найденный в сети боковик за авторством художника Barry T. Russo
Ju 87V-1 сер.№ 4921 - первый прототип «Штуки» в оригинальном внешнем виде до установки увеличенного радиатора с соответствующей переделкой «бороды». Ведущим лётчиком по программе испытаний этого самолета был «фирменный» пилот Вильгельм Нойенхофен. 17 сентября 1935 он впервые поднял машину в воздух, а потом провёл если не все, то большинство испытательных полётов. 24 января 1936 во время испытаний на скоростное пикирование начался флаттер оперения, и прежде чем лётчик успел что-то предпринять, правая килевая шайба оторвалась. Потерявший управление самолет перешел в перевернутый штопор и врезался в землю, похоронив под обломками обоих членов экипажа: пилота Нойенхофена и инженера Генриха Крефта [Heinrich Kreft].
Уроженец Рейнской области. После достижения полных 18 лет пошел записываться добровольцем в военную авиацию, и 1.7.15 был принят на службу и направлен в Кёльн в FEA.7. Прежде чем получить строевое назначение, он провел в этом абтайлунге и относящихся к нему авиашколах ровным счётом два года. Скорее всего, значительную часть этого времени он прослужил в наземном персонале, и только потом был записан на лётную подготовку. Конечно, нельзя полностью исключить и службу инструктором или, например, «пилотом-шофером» для курсантов школы наблюдателей, но для длительной работы учителем его звание было всё же маловато.
Звания: 1.7.15 - флигер [ну, или сначала у него была какая-нибудь другая разновидность звания «рядовой», не знаю]; по состоянию на начало июня 1917 - ефрейтор; лето-осень 1917 - унтерофицер; по состоянию на начало 1918 - вице-фельдфебель; 28.9.18 - лейтенант.
Части и кампании: с 1.7.17 воевал на русском фронте [в нынешней Литве] в составе FAA.215, летал на Albatros C.I и DFW C.V. 25.11.17 через AFP.4 [Фландрия] проследовал на обучение в Jastaschule I; 9.12.17 закончил истребительную подготовку и получил назначение в KEST 8w [прифронтовое ПВО Фландрии], где летал на Albatros D.V и/или Pfalz D.III [часть располагала истребителями обоих типов]. 30.12.17 опять отозван в авиапарк 4-й армии, а со следующего дня и до конца войны воевал в составе Jasta 27, где летал сначала на Albatros D.V, весной 1918 мог пересесть на Fokker Dr.I, а летом, однозначно, получил новый Fokker D.VII. И в составе 27-й эскадрильи он и одержал все свои победы, из которых разве что первая могла быть НЕ на D.VII, да и то вряд ли.
Победы: 1-я - 9.6.18; 5-я - 9.8.18; 10-я - 1.10.18; 14-я и 15-я - 4.11.18. Всего 15 подтвержденных воздушных побед.
Награды и знаки отличия: Abzeichen für Militärflugzeugführer; Ehrenbecher für den Sieger im Luftkampf; Eisernes Kreuz II. Klasse; Eisernes Kreuz I. Klasse; Ehrenkreuz des Weltkrieges 1914-1918 mit Schwertern.
Про жизнь Нойенхофена в первые два послевоенных года у меня нет никакой информации, а в 1921 году он устроился на работу в Jfa [Junkers Flugzeugwerke A.G.]. Впрочем, никаких подробностей его работы в 1921-23 гг у меня всё равно нет.
А в июне 1924 [по другим данным еще в 1923, т.е. не в Аргентину, а на Кубу] он прибыл в Новый Свет как пилот «Второй южно-американской экспедицией Юнкерса». Юнкерсовцы базировались в Эль Паломаре под Буэнос-Айресом и выполняли рекламно-демонстрационные полёты в Аргентине и сопредельных странах. Еще они помогали покупателям с освоением немецкой авиатехники, а гражданским заказчикам (Lloyd Aéreo Bolivia и Lloyd Aéreo Córdoba) «давали в аренду» собственный лётный и технический персонал, дабы воздушные перевозки можно было начать не дожидаясь подготовки национальных кадров. Например, Нойенхофен с июля 1925 по, как минимум, начало 1926 работал на LAB, в процессе доведя свой «линейный» налёт до 100 тысяч километров и 7.11.25 установив южно-американский рекорд высоты (6650 метров). А на аргентинскую авиакомпанию он работал с конца 1926 по весну 1927 [не исключено, что это был уже второй его «тур» в LAC, и первый раз он в ней работал в начале 1925]. За время латиноамериканской командировки он летал в основном на F13 (как колёсных, так и поплавковых), но также «отметился» на A20 и поплавковом G24. Полёты на имевшихся у Экспедиции K16 и T23 тоже возможны, но никакой информации на этот счёт не имеется.
В 1928 [или еще в 1927?] Нойенхофен вернулся в Германию, продолжив работу заводского пилота Jfa. Как лётчик-испытатель опытных самолётов, он специализировался на одномоторных машинах. Например, в мае 1929 на W34 он поставил мировой рекорд высоты (12739 метров). Сразу после этого [а, возможно, и раньше - с конца прошлого года] и как минимум до осени 1934 был одним из ведущих лётчиков по программе пикирующего бомбардировщика K47, и на самолетах этого типа принял участие в нескольких сериях войсковых испытаний, проведенных фирмой совместно с шведскими ВВС, а в июле 1929 в Англии занял 3-е место в Международных соревнованиях по аэробатике [состязания эти были не слишком представительными, так что призовое место на них не стоит считать таким уж большим достижением]. Параллельно ему довелось совершить первые полёты на пассажирских Ju 60 (1932) и Ju 160 (1934). А во второй половине 1935 Нойенхофена перевели на испытания первого прототипа пикирующего бомбардировщика Ju 87, в итого ставшего для него роковым.
Зато как испытатель-приёмщик серийных машин наш герой, очевидно, летал и на тяжелых самолетах. Иначе ему вряд ли поручали бы перегон трехмоторных лайнеров заказчикам. Известны как минимум три его «доставки»: одного G24 в Грецию в июне 1931 и двух Ju 52 в Южную Африку в ноябре 1934 и июне 1935.
В свободное от основной работы время Нойенхофен принимал участие в различных авиа-спортивных мероприятиях в Германии (возможно, вовсе не по собственной инициативе, а по поручению работодателя, как это было в случае с поминавшимися выше соревнованиями в Англии). И в 1933, или 34 он в Deutscher Luftsport-Verbant и получил в нём чин флигер-капитана [о званиях DLV см. тут].
боковик из Флюгцойг-Классик № 3/2022
Самолет в процессе постройки.
Нойенхофен проводит пробный прогон двигателя. Фонарь кабины пока ещё установлен не полностью.