первая часть была
тут
XF4F-4. В соответствии с уточнённым в марте 1940 контрактом последний, 54-й самолёт из первоначального заказа на F4F-3 построили в качестве прототипа версии со складным крылом и гидравлическим приводом механизма складывания. Этот аппарат был облётан 15.4.41, а 14 мая сдан флоту для дальнейших испытаний.
F4F-4. Серийные самолёты получили крыло, унифицированное с британской версией, т.е. без гидравлической системы складывания, но с 6-пулемётным вооружением.
Первый экземпляр облетали 7.11.41, до конца года флоту сдали 5 машин, а 31.12.42 приёмку прошёл последний, 1169-й аппарат этой модификации.
По сравнению с F4F-3 истребитель потяжелел, что при том же двигателе не могло не сказаться на лётных данных, но основные претензии лётчиков были даже не к этому, а к боекомплекту, который при увеличении числа пулемётов ... уменьшился с 1800 до 1440 патронов. То есть при увеличении веса секундного залпа в полтора раза длительность ведения огня сократилась почти в два раза.
F4F-4A. Такое название должны были получить самолёты с двигателями R-1830-90, которые поначалу собирались выпускать по тем же причинам, что и F4F-3A. Однако, надёжность и ресурс «Твин Уоспов» модели -86 оказались достаточно большими, чтобы угроза нехватки двигателей ушла в прошлое, поэтому в серию эрзац-вариант «четвёрки» запускать не стали.
F4F-4P. Редкая, всего несколько экземпляров, конверсия истребителя в фоторазведчик по типу F4F-3P.
F4F-7, или проект G-52. Конверсия истребителя в дальний фоторазведчик, проработка которой была заказана «Грумману» 13.1.41, а 29.1.41 последовал заказ на переделку двух серийных F4F-3, но потом, прежде чем эта работа началась, заказ переоформили на постройку партии из 21 машины с использованием задела деталей для серийных F4F-4.
Проект предусматривал размещение двух фотокамер в фюзеляже аналогично F4F-3P и замену штатного крыла на новое, нескладное увеличенного размаха без стрелкового вооружения и бомбодержателей, зато с бензобаками внутри. Первый полёт первого F4F-7 состоялся 30.12.41, и на протяжении следующего года вся серия была сдана заказчику.
В 1942 году флот также выдал заказ на постройку ещё одной серии из 100 фоторазведчиков, но в октябре его переоформили на выпуск поплавковых истребителей, а в 1943 ешё раз переоформили на тренировочные истребители F4F-3.
боковик в исполнении М.Быкова aka
owl_99, взятый из
статьи на Варспоте
Martlet IV сер.№ FN112, 888-й сквадрон, авианосец HMS Formidable, операция Torch, Средиземное море, ноябрь 1942.
F4F-4B, иначе Martlet Mk.IV. Экспортная версия, выпускавшаяся специально для поставки по ленд-лизу в Великобританию. От американских F4F-4 её отличали двигатели «Циклон» R-1820-40B, которые в свою очередь были почти идентичны стоявшим на «Мартлетах» Mk.I.
Первый контракт на 150 экземпляров F4F-4B был выписан 9.4.41, вслед за ним 30 июня оформили ещё один - на 200 штук, однако быстро его отменили. 28.10.41 при оформлении плана поставок на 1943 финансовый год (с июля 1942 по июнь 1943) в него вписали 200 экземпляров перспективного истребителя F6F, оформив это контрактом от 14.11.41, но так как «Хеллкэт» на тот момент ещё не был запущен в серию, то первыми 70 машинами этого заказа стали F4F-4B.
Первый прототип «Мартлета» Mk.IV, он же первый серийный, взлетел в феврале 1942 и до поздней осени потом оставался для экспериментов на фирме, тогда как основная серия пошла с июня по ноябрь 1942, а поставки (в Англию, Восточную Африку и части FAA, проходившие «начальную боевую подготовку» на территории США) проходили с августа 1942 по январь 1943.
приёмка поставка
FN100 1 шт 27.2.42 3.11.42
FN101~110 10 шт 6/42 8~9/42
FN111~146 36 шт 7/42 8~9/42 [кроме FN134 - он в 10/42]
FN147~236 90 шт 8/42 9~10/42
FN237~279 43 шт 9/42 10/42
FN280~307 28 шт 10/42 11~12/42 [кроме FN280 - он в 10/42]
FN308~319 12 шт 11/42 12/42~1/43
Итого 220 шт, из которых не менее 5 потеряли в процессе доставки: 14.10.42 вместе с торпедированным U-618 SS Empire Mersey погибли FN205~207, FN219 (?) и FN240.
FM-1. Такое обозначение получили F4F-4, выпущенные на заводах Eastern Aircraft Division корпорации General Motors, получившей в начале 1942 большой заказ на постройку «Уайлдкэтов» и «Эвенджеров».
Первые 10 истребителей полностью соответствовали F4F-4, а на всех остальных перешли к 4-пулемётному вооружению с общим боекомплектом в 1720 патронов.
Поначалу производство шло с большим скрипом, и хотя первый FM-1 прошёл приёмку ещё в августе 1942, до конца года флоту сдали лишь 21 машину. Затем «маховик» всё же раскрутился, и на момент завершения поставок в сентябре 1943 общее число построенных FM-1 достигло 1060 штук.
312 из них (серийные номера JV325~636; 2 машины в 1942, 11 в 1944, а остальные в 1943) ушли по ленд-лизу в Великобританию, где им поначалу присвоили название Martlet Mk.V, а в январе 1944 переименовали в Wildcat Mk.V.
Данные о премени поставки этих истребителей, к сожалению, отсутствуют, но первые машины в небоевых частях FAA отметились в июне 1943, а в боевых в августе, так что поставки, вероятно, начались где-то в районе мая.
XF4F-8. Первые прикидки по теме истребителя для базирования на эскортных авианосцах конструкторы «Грумман» делали летом 1942, а в июле фирма получила заказ на два прототипа. Первый из них впервые облетали 8.11.42, а 30-31 ноября оба экземпляра сдали флоту.
«Восьмёрка» представляла из себя облегчённый вариант F4F-4 с вооружением из четырёх пулемётов и новым 1350-сильным «Циклоном» XR-1820-56 с одноступенчатым двухскоростным нагнетателем. Увеличение гироскопического эффекта от более мощного двигателя потребовало удлинение вертикального оперения, а из-за изменения обтекания, вызванного применением закрылков иного типа, пришлось увеличить и площадь горизонтального оперения. Однако, последнее посчитали уже излишеством, и решили вернуться к прежней механизации крыла.
Высотно-скоростные данные истребителя с новым двигателем ухудшились, но это компенсировал рост характеристик на малых высотах, важный для ожидаемого противолодочного и штурмового «профиля» работы самолёта, поэтому его решили запустить в крупносерийное производство, но не на головной фирме, а на заводах «Дженерал Моторс».
ещё один боковик в исполнении М.Быкова aka
owl_99
Martlet VI сер.№ JV792, 882-й сквадрон, авианосец HMS Searcher, Cеверная Атлантика, март 1945.
FM-2, иначе Wildcat Mk.VI. Серийный вариант XF4F-8 с двигателями «Циклон» R-1820-56, позже -56A, -56W и -56WA [Буква “W” в индексе означала впрыск воды], проходивший военную приёмку с сентября 1943 по август 1945. За это время заказчики получили 4777 самолётов этого типа, из которых 370 подготовили к поставке по ленд-лизу в Великобританию: JV637~924, JW785~836 и JZ860~889.
240 из этих машин приняли в 1944 и первые из них отправили в Англию где-то в феврале-марте того года. Ещё 100 аппаратов приняли в 1945, а поставка последней партии в 30 машин («блок» JZ) так и не состоялась из-за окончания войны.
FM-2P. Небольшое число истребителей конверсировали в фоторазведчик по типу F4F-3P.
Если вдруг кого-то заинтересует список американских серийных номеров F4F / FM, то их есть у меня, однако выписывать лениво, а потому смотрите скан из книги: