Пилоты 921-го истребительного авиаполка Ву Суан Тхьеу [Vũ Xuân Thiều] и До Ван Лань занимают места в кабинах своих МиГ-21ПФМ для ночного тренировочного полёта. Фотография датируется 1968 годом, но это однозначная ошибка: До Ван Лань в то время ещё летал на МиГ-17. Соответственно, дело было не ранее 1970 и, скорее всего, не позднее 1971.
К сожалению, нет сведений о том, какой из лётчиков летал на каком самолёте, поэтому приходится показывать оба варианта окраски.
переделка боковиков из оспреевских Асов МиГ-21 Вьетнамской войны
МиГ-21ПФМ из состава 921-го истребительного авиаполка северо-вьетнамских ВВС, на одном из которых тренировался в ночных полётах будущий Герой Народных Вооружённых сил До Ван Лань.
Родился в деревне Камзя [Cam Giá] под Ниньбинем в Северном Вьетнаме. В подростковом возрасте состоял в Вооружённой народной милиции [силы местной самообороны], а сразу по достижении 17 лет вызвался добровольцем на службу в военной авиации, и в сентябре 1965 успешно прошёл отбор на лётную подготовку.
Обучение проходило во вьетнамской лётной школе на территории Китая и заняло 3 года, в процессе которых курсанты последовательно освоили Nanchang CJ-5 - лицензионный Як-18 оригинальной «безбуквенной» модификации (которая была с хвостовым колесом), Nanchang CJ-6 (уже собственное китайское развитие конструкции Яка), Chengdu JJ-5 (двухместная модификация китайского МиГ-17) и Shenyang J-5 (собственно китайский МиГ-17). Поначалу его едва не отчислили (насколько я понимаю, по здоровью), зато потом он показал себя очень даже не плохо: до первого самостоятельного полёта допущен после 14 ч 30 мин провозных (стандарт 15-18 часов), поршневой курс закончил с 80 часами (обычно 85-95) и экзамен сдал на 2-3 недели раньше остальных курсантов, перейдя на реактивный курс в числе 17 счастливчиков из 40 начавших обучение.
В 1968 году новоиспечённые лётчики-истребители вернулись на родину на борту то ли военно-транспортного, то ли пассажирского Ил-14.
Звания: по состоянию на декабрь 1972 - тхыонг-юи, то бишь старший лейтенант [таблицу вьетнамских званий можно посмотреть тут].
Части и кампании: в 1968 после выпуска из лётной школы получил назначение во 2-ю эскадрилью 923-го истребительного авиаполка [эскадрильи №1 в нём, кстати, тогда не было] 371-й авиадивизии [возможно, этот номер её присвоили позже, а тогда она называлась Ханойской ад] и летал на МиГ-17Ф и/или Shenyang J-5. После 30.10.68 американские самолёты уже не появлялись над Северным Вьетнамом, и даже если До Ван Лань успел прибыть в часть до этого времени, то в стой его ввести, совершенно точно, не успели. Поэтому он тренировался, стоял на дежурстве, возможно, участвовал в перехватах беспилотников (но даже если и так, успеха не добился), а «настоящих» боевых действий в тот период на севере не велось. В 1970 в числе 10 лучших пилотов полка он был отобран для переучивания на МиГ-21 и переведён в 921-й иап, где продолжил тренировки и дежурства на МиГ-21ПФМ. Зимой 1971/72 гг полк прошёл перевооружение на МиГ-21МФ и уже на них принял участие во втором «раунде» воздушной войны над Северным Вьетнамом (с апреля 1972). До Ван Лань в этот период одержал 4 личных победы над «Фантомами» (все в качестве ведомого) и одну в паре (уже в качестве ведущего) над БПЛА. В октябре 1972 его представили к званию Народных Вооружённых сил (присвоено 11.1.73) и по такому случаю окончательно перевели из ведомых в ведущие. С ноября 1972 До Ван Лань служил в 927-м иап (тоже ведущим пары), провёл как минимум один воздушный бой, но атаковать тогда пустил ведомого и соответственно сам успеха не добился. А в конце января 1973 боевые действия в воздухе окончательно прекратились.
Победы над самолётами: 20.5.72 (в своём первом воздушном бою), 13.6.72, 21.6.72 и 9.9.72. Всего 4, все личные, управляемыми ракетами и над «Фантомами» (три из которых действительно были сбиты). Победа над дроном: 24.6.72 в паре с ведомым, оружие не знаю. В северо-вьетнамской системе учёта побед никак не отделялись личные от групповых, а самолёты от вертолётов и беспилотников. Тем нее менее, групповые победы над БПЛА всё же не учитываются (или пишутся только кому-то одному из участников), поэтому получилось так, что 5 необходимых побед в наличии имеются, но асом лётчика всё же не признают...
После завершения активной фазы воздушной войны во Вьетнаме До Ван Лань пару лет ещё служил в 927-м полку, пока где-то в районе 1974 его не перевели на политическую работу [не знаю, что именно под этим подразумевается, замполитство, или же просто штабная должность], но через некоторое время вернулся обратно на лётную должность. Особых подробностей у меня нет, но в 1980 он был Chủ nhiệm Bay (насколько я понимаю, это значит «инструктор по технике пилотирования») в штабе 371-й авиадивизии.
8.7.80 в дивизию позвонили из 921-го полка с докладом о подготовке на следующий день тренировочного полёта. Вот только была небольшая проблема: в полку не оказалось квалифицированного инструктора по высшему пилотажу, так что они запросили помощи у штаба дивизии. До Ван Лань тогда уже успел сдать дела и получить проездные документы до Байконура (он должен был встречать из полёта своего друга и бывшего однополчанина Фам Туана, ставшего первым вьетнамским космонавтом), но решил немного подождать с отъездом и выполнить ещё один полёт. 9 июля он вылетел на двухместном МиГ-21 с молодым пилотом Нгуеном Ван Винем [Nguyễn Văn Vịnh]. В полётном задании значился сложный (или высший?) пилотаж на малой высоте. Во вьетнамском описании я не сумел толком разобраться, поэтому не знаю, что именно там пошло не так, но самолёт врезался в землю в районе Фубиня [Phú Bình] под Тхайнгуеном, и оба лётчика погибли.
Конец 1967, транспортировка борта № 5001 из укрытия в горах на аэродром.
Фам Туан (в центре) рассказывает товарищам о воздушном бое. До Ван Лань первый справа, а на заднем плане какой-то из ранних МиГ-21ПФМ, не исключено, что 5001.
P.S. организационно тактические единицы вьетнамской истребительной авиации: - Дай-дой [Đại đội = рота/эскадрилья]; - Чунг-доан [Trung đoàn = полк] кхонг-куан [không quân = ВВС] тьем-кить [tiêm kích = истребительный]; - Шы-доан [Sư đoàn = дивизия] кхонг-куан.