боковик из HT Model Special про словацкие «Авиа» B.34 и 534
Avia B.34 сер.№ B34.10 из состава Учебной летки словацких ВВС [Cvičná letka], на котором летом 1939 летал учлёт курса подготовки лётчиков-истребителей вояк Ян Режняк. На нём он «отметился» 31 июля и вполне возможно, что это был не единственный его полёт.
После окончания школы получил профессию электротехника и устроился в одну из братиславских фирм. В свободное от работы время там же в Братиславе с 21.4.38 проходил начальную лётную подготовку в Slovenský Aeroklub M.R. Štefánika v Bratislavě (на аэродроме Вайноры) по государственной программе «1000 пилотов республике». 13.8.38 выпустился из аэроклуба и сразу после этого записался добровольцем в ВВС [для чего, собственно, гос.программа и была затеяна]. 20.8.38 получил направление в Pilotní škola II (Спишска-Нова-Вес), где последовательно прошёл начальную военную подготовку (солдатскую), потом отучился в унтер-офицерской учебке и приступил к лётной подготовке. Закончил он обучение 19.4.39 уже в независимой Словакии. Потом был определен на курс подготовки истребителей, закончив его 30.11.39, а на следующий день был поименован лётчиком-истребителем и в декабре получил своё первое строевое назначение.
Звания: август 1938 - воин чехословацкой армии [про чешские и словацкие звания можно почитать тут]; март 1939 - вояк словацкой; 30.11.39 ± несколько дней - слободник; 30.5.40 - десятник; 1.10.40 - [внеочередное звание] чатник с одновременным переводом со срочной службы на контрактную; 1.1.43 - ротник; 1.7.43 - заставник.
Части и кампании: в декабре 1939 был в числе лётноподъемного персонала авиабазы Пьештяны и в итоге оказался в составе 13-й летки, официально сформированной 31.1.40 путём слияния ранне-словацких (они же бывшие чехословацкие) леток №№ 37 и 39 и «унаследовавшей» их истребители B.534 и Bk.534. 24.6.41 13-я летка выдвинулась на восточный фронт (поначалу базировалась на востоке Словакии, а 3.7.41 перебралась на оккупированную Украину) и в этом «боевом туре» Режняк совершил 13 боевых вылетов и провёл один воздушный бой ... с «дружественным» самолётом: 29.7.41 над аэродромом 13-й летки пролетел венгерский CR.42, а так как о нём никто не был поставлен в известность, то немецкий командир авиабазы поднял на перехват словацкое звено. Из трёх перехватчиков только Режняк сумел догнать нарушителя и открыл огонь с большого расстояния, на котором опознавательные знаки были толком не различимы. Оба истребителя тогда уже подлетали к венгерскому аэродрому, и местные зенитчики прикрыли свой самолёт, отогнав заградительным огнём его преследователя. [По словам самого Режняка, после этого «упса» он всегда подлетал поближе и уточнял нац.принадлежность «мишени» прежде чем открыть по ней огонь]. 15.8.41 13-ю летку отозвали с фронта и вернули в Словакию. 1.10.41 Режняк получил звание полевого лётчика-истребителя с одновременным переводом на сверхсрочную (контрактную) службу, а в начале следующего года был отобран для переучивания на современные истребители. 26.2.42 группа словацких курсантов (лётчиков и механиков) убыла учиться у немцев и добравшись до Дании превратилась в 5.(slow.)/JGr. Drontheim. 3 марта учлётам начали давать теорию, а 27-го они приступили к практическим полётам сначала на Ar 96B, потом на Bf 109B и D и в конце концов на боевых 109E. С 15 по 18 июня прошли учения с практическими стрельбами по наземным целям, а 1.7.42 подготовка официально завершилась. По возвращении в Словакию Режняк вернулся и в 13-ю летку, которая получила переданные немцами Bf 109E. Словаки заказывали E-7, но им всучили смесь разных суб-модификаций (E-2, -3, -4 и -7), причём все самолёты были уже изрядно поюзанными. 14.10.42 Режняк и еще 4 пилота, которым не хватило «живых» истребителей, убыли на восточный фронт вместе с наземным эшелоном летки, которая по прибытии на место превратилась в 13.(slow.)/JG 52; 9.11.42 словаки начали боевые вылеты; 18.12.42 они получили первые Bf 109F-2 и F-4 (тоже б/у’шные), которые затем использовали параллельно со старыми «Эмилями» [причём один и тот же лётчик в один и тот же день мог повоевать на истребителях разных модификаций; например, Режняк 17.1.43 совершил три боевых вылета: №27 на F-2 (одержал тогда свою первую победу), №28 на E-4 и №29 на F-4]; 5.3.43 старую технику заменили на новенькие G-2, а уже в конце того же месяца начали заменять их на G-4 (включая вариант G-4/R6 с подвесными пушками), на которых так называемый «Первый боевой состав 13-й летки» и завершил своё пребывание на фронте в июле месяце. Режняк за время своего второго «боевого тура» совершил 194 боевых вылета, провёл 36 воздушных боёв и одержал 32 подтвержденные воздушные победы: 1 на F-2, 2 на F-4, 9 на G-2 и 20 на G-4 (в т.ч. 10 на G-4/R6). 7-17.7.43 возвращение в Словакию по железной дороге вместе с остальными летчиками Первого состава. 20.8.43 в Вайнорах был сформирован Hotovostný stíhací roj [Дежурное истребительное звено] в составе 6 пилотов (включая командира части) при 4 Bf 109E. Позже добавили ещё бипланы B.534, но вряд ли их можно было назвать боеспособными. 31.1.44 в связи с возвращением с фронта лётчиков Второго состава летки звено ПВО преобразовали в эскадрилью - Pohotovostná letka (на тот момент 18 пилотов при 14 истребителях: 11 Bf 109E, два B.534 и один Bk.534). 11.2.44 Режняк с тремя другими пилотами был откомандирован в Мокрадь в Letecký park SVZ [Авиапарк словацких ВВС] для приёмочного облёта полученных из Германии Bf 109G-6. Весной 1944 летка ПВО начала перевооружение на этот тип, в мае месяце она его завершила и была переброшена в Пьештяны уже как «тринадцатая», а не «дежурная». Всего за время пребывания в Словакии Режняк совершил 22 боевых вылета, но ни в одном реальном перехвате не поучаствовал [потому что словаки по негласному указанию командования всячески уклонялись от боёв с авиацией союзников]. И в разгромном бою с американцами 26.6.44 он по случайному стечению обстоятельств участия тоже не принял: вообще-то тогда он дежурил в готовности №1, но на аэродром пришла его жена, принёсшая обед, и он временно поменялся с другим лётчиком, не успев вернуться к самолёту к моменту поступления приказа на вылет. В июле 1944 последние 4 боеготовых словацких G-6 были включены в состав сводной Skupina vzdusnych zbrani (в Спишска-Нова-Вес), но Режняка тогда оставили в Пьештянах. Там же он был на момент начала восстания, в котором он участия так и не принял: вообще-то у него был приказ перегнать один из G-6 в Три Дуба, но выполнить его не удалось, т.к. поврежденную ранее машину не успели привести в лётное состояние до занятия аэродрома немецкими войсками. На предложение уйти к партизанам он не откликнулся, и до прихода советских войск прослужил в Náhradná peruť [Резервное крыло, единственное в словацких ВВС].
Победы: 1-я - 17.1.43; 5-я и 6-я - 11.3.43; 10-я и 11-я - 29.3.43; 15-я и 16-я - 20.4.43; с 19-й по 21-ю - 27.4.43 (и одна из этих побед стала для 13-й летки юбилейной сотой); 30-я - 29.5.43; 32-я и последняя - 30.6.43.
5.4.45, т.е. уже после прихода советских войск, Режняк там же в Пьештянах стал výkonný rotmistr [то ли старшина/фельдфебель, то ли просто старший из унтер-офицеров подразделения] в pracovná rota [«рабочая рота»] в составе Strážní oddíl [вроде как местный отряд самообороны, но могу и ошибаться]. 24.5.45 он подал документы на зачисление в чехословацкую армию. 6.6.45 принят в звании «ротни» [т.е. с понижением на одну ступень относительно словацкого] и получил назначение в Letecke výcvikove středisko [Учебный центр ВВС] в Спишска-Нова-Вес, а с 15 июня стал помощником начальника авиабазы Тренчанска Бискупица. 1.7.45 повышен в звании до ротмистра. 15.9.45 направлен на обучение в только что созданную ŠPUL [Škola pro učitele létání = Школа лётчиков-инструкторов в составе VLU - Vojenské letecké učiliště = Училища ВВС]. Успешно закончил её и 6.5.46 стал пилотом-инструктором в Škola pro odborný dorost letectva pri VLU [Школа кадетов ВВС при VLU], а 15.4.47 был переведен инструктором во 2-е учебное крыло [Školní peruť II] того же училища. 3.11.47 поступил в Aplikačná škola na nižší dústojníky letectva [Школа младших офицеров ВВС], но отчислен из неё 12.4.48 [за месяц до выпуска единственного потока курсантов этой школы], потом 1.6.48 отправлен в «отпуск с ожиданием» [насколько я понимаю, это аналог английского списка «безработных» офицеров], а 1.12.48 уволен в запас с сохранением звания ротмистра [он попал под кампанию по избавлению армии от неблагонадёжных элементов].
Через какое-то время (даты в биографиях не встречал) благодаря помощи своего бывшего командира устроился пилотом-инструктором в Aeroklub Povážská Bystrica. 11.1.50 из «ротмистра ВВС» разжалован в «рядового резерва», а 5.2.51 лишился пилотской лицензии, а вместе с ней и инструкторской должности. Лишившись возможности летать, он потом проработал механиком и инженером до выхода на пенсию в 1979 году.
В новой Словакии 1.1.97 Режняку присвоили звание поручика резерва [что, разумеется, было почётным, а не «реальным» званием]. Скончался в 2007.
[Награды и знаки отличия Яна Режняка:] Награды и знаки отличия Яна Режняка: [в том порядке, в котором они перечислялись в одной из биографий] Pamätný odznak za ťaženie proti SSSR I. stupňa [Памятный знак за кампанию против СССР, 1-я степень] - 1943 Vyznamenanie “Za hrdinstvo” III. stupňa [Знак отличия (медаль) «За храбрость»] - 14.3.43 Vyznamenanie “Za hrdinstvo” II. stupňa - 5.5.43 Vyznamenanie “Za hrdinstvo” I. stupňa - 1943 Vyznamenanie “Za zásluhy” - 1943 немецкий Eisernes Kreuz II. Klasse - 24.1.43 немецкий Eisernes Kreuz I. Klasse - 12.5.43 немецкая Frontflugspange für Jäger in Gold - 12.5.43 [«золото» полагалось за 110 б.в.] немецкий Ehrenpokal der Luftwaffe - 12.7.43 Vojenný Víťazný Kríž VI. triedu [Крест победы 6-го класса; «6-я» была на самом деле не степенью ордена, а одной из причисленных к ордену медалей (серебряной)] - 1944 немецкий Deutsches Kreuz in Gold - приказ о награждении 1.8.43, а фактическое вручение 25.4.44 хорватская Srebrna kolajna krune kralja Zvonimira na ratnoj vrpci [Серебряная медаль короны короля Звонимира на боевой ленте] - 13.7.44
B34.10 в бытность самолётом Учебной летки 3-го авиаполка чехословацких ВВС. При смене нац.принадлежности на нём перекрасили опознавательные знаки и убрали эмблему полка с фюзеляжа, но оставили без изменения бортовой код.
Два истребителя «Авиа»: слева B.534, справа B.34. Зимой 1939/40, когда было сделано это фото, в строю Учебной летки было всего два «тридцать четвертых»: №5 и №10. И Режняк в июле 1939 полетал на обоих аппаратах.