6.10 - Médaille commémorative du Maroc avec agrafe Haut-Guir - за участие марокканской кампании [на самом деле была одна медаль с двумя планками; традиционно пишут про Колониальную, а не Марокканскую медаль, и она же проходит в «легионском» личном деле Пинсара, но это, совершенно точно, ошибка: есть портретное фото аса, по которому правильная медаль легко и однозначно опознаётся] июль 1913 - Médaille militaire - за полеты на маневрах 11.9.14 - первое упоминание в приказе по армии; всего за войну «цитирований» было 19, и их вещественным представлением стал Croix de Guerre avec 19 palmes [этот знак отличия учрежден в апреле 1915] 7.9.16 - Chevalier de la Légion d’Honneur, но официальный декрет об этом вышел только 4.10.16 [во время войны при награждении Легионом сначала выдавали награду, и только потом её как следует оформляли] 30.8.18 - Officier de la Légion d’Honneur, а формальный декрет только 21.12.18 1922 год - Médaille de la Victoire [памятная медаль Первой Мировой, учрежденная в июле 1922] 22.12.25 - Commandeur de la Légion d’Honneur с выдачей награды 20.1.26 23.12.37 - Grand-Officier de la Légion d’Honneur с выдачей награды 8.1.38 1941 год - Ordre de la Francisque gallique [награда правительства Виши, учрежденная в мае 1941]
иностранные британский Military Cross - 17.4.18 итальянская Medaglia d’Argento al Valor Militare - в одной из биографий аса это награждение датируется 13.5.17, в то же время в «легионском» личном деле значится дата 3.5.18, а сама медаль проходит без указания степени; в принципе, были возможны и два отдельных награждения (двумя серебряными, или серебряной и золотой медалями), но более вероятна простая опечатка [в архивных делах они тоже встречаются, особенно во второстепенных разделах]
Пинсар и его самолет (не исключено, что как раз BL148, но точно это не известно) на льду озера Жерарме, где он проводил демонстрационные полеты 28 января 1914.