... извращения (321)

Jun 17, 2020 11:30


чуть переделанный боковик за авторством М.Быкова aka owl_99


И-16 тип 17 (27-й серии), эталон на 1939 год. В феврале-марте 1939 этот самолёт проходил госиспытания в НИИ ВВС (аэродром Щёлково) и среди прочих пилотов на нём там и тогда летал майор Григорий Пантелеевич Кравченко.



[__био__]

Кравченко Григорий Пантелеевич, 1912 г.р.

Сын крестьянина-бедняка, родился на Украине, с двух лет жил на территории нынешнего Казахстана, а с 11 в Западной Сибири.
        В 1930 закончил школу и поступил в Пермский землеустроительный техникум, который как раз тогда был переведен в столицу и переименован в Московский. В 1931 после первого курса призван в РККА и сразу подал заявление о направлении в авиацию.
        По спецнабору ЦК ВКП(б) в мае 1931 направлен в 1-ю военную школу лётчиков в Каче. Освоил там сначала У-1, а потом Р-1. Программу обучения прошёл за 11 месяцев.
        В 1932 после выпуска из школы был оставлен в ней инструктором, но через два года всё же получил строевое назначение.

Звания: данных по периоду до введения персональных званий у меня нет; 20.3.36 - лейтенант; 19.2.38 - старший лейтенант; 26.9.38 - майор [внеочередное звание]; 29.11.39 - полковник; 19.2.40 - комбриг; 11.4.40 - комдив; 4.6.40 - генерал-лейтенант.

Части и кампании (1): в 1933-34 служил в частях 403-й ИАБр, освоил И-3, И-4, И-5.

С лета 1934 на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС. В числе прочего участвовал в испытаниях динамо-реактивных пушек Курчевского на самолётах И-Z в качестве комзвена в отряде И-ЗЕТ Эскадрильи особого назначения под командованием Т.Сузи (бывшая 118-я; впоследствии, возможно, стала 116-й). Потом работал по другим проектам вплоть до убытия в командировку в Китай.

Части и кампании (2): в Китае с 13.3.38 по 24.8.38 и был последовательно командиром звена, отряда и эскадрильи И-16. По официальным данным (отчёт о правительственной командировке) совершил 78 боевых вылетов с 76 часами боевого налёта, провёл 8 воздушных боёв и сбил 6 самолётов противника лично и в группе (3 бомбардировщика и столько же И-96). К сожалению, в отчёте не было указано, сколько именно из побед были личными, а сколько групповыми.
        А по неофициальным данным (из воспоминаний, очевидно) побед было около 10, и как минимум дважды сбивали его самого.

В ноябре 1938 вернулся в НИИ ВВС и стал лётчиком в отряде Стефановского. Провёл госиспытания И-16 тип 10 с крылом “М” (декабрь 1938 - январь 1939), И-16 тип 17 (февраль-март 1939), И-16 ПС [это старый тип 5 с двумя синхронными ШВАК, проходивший испытания с конца февраля по начало апреля]. Также провёл ряд испытательных работ на И-153 и ДИ-6.

Части и кампании (2): 29.5.39 группа из 48 лётчиков и инженеров во главе со Смушкевичем вылетела на 3 Дугласах из Москвы в Монголию через Свердловск, Омск, Красноярск, Иркутск и Читу. 2 июня прибыли на место и распределены по разным частям.
        Кравченко определили в 22-й ИАП советником командира, а после гибели этого самого командира (22 июня), а потом и врио командира (бывшего помкомполка) 13 июля, нашего героя поставили командовать полком. Летал на И-16 и согласно представлению к ГСС (август 1939) совершил несколько десятков боевых вылетов, провёл 8 воздушных боёв и одержал 3 личных и 4 групповых победы. А всего за войну одержал 5 личных и 5 групповых воздушных побед и 13 «наземных» (все групповые).
        12-14.9.39 вернулся в Москву вместе с другими Героями на 2 транспортных самолётах, а 15.9. отбыл в Киевский военный округ для участия в операции по освобождению западных областей Украины в должности советника авиационной дивизии [какой именно, не знаю].

2.10.39 отозван из КВО в Москву и назначен начальником отдела истребительной авиации Главного управления ВВС РККА.
        7.11.39 был ведущим пятёрки истребителей, открывшей воздушный парад над Красной площадью.

Части и кампании (3): в ноябре 1939 назначен командиром Особой авиационной группы в Эстонии, которая потом воевала на протяжении всей Зимней войны. Сам летал на И-16, побед не имел.
        В мае-июне 1940 был начальником отдела истребительной авиации Лётно-технической инспекции ВВС КА.
        С 19 июля по ноябрь 1940 - командующим ВВС ПрибВО.
        С 23.11.40 - слушателем курсов усовершенствования начальствующего состава при академии Генерального Штаба.
        Выпустился в марте 1941 и был назначен командиром 64-й ИАД в Киевском Особом военном округе.
        22.6.41, уже после начала войны, назначен командиром 11-й САД и находился в этой должности до 20 ноября. С 22 ноября был командующим ВВС 3-й Армии. С марта по май 1942 командовал 8-й Ударной авиационной группой [УАГ] Ставки ВГК.
        В мае 1942 сформировал и возглавил 215-ю ИАД.
        Во время Великой Отечественной летал на самолётах разных типов, участвовал в боях, но побед не имел. Растиражированная информация про 4 победы в последнем бою не проходит ни в каких документах.

Победы (Китай): точной информации по датам нет; всего 6 лично и в группе.
        Победы (Монголия): 1-я - 22.6.39; 5-я вообще - 29.7.39; 5-я личная, она же 10-я и последняя вообще - 25.8.39. Всего 5+5 воздушных побед и 0+13 «наземных».
        Победы (Польский поход; Зимняя война; ВОВ): побед не имел.
        Итого во всех войнах: 16 воздушных побед, в т.ч. не менее 5 (но и не более 10) личных.

Награды (без учёта медалей):
                орден «Знак Почёта» - 25.5.36 (за испытания);
                орден Красного Знамени - 14.11.38 (за Китай);
                орден Ленина и звание Герой Советского Союза - 22.2.39 (за Китай);
                монгольский орден Красного Знамени за воинскую доблесть - 10.8.39;
                звание Дважды Герой Советского Союза - 29.8.39 (за Монголию);
                орден Красного Знамени - 19.1.40 (за Зимнюю войну);
                орден Отечественной войны II степени - 22.2.43.

23.2.43 участвовал в боевом вылете на Ла-5. Подбит в воздушном бою, перетянул через линию фронта и уже над своими войсками покинул самолёт, но парашют не открылся (вытяжной тросик оказался перебит осколком). Были и пулевые ранения (левая рука и левая нога), но погиб из-за травм от падения на землю.





















самол.Поликарпова, послевоенные асы, извраты, испытатели, pre-ww2, Россия, довоенные асы, aviation art, асы WW2

Previous post Next post
Up