чуть-чуть подправленный боковик из монографии про «Харриеры» от издательства AirDoc и журналов MAI №№ 31 и 100
Kestrel FGA.1 сер.№ XS688 из состава Tripartite Evaluation Squadron, показанный по состоянию на 30 ноября 1965, когда заместитель командира TES и по совместительству старший офицер германского контингента части оберст Герхард Баркхорн совершил на нём завершающий полёт из годичного цикла войсковых испытаний самолётов вертикального взлёта и посадки.
Опознавательные знаки с левого и правого крыльев (были разными и наносились только сверху, а снизу на плоскостях был крупно написан серийный номер) и эмблема с носовой части самолёта (эмблема чего именно, я не в курсах, а копать лениво...)
Герхард Баркхорн, немец, 1919 г.р., родом из Восточной Пруссии.
С детства увлекался авиацией и в марте 1937, когда ему исполнилось 18 лет, отправился записываться фанен-юнкером в Люфтваффе, но прежде ему пришлось отбыть обязательную 6-месячную трудовую повинность в рядах RAD. Отработав положенное, юноша 1.11.37 приступил к подготовке в авиационной школе [в одной его биографии указана Luftkriegsschule Dresden, в другой - LKS Berlin-Gatow, но вполне может оказаться так, что в бытность курсантом он просто успел поучиться в двух школах], а с марта 1938 началась собственно лётная подготовка (летал сначала на He 72 и Fw 44, потом на Ar 68, а в итоге освоил Ju W34). Будучи отобранным в лётчики-истребители, Баркхорн в начале августа 1939 стал курсантом Jagdfliegerschule Schleissheim, где тренировался на Bf 108 и He 51, потом освоил Bf 109B, а 1.9.39 стал учлётом в только что сформированной Jagdflieger-Ergänzungsstaffel 4, которая тогда базировалась под Нюрнбергом, а в ноябре была переведена в Цербст и подчинена штабу I./JG 3. 7.12.39 его отправили в распоряжение Ob.d.L./RLM (Schulen-Etat) дожидаться назначения инструктором в какую-нибудь авиационную школу, каковое, впрочем, так и не состоялось, и месяц спустя будущий ас получил свою «путёвку» на фронт.
Звания: 1937 - флигер; ... ; 27.8.39 - лейтенант [по другим данным к началу 1940 он был еще унтерофицером, а лейтенанта получил только в феврале-марте; не исключено, что корректны обе версии: например, 27.8.39 может быть датой отсчета старшинства, или подачи представления к производству в офицеры]; 1[11?].11.41 - обер-лейтенант; 1.4.43 - гауптман; 1.5.44 - майор [возможно, это дата утверждения в звании, а присвоили его еще в марте].
Части и кампании: с 10.1.40 воевал в 3./JG 2 на западном фронте, летал на Bf 109E, но эти вылеты, явно, не включены в его общепризнанный список боевых миссий. 1.4.40 получил временное назначение инструктором во Flieger-Ausbildungs-Regiment 10 [скорее всего, в Schule/FAR.10] в Восточной Пруссии. 1.7.40 формально переведен в 4./JG 52, но фактически в этом штаффеле так и не появился, т.к. в июне-июле лежал в больнице со скарлатиной; фактически прибыл в II./JG 52 только в середине месяца и с 18.7.40 воевал в составе 6./JG 52 на западном и, с июня 1941, восточном фронтах, летал сначала на Bf 109E, а с начала 1941 пересел на Bf 109F и на последнем типе одержал 10 побед (все на востоке); 1.3.42 [21.5.42?] стал Staka 4./JG 52, продолжил полёты на Bf 109F и одержал еще 54 победы, пока не был ранен в воздушном бою с советскими истребителями 25.7.42. После лечения вернулся на прежнюю должность в начале октября 1942, летал на Bf 109G (сначала ранних суб-модификаций, а к лету 1943 были уже G-6) и одержал дополнительные 76 побед; с 4.8.43 был и.о. командира I./JG 52 и добавил на счёт еще 22 победы; с 1.9.43 командовал II./JG 52, продолжал летать на Bf 109G-6, одержал еще 111 побед и был тяжело ранен в воздушном бою 31.5.44. На фронт вернулся в конце октября 1944, когда группа летала уже на смеси из суб-модификаций G-6 и G-14, одержал еще 28 побед; 16.1.45 стал командиром JG 6 и далее летал на Fw 190, сначала A-8/A-9, а в феврале пересел на D-9; в конце марта 1945 лёг в госпиталь (ПТСР и физические последствия старого ранения), но гешвадер-комоддором числился до 10.4.45. В апреле 1945 прошел переучивание на Me 262 и стал «офицером Ic» в штабе JV 44. Совершил всего два «реактивных» боевых вылета, первый из которых прошел без происшествий, а во втором, 21.4.45, при заходе в атаку на строй бомбардировщиков загорелся один из двигателей, и пришлось его выключать и срочно возвращаться на базу. Уже на посадочном маневре его атаковали «Мустанги», но помешать приземлению они не смогли, зато Баркхорн сам чуть не убился: перед посадкой он не стал сбрасывать фонарь, но чтобы облегчить покидание самолета в случае неприятностей, открыл крышку (она откидывалась вбок), но в момент касания полосы она захлопнулась, ударив летчика по голове и с травмой шеи тот попал в госпиталь. 4.5.45 все еще лежал в госпитале, когда город был занят американскими войсками. Всего за время войны совершил 1800 вылетов, из которых 1104 были боевыми, одержал 301 воздушную победу, став асом №2 в истории авиации и 9 раз был сбит сам (один раз выпрыгнул с парашютом, а в остальных случаях садился на вынужденную).
Победы: 1-я - 2.7.41; 5-я - 22.8.41; 10-я - 30.11.41; 20-я - 11.6.42; 40-я и 41-я - 4.7.42; с 46-й по 51-ю - 19.7.42; 100-я и 101-я - 19.12.42; 150-я и 151-я - 8.8.43; 200-я - 30.11.43; с 246-й по 250-ю - 12.2.44; с 297-й по 300-ю - 4.1.45; 301-я и последняя - 5.1.45. За время войны семикратно стал «асом одного дня»: 22.6.42, 20.7.42, 12.2.44 и 16.11.44 одержал по 5 побед; 19.7.42 и 2.12.43 - по 6; 28.12.43 - 7.
Награды (за Вторую Мировую): - Eisernes Kreuz II. Klasse - 23.10.40; - Eisernes Kreuz I. Klasse - 3.12.40; - Ehrenpokal der Luftwaffe - 20.7.42; - Deutsches Kreuz in Gold - 21.8.42; - Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes - 23.8.42; - Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit Eichenlaub - 11.1.43; - Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit Eichenlaub und Schwertern - 2.3.44.
Прочие знаки отличия (тоже за WW2): - Flugzeugführer- und Beobachterabzeichen - после завершения лётной подготовки; - Frontflugspange für Jäger in Bronze - знак учрежден 30.1.41, и «бронзу» давали за 20 боевых вылетов; - Frontflugspange für Jäger in Silber - «серебро» давали за 60 б.в., и этот рубеж был пройден в первой половине 1941 (до начала Русской кампании), но не факт, что вручение этого знака успели оформить; - Frontflugspange für Jäger in Gold - «золото» полагался за 110 б.в., и данный рубеж Баркхорн преодолел где-то в первую неделю Барбароссы (потому как 2.7.41 был его вылет № 120); - Frontflugspange für Jäger in Gold mit Anhänger - эта степень знака была учреждена 26.6.42 и в истребительной авиации её давали за 500 б.в.; когда был пройден этот рубеж, я не знаю, но 23.1.44 Баркхорн первым в Люфтваффе довел число миссий до тысячи, а значит, 500 могло быть где-то в районе лета-осени 1942; - Летом 1942 исходно единый истребительный знак разделили на отдельные по «специальностям»; у дневных истребителей тогда сам знак остался прежним, но к названию добавили слова “für Tagjager”; - 29.4.44 оригинальную подвеску заменили на новую с указанием числа вылетов (с точностью до сотни), и у Баркхорна на тот момент была «1000», а весной 1945 он получил [ну, или по крайней мере «заслужил», т.к. сам знак вряд ли успел получить до капитуляции Германии] Frontflugspange für Jäger in Gold mit Anhänger für 1100 Feindflüge. - Verwundetenabzeichen in Schwarz - после первого ранения.
3.9.45 Баркхорна освободили из лагеря для военнопленных. В течении следующих 4 лет он был разнорабочим (ибо кроме как летать и сбивать ничего не умел), а в ноябре 1949 начал техническое обучение на заводе «Фольксваген» и потом с 1950 по конец 1955 работал на фирме Autohaus Junk.
2.1.56 записался в Бундесвер и был туда принят в прежнем (майорском) чине, но не «активном», а как офицер “a.D.” (т.е. «в отставке»). Тем не менее по факту он служил в восстановленных Люфтваффе и с 19.1.56 приступил к обучению у бывших противников на RAF Feltwell в Норфолке. В ряды офицеров действительной службы его перевели только 19.6.56, сохранив при этом чин майора, а в сентябре 1956 назначили Staka 1./Waffenschule 30, потом 1.7.57 повысили до командира школы, а 1.10.57 поставили во главе вооружённой F-84F эскадрой JaboG 31, которой 20.4.61 присвоили имя аса Первой Мировой войны Освальда Бёльке. За время службы в этой части Баркхорн был произведён сначала в оберст-лейтенанты (в 1958 году, то ли 12 мая, то ли 28 апреля), потом в оберсты (28.9.60), прошёл переучивание на F-104 в составе 4./Waffenschule 10 [даты этого переучивания я почему-то не записал, но знаю, что первый полёт на одноместном «Старфайтере» ас совершил 13.4.62]. В июне 1962 31-я эскадра целиком пересела на новый тип, а на Новый Год в ней сменился командующий. Баркхорна же 1.1.63 отправили в Führungsstab d.Lw. в составе Bundesministerium für Verteidigung, а в 1964 года перевели в штабе Luftwaffen-Erprobungskommando, где его поставили во главе команды специалистов (пилотов и инженеров), отправлявшихся в Англию для участия в трёхсторонних войсковых испытаниях самолётов вертикального взлёта и посадки. В октябре 1964 английские, немецкие и американские строевые пилоты приступили к переучиванию на «Кестрел», а 1.4.65 из них официально сформировали Tripartite Evaluation Squadron [сокращённо TES] с британским командиром и немецким и американским замкомами. После завершения цикла испытаний и расформирования TES в декабре 1965 Баркхорн убыл в командировку в США для помощи в местных испытаниях тех же самых машин, получивших новое обозначение XV-6A. В 1966 году [более точной информации не имею] ас вернулся в Европу и короткое время служил в штабе 4-х ATAF [Allied Tactical Air Force] в Дании. 7.2.67 его перевели в Führungsakademie в Гамбурге [не знаю, в каком качестве], а осенью 1967 и весной 1968 он был прикомандирован к летавшей на F-104G JaboG 34. В апреле 1968 последовал перевод из авиации в офицеры генерального штаба и в том же году Баркхорн вернулся в штаб 4-х ATAF. 10.9.69 ему присвоили «действующего» бригадного генерала, 14.5.70 официально утвердили в этом чине, а 1.10.73 произвели в генерал-майоры.
Герхард Баркхорн вышел в отставку по одним данным 19.3.79, а по другим 30 июня [или сентября?] 1975. 6.1.83 он попал в автокатастрофу и скончался от полученных ран два дня спустя.
Эта фотография, насколько известно, относится как раз к полёту Баркхорна 30.11.65:
Это, очевидно, другие фотографии, отснятые тогда же:
Про эти фотографии данных не имею, но если это и было другое время, то всё равно близкое к 30.11.65:
Более ранние фотографии самолётов TES, в т.ч. и борта XS688, который легко можно опознать по тактическому (носовому) номеру 8 (последний символ «серийника»):
Ещё более ранние фотографии, относящиеся к сентябрю 1964, когда XS688 принял участие в аэрошоу в Фарнборо:
После расформирования TES предполагалось, что три машины останутся в Англии и по три уйдут в ФРГ и США, но немцы отказались от дальнейшего участия в программе и вся шестёрка ушла за океан.
боковик из Aeroplane Monthly Icons про «Харриер»
XV-6A сер.№ 64-18262, «в девичестве» бывший «Кестрелом» борт XS688
И, до кучи, пара фотографий бывшего XS688 в американском музее, куда он попал после завершения всех испытаний: