боковики выполнены с использованием PSD-файла от М.Быкова aka
owl_99
YP-80A сер.№ 44-83027 в бытность летающей лабораторией фирмы «Роллс-Ройс», июль - декабрь 1945.
Так получилось, что с проектированием и постройкой пригодных для боевого использования реактивных самолётов ВВС Армии США отстали как от противников (немцев), так и от союзников (англичан), и уже осенью 1944 стало ясно, что их P-80 однозначно не успеет поучаствовать в боях в Европе, а продемонстрировать, что Америка тоже умеет в реактивные истребители, очень хотелось.
Решением стал «Проект Экстраверсия», в соответствии с которым в Англию и Италию были отправлены два специальных экспедиционных детачмента из Испытательного центра на авиабазе Райт с двумя предсерийными YP-80A каждый.
Первой отгрузили «британскую» пару, доставленную до места назначения 30 декабря 1944. В январе эти самолёты начали летать, но в конце того же месяца один из них разбили в аварии. Зато второй (борт 44-83027) благополучно дожил до конца войны, участвуя в испытательных, ознакомительных и демонстрационных полётах сначала только американских, а позже и английских пилотов.
Летом 1945 этот аппарат передали фирме Rolls-Royce, которой требовалась летающая лаборатория для испытаний перспективного двигателя B.41 (он же Nene I). «Американца» пришлось использовать из-за того, что новый двигатель был слишком большим, чтобы его можно было втиснуть в гондолы британских «Метеоров».
Первый полёт лаборатория совершила 18 июля 1945, и через какое-то время к полётам на ней присоединился лётчик-испытатель фирмы «Роллс-Ройс» винг-коммандер Эндрю МакДауолл (
уже проходивший в этом цикле постов). 6 декабря он выполнял очередной полёт, когда оторвалась трубка подачи топлива, и двигатель отказал.
МакДауолл спокойно спланировал до авиабазы Сайерстон, но её полоса оказалась занята «Дакотой», и машину пришлось сажать на грунт (точнее, на траву) рядом с ВПП. Из-за высокой скорости и неровности поверхности, на которую проводилась посадка, крепления шасси не выдержали и буквально проломили крылья. Ремонтировать аппарат не было возможности, и его списали, благо к тому времени уже месяц как имелся более практичный «летающий стенд» на базе «Ланкастриана», так что работам по испытанию и доводке двигателя это не повредило.
Народ с «Роллс-Ройса» пырится на американо-британскую химеру. МакДауалл первый справа.
А это внешний вид самолёта до его отдачи на поругание англичанам. Из внешних отличий только отсутствие «/G» после цифр серийного номера (так англичане в середине сороковых обозначали секретную технику, которой требовалась наличие вооружённой охраны).