боковик из первого тома трёхтомника “Slovenske Letectvo”
Aero MB.200 [лицензионный Bloch] сер.№ 12 - единственный самолёт этого типа, доставшийся словакам при дележе техники бывших чехословацких ВВС. В 1939-40 гг на нём периодически летал один из немногих тогдашних словацких пилотов с «многомоторной» подготовкой ротник Ян Гертгофер, служивший в Запасной летке словацких ВВС.
Ян Гертгофер, словак, уроженец Австро-Венгрии 1910 г.р.
В возрасте 17 лет пошёл добровольцем в армию, изъявив желание стать лётчиком и 1.10.27 был принят курсантом в ŠODL [Škola pro Odborný Dorost Letectva] в Простеёве. Двухлетний курс подготовки он закончил со средним результатом и поэтому был определён не на истребители, а в «двухместные» пилоты, получив соответствующее строевое назначение.
Звания (1): 1.10.27 - воин [про чешские и словацкие звания можно почитать тут]; 1.10.29 - свободник; 1.4.30 - десятник; 10.5.31 - четарж; 1.10.36 - ротни; 1.7.37 - ротмистр.
Части и кампании (1): с 1.10.29 служил в 5-й («наблюдательной», т.е. ближнеразведывательной) летке 2-го летецкого плука в Оломоуце; 15.2.31 переведён в 63-ю (разведывательную) летку того же полка. В 25.9.~16.11.30 и потом с 23.9.31 по 17.4.32 он был инструктором по военной подготовке, но не знаю где именно; в 18.4.~30.9.32 служил пилотом в Школьной летке VLU [Vojenské letecké učiliště]; а в промежутках между указанными периодами, очевидно, возвращался обратно в 63-ю летку. 15.4.35 переведён в 83-ю (тяжелобомбардировочную) летку 5-го летецкого плука в Брно, где летал сначала на Fokker F.IX, а позже на MB.200; 1.7.36 принят на обучение в школу ротмистров (фельдфебелей) авиации и выпустился из неё ровно год спустя, после чего вернулся в 83-ю летку.
В марте 1939 после окончательного раздела Чехословакии был репатриирован в новообразованную Словакию и 20.3.39 записался в ряды словацких ВВС
Звания (2): 20.3.39 - ротмайстер (в июне звание переименовано в ротника); 1.11.40 - заставник; 1.9.41 - поручик; 1.6.43 - надпоручик.
Части и кампании (2): в марте 1939 был зачислен в Техническую летку (31.1.40 переименована в «Наградную» т.е. запасную/резервную) словацких ВВС на авиабазе Пьештяны; летом 1940 прошёл переучивание на истребители (соответствующий диплом получил в районе 1 августа плюс/минус пара дней); 15.8.40 переведён в летавшую на Avia B.534 11-ю (истребительную) летку там же в Пьештянах; с осени 1940 (с ноября?) параллельно со строевой службой исполнял обязанности пилота-инструктора (в его биографии сказано, что в аэроклубе); В 22.6.~1.8.41 провёл первый «тур» на Восточном фронте, но не как лётчик-истребитель, а как пилот курьерского самолёта, летая по большей части на маршруте Братислава - Львов. Весной-летом 1942 прошёл переподготовку по немецким стандартам в составе 5.(slow.)/Jagdgruppe Drontheim в Дании; 1.8.42 временно назначен 2-м адъютантом командующего летецким плуком (единственным) словацких ВВС; в 12~22.9.42 был пилотом звена ночных истребителей на авиабазе Вайнори (три Avia B.534); потом поучаствовал в перегоне первых Bf 109E в Словакию и 1.10.42 включён в состав 13-й летки. 27.10.42 вместе с этой частью, в немецких документах проходившей как 13.(slow.)/JG52, начал «боевой тур» на востоке, летал на Bf 109E, Bf 109F и ранних Bf 109G, совершил 175 боевых вылетов, провёл 36 воздушных боёв и одержал 24 воздушных победы. 13.7.43 вернулся домой в Словакию пассажиром на C.445M Goeland и на следующий день получил назначение в 1-ю техническую летку в Пьештянах, в ней он принимал участие в приёмочных испытаниях полученных из Германии разведчиков Fw 189A-2 и учебных Go 145, Fw 44 Stieglitz и He 72D Kadett, а также прошёл переучивание на C.445M (завершил его 15.10.43); 31.1.44 там же в Пьештянах назначен пилотом-инструктором и по совместительству заместителем командира «Цвичной» (тренировочной) летки. В 25.5.~5.6.44 в Вене прошёл краткий курс подготовки командиров авиачастей, в процессе полетав на Bf 108 и Bf 109 Люфтваффе; 20.7.44 отправлен в Италию для приёмки закупленных с его же участием трёхмоторных SM.84, один из которых потом перегнал в Словакию 17.8.44. 31.8.44 Гертгофер вылетел на Ju W34 hi из Пьештян в Вайнори, чтобы забрать там командующего Восточнословацкой армией генерала Малара и куда-то [не знаю куда] отвезти, но на промежуточной посадке на аэродроме Нижний Шебеш (у Прешова) их арестовали немцы.
Победы: 1-я - 29.12.42; 5-я и 6-я - 15.3.43; 10-я и 11-я - 16.4.43; 15-я и 16-я - 24.4.43; 20-я - 26.5.43; 24-я и последняя - 14.6.43.
Награды: [в том порядке, в котором они перечислялись в одной из биографий] Vyznamenanie “Za hrdinstvo” III. stupňa [Знак отличия (медаль) «За храбрость»] - 5.3.43; Vyznamenanie “Za hrdinstvo” II. stupňa - 5.5.43; Vyznamenanie “Za zásluhy” - 27.8.43; Vojenný Víťazný Kríž V. triedu [Крест победы 5-го класса; «5-я» была на самом деле не степенью ордена, а одной из причисленных к ордену медалей (золотой)] - 14.3.44; немецкий Eisernes Kreuz II. Klasse - 24.1.43; немецкий Eisernes Kreuz I. Klasse - 29.4.43; немецкий Ehrenpokal der Luftwaffe - 12.7.43; немецкая Frontflugspange für Jäger in Gold - 12.5.43 [«золото» полагалось за 110 б.в.]; хорватская Srebrna kolajna krune kralja Zvonimira na ratnoj vrpci [Серебряная медаль короны короля Звонимира на боевой ленте] - 13.7.44; румынский Ordinul “Virtutea Aeronautică”, Cruce de Aur [Золотой крест (высшая степень) Ордена авиационной доблести] - 25.4.44.
Ас просидел несколько месяцев в Шталаге XVIIA, а после освобождения (самими немцами) вернулся в Пьештяны, где записался в Домобрану и 16.2.45 стал офицером Летецкого плука (без самолётов) [Leteckého pluku (bez letadel)]. После прихода советских войск он 4.4.45 оказался в рядах Povážského praporu slobody v Piešťanech, а 9 мая был принят на службу в чехословацкую армию.
Звания (3): 9.5.45 - надпоручик; 1.4.48 - надпоручик резерва; 6.10.50 - капитан резерва.
После возвращения в чехословацкую авиацию Гертгофер получил назначение в LVS [Letecké výcvikové středisko = Авиационный учебный центр] в Спишска-Нова-Вес и 6.6.45 стал командиром Школьной летки этого центра. 1.8.45 назначен адъютантом (или заместителем?) начальника 2-го аэродромного дивизиона [Letištní peruť] на авиабазе Пьештяны. 28.2.46 этот «перуть» сменил номер на 12, а 6.6.46 переименован в Leteckou základnu 12.
17.7.46 аса откомандировали в распоряжение словацкого Министерства Транспорта, где он был поставлен во главе Технического отделения в Отделе Гражданской авиации и параллельно стал штатным правительственным пилотом. Чаще всего он летал на C-47, перевозя разных «шишек» по Чехословакии и иногда за границу. 17.8.47 Министерство Транспорта отправило его в годичный отпуск без сохранения содержания, а в армии он был уволен в запас 1.4.48. Где-то в 1948 Гертгофер нашёл работу в гражданской авиации и летал, судя по всему, на DC-3, но 1.6.51 был уволен (вроде, по причине неблагонадёжности) и в дальнейшем уже не имел никакого отношения к авиации.
Скончался 9.8.91.
боковик из “Vzduch je naše moře”
То ли другая интерпретация той же самой окраски, то ли внешний вид самолёта на другое (но близкое) время.