Siskin IIIA сер.№J8834 из состава 1-го сквадрона RAF, на котором 28 мая 1929 командир этой части сквадрон-лидер Юстас О. Гренфелл лично участвовал в гонке на приз Филипа Сассуна [Sassoon Cup Race]. В этой 100-мильной гонке по замкнутому маршруту ежегодно соревновались строевые истребители, по одной машине от каждой эскадрильи, а так как типы самолётов у них были разные, то для уравнивания шансов перед стартом расчитывали гандикап. В 1929 году участников было 12, а типов всего два: «Сискин» IIIA и «Геймкок». Старт традиционно из RAF Northolt, но маршрут менялся, и в том году его контрольными точками были аэродромы North Weald, Hornchurch, Biggin Hill, Kenley и Brooklands с финишем, как всегда, в месте старта. Какое место тогда занял Гренфелл, я не в курсе, но точно не первое, т.к. приз тогда ушёл в 56-й сквадрон (тоже на «Сискинах»).
Про довоенную гражданскую карьеру ничего сказать не могу, кроме того, что параллельно с ней он записался в состав Территориальных Сил и в июне 1913 стал офицером 5-го (Территориальных Сил) батальона Лёгкого пехотного полка герцога Корнуольского [The Duke of Cornwall’s Light Infantry]. В начале августа 1914 мобилизован вместе с прочими территориалами, но в течении ближайших нескольких недель получил перевод в авиацию и не позднее сентября 1914 стал курсантом в CFS RFC. 9.11.14 он получил гражданский пилотский диплом № 966, сдав необходимые экзаменационные полёты на «Морис-Фармане», а 22 декабря был поименовал «летающим офицером» и 3 дня спустя получил первое строевое назначение.
Немного раньше, 19.12.14 в своём полку он был переведён из 5-го батальона в 4-й (с сохранением имеющегося чина), а 17.8.15 его почему-то перевели в гарнизонную артиллерию (тоже с сохранением имеющегося чина), но оба перевода были чисто виртуальными, потому что откомандирование в RFC никто не отменял.
Звания (армия): 2.6.13 - 2-й лейтенант в пехотном полку; 1.3.14 - лейтенант того же полка; 17.8.15 - лейтенант артиллерии; 5.9.15 - временный капитан; 11.4.17 - временный майор; 29.10.17 - майорство снято; 3.11.17 - постоянный капитан; 1.4.18 [это дата старшинства] - капитан RAF; где-то в 1918 - «действующий» майор; 21.12.18 - майорство снято; 1.8.19 - исключён из списков артиллерийских офицеров по причине получения постоянной комиссии в RAF [когда фактически звание сняли не знаю, но газетирован этот приказ был только 28.9.20]. Звания (RAF): 1.8.19 - флайт-лейтенант; 30.6.23 - сквадрон-лидер; 1.7.31 - винг-коммандер; 1.1.37 - груп-кэптен.
Части и кампании (1): 27.12.14 получил назначение в 1-й сквадрон RFC, проходивший тогда боевую подготовку в Англии; 2.3.15 вместе с этой частью прибыл во Францию, летел туда на B.E.8 и потом на нём же начал воевать; с мая 1915 летал на Morane L, как в двухместном, так и одноместном вариантах и на последнем одержал 1 победу; в самом конце 1915 отметился также полётами на Morane LA, но ещё с середины лета его основными типами стали одноместные истребители Scout C (была одна победа, которая однако в признанный список не вошла) и Morane N (5 побед - единственный ас «Буллита»!). С сентября 1915 командовал одним из флайтов. В феврале 1916 закончил «боевой тур» и вернулся в Англию. Отгулял отпуск, а потом с 1.4.16 по 12.7.16 служил инструктором в CFS. Следующее, что мне известно - это его участие в середине сентября в перегоне новых самолётов из Англии во Францию (в 1-й и 2-й авиапарки), а старых и изношенных из Франции в Англию. А в конце сентября его назначили командиром флайта “C” 60-го сквадрона и там он в сентябре-октябре летал параллельно на Morane I, Morane V и Nieuport 16 (на последнем одержал 1 подтверждённую победу и ещё одну, которую в итоге не засчитали), а потом пересел на Nieuport 17 и на нём 11.12.16 добавил на счёт ещё одну победу. После последнего боя решил приземлиться рядом с жертвой ... и сломал ногу во время аварии на посадке. Отправлен в Англию на лечение, а потом по состоянию на март 1917 снова был инструктором в CFS. В апреле 1917 повышен в должностной категории до сквадрон-коммандера. 30.8.17 по пути к новому месту службы перегнал во Францию в авиапарк новый R.E.8, а с 31.8.17 по 28.10.17 командовал 23-м сквадроном, воевал на Spad 7, но побед не имел. 29.10.17 по неизвестной мне причине понижен в должностной категории обратно до флайт-коммандера и вернулся в Англию, куда прилетел на взятом в авиапарке «Моране-Парасоле» (вероятно, тип P).
Про дальнейшую службу у меня данных нет, за исключением того, что где-то в 1918 году его перевели на штабную работу и подняли должностную категорию до стафф-офицера 2-го класса, а 21.12.18 вернули из штабников снова в лётно-подъёмный состав с понижением в категории обратно до флайт-коммандера.
Части и кампании (2): после возвращения из штабных работников в лётчики получил назначение в 8 TDS (вероятно, инструктором). Когда-то между 1919 и 1921 провёл один «боевой тур» в Индии, приняв участие в войсковой операции в Вазиристане (в нынешнем Пакистане), но подробностей по времени, месту и типам самолётов нет. Второй «тур» там же провёл с января 1922 по апрель 1923 [даты взяты из наградного листа и могут показывать не весь период службы], командуя флайтом в 27-м сквадроне RAF. Летал на DH.9A. Следующее, что о нём известно - это командование 1-м сквадроном [не том самом, что был в Первую Мировую, а новой частью с тем же номером] в Ираке с 8.10.23 по 25.5.24. Летал тогда на истребителях Snipe. Затем Гренфелл некоторое время ожидал нового назначения в RAF Depot в Англии, а с 20.10.24 по 19.11.25 командовал 7-м сквадроном RAF, на вооружении которого в тот период состояли бомбардировщики разных типов: Vimy (всё время), Virginia II (всё время), Virginia III (по май 1925), Virginia IV (по июнь 1925), Virginia V (с января 1925) и Virginia VI (с июня 1925).
- Далее были два с чем-то года, по которым данных нет, и можно предположить, что по крайней мере часть из них была съедена учёбой (например в RAF College) -
С 19.3.28 по 27.7.31 опять командовал сквадроном под номером 1 [уже третьим по счёту с тем же названием], на этот раз в Англии на Siskin IIIA. С 3.8.31 служил в RAF Gosport сначала на административных должностях, а с середины 1932 на лётных. С 10.1.33 по 22.1.37 командовал RAF Biggin Hill и за время этого командования в течении 7 месяцев начиная с 4.8.35 руководил созданием и отладкой первой системы управления перехватчиками по данным радаров. Со временем эта система эволюционировала в тот вариант, которой с успехом применялся в Битве за Британию.
- Очередная лакуна в информации больше чем на год -
С 12.5. по 28.7.38 командовал RAF Thornaby, а 28.8.38 возглавил RAF Gosport, но когда оставил этот пост мне не известно (возможно, что только при выходе в отставку).
Победы: 1-я - 13.9.15; с 3-й по 6-ю - 17.1.16. Всего 8 воздушных побед.
Награды (в порядке старшинства): - Military Cross [MC] - 16.3.16 за три «Фоккера», сбитых 17 января; - Distinguished Flying Cross [DFC] - 30.5.24 за второй «боевой тур» в Вазиристане; - Air Force Cross [AFC] - 2.11.18 за небоевые заслуги; - Mentioned in Dispatches [MiD] - 15.10.15 [газетировано оно было только 1.1.16]; - 1914-15 Star - 1919; - British War Medal - 1919; - Victory Medal - 1919; - India General Service Medal [которая 1909 г] [IGSM] with clasps “Waziristan 1919-21” & “Waziristan 1921-24” - даты не знаю, но могу предполагать награждение медалью с первой пряжкой в 1921/22 и добавление второй пряжки в 1924/25; - War Medal 1939-1945 - 1945; - King George V Silver Jubilee Medal - 1935; - King George VI Coronation Medal - 1937.
В отставку груп-кэптен Гренфелл вышел 17.2.42. Скончался 7.3.64.