И-Z из состава Отдельной истребительной авиаэскадрильи особого назначения (она же Эскадрилья Сузи), на котором осенью 1934 летал лётчик-испытатель Николай Иванович Звонарёв.
В декабре 1930 закончил Пензенскую школу гражданской авиации ОСОАВИАХИМа и вызвался добровольцем в военную авиацию [ну, или согласился «вызваться добровольцем»]. Зачислен в РККА 6.1.31. В январе 1932 закончил 8-ю ВШЛ [Военную школу лётчиков] в Одессе и получил первое строевое назначение.
Звания: по состоянию на осень 1936 - капитан; осень 1939 - майор; <где-то между августом 1943 и июлем 1944> - подполковник.
Части и кампании: С января 1932 в течении двух лет служил в строевых частях [перечня у меня, к сожалению, нет] на Украине (в Кировограде и Павловграде), начав лётчиком [в смысле должности] и закончив командиром звена. С января 1934 лётчик-испытатель в составе Отдельной истребительной авиаэскадрильи особого назначения под командованием Т.Сузи [она же 118-я, или 116-я ?]. Эта часть выполняла спецзадания НИИ ВВС РККА и испытывала новые самолёты и авиационное вооружение и оборудование. В 1934-35 Звонарёв участвовал в испытаниях И-Z с АПК, в 1935-36 - И-5 с разным ракетным вооружением, в т.ч. будущими РС-82. Затем [возможно, уже в НИП АП ВВС] И-14 с теми же РС-82. С 20 ноября 1937 на лётно-испытательной работе в НИП АВ ВВС КА [Научно-испытательном полигоне авиационного вооружения ВВС КА] на должности командира отряда [или сначала комзвена, а потом уже комотряда ?]. Летал на разных истребителях вплоть до И-153 и продолжал работать по тематике ракетного вооружения уже на И-16. По состоянию на конец июля 1939 имел 1000 ч дневного налёта и 20 ночного.
На рубеже июня-июля убыл в Монголию командиром специальной группы для боевых испытаний И-16 с РС-82. С 5.8.39 эта группа действовала в составе 22-го ИАП, но боевые вылеты начала только 19 августа. 20-го Звонарёв во главе пятёрки И-16 участвовал в первой ракетной атаке, а всего до конца месяца он одержал 1 личную и 7 групповых побед. 2.9.39 группу передали в состав 56-го ИАП и там она продолжала боевые вылеты до конца войны, но её командир успехов больше не добился. Всего за время той войны он совершил 35 боевых вылетов [по другим данным это не его личный налёт, а число вылетов группы] и принял участие в 11 [или 14] воздушных боях.
После завершения конфликта на Халхин-Голе вернулся в НИП АВ ВВС РККА и в октябре 1940 стал там командиром эскадрильи.
С 24.7.41 по 9.8.41 командовал эскадрильей в 401-м ИАП особого назначения, летал на МиГ-3, совершил 18 боевых вылетов и одержал 2 воздушных победы (личные).
С августа 1941 снова на лётно-испытательной работе. В конце сентября 1941 демонстрировал Ил-2 с РС-82 английской военной миссии. Позже проводил испытания ЛаГГ-3 с Ш-37, ЛаГГ-3 с 11П-37 и других отечественных и иностранных самолётов. С июня 1942 помощник начальника НИП АВ по лётной подготовке, с июля 1944 командир испытательного авиаполка Управления испытаний авиационного вооружения ГК НИИ ВВС. Согласно характеристике из наградного листа от августа 1943, к тому времени его налёт составлял 1352 ч. Там же было указано, что он летал на всех принятых на вооружение ВВС типах отечественных самолётах бомбардировочной, истребительной и штурмовой авиации, а также ряде иностранных, в т.ч. Bf 109, Bf 110, Hurricane, P-39 и A-20B. Всего с начала войны испытал около 100 объектов, лично проводя наиболее ответственные испытания.
Победы (Халхин-Гол): 1-я групповая - 20.8.39; единственная личная - 21.8.39; 7-я групповая - 30.8.39. Всего 1 личная и 7 групповых побед. Победы (Великая Отечественная): 1-я - 24.7.41; 2-я - 25.7.41. Всего две личных победы. Итого в двух войнах: 3 личных и 7 групповых побед.
Награды (в порядке старшинства): - орден Ленина - 30.12.56; - 5 орденов Красного Знамени - 17.11.39 [за Халхин-Гол], 23.8.43 [исходно представлялся к «Отечественной войне» 1-й степени], 5.2.47, 19.11.51 и 4.6.55; - орден Отечественной войны I степени - 20.8.44; - орден Отечественной войны II степени - 6.4.85 [юбилейный]; - 4 ордена Красной Звезды - 25.5.36, 27.5.39, 6.5.46 и 29.4.54; - медаль «За боевые заслуги» - 3.11.44 [за выслугу лет]; - медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг» - 9.5.45; - монгольский орден Сухэ-Батора - осень 1939 [за Халхин-Гол].
После войны продолжал испытания авиационных вооружений. Уволился в запас 18.01.1956 в звании полковника.
Позже много лет работал мастером на Липецком металлургическом заводе.
варианты окраски к моделям от AirKits в 1:72 арт.№ 043 и 044